Дело № 223/2012



РЕШЕНИЕ дело 2-223/2012

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Судья Крутинского районного суда Омской области Э.М. Свита,

с участием истца Галявиной Г.И.,

представителя ответчика Кукушкиной Т.К.,

представителя третьего лица Лаптева А.В.,

при секретаре Савочкиной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 31.05.2012 года в р.п. Крутинка

дело по иску Галявина Г.И. к Государственному учреждению- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Крутинском районе Омской области о признании незаконным решения об отказе в назначении трудовой пенсии по старости досрочно, обязательстве ответчика включить в специальный стаж определенных периодов и обязательстве назначения пенсии с 15.06.2011 года,

УСТАНОВИЛ:

Галявина Г.И. заявленные исковые требования, уточнила, пояснив в судебном заседании, что 15.06.2011 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии ей было отказано в связи с отсутствием специального стажа. При этом ответчиком из расчета специального стажа были исключены несколько периодов, в том числе период работы в должности старшей пионервожатой в Новокарасукской средней школе, периоды обучения на курсах повышения квалификации и период её работы в должности воспитателя группы продленного дня. Полагает, что действия ответчика незаконны, так как существующим на время её работы старшей пионервожатой законодательством должность пионервожатой включалась в специальный стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии досрочно. Должность воспитателя группы продленного дня, которая указана в её трудовой книжке, тождественна должности воспитателя школы, указанной в Списках, работая воспитателем группы продленного дня, она выполняла все обязанности, предусмотренные Должностными инструкциями воспитателя школы. Повышение квалификации является обязательным условием работы педагога, за время обучения на курсах за ней сохранялось место работы и заработная плата, из которой производились отчисления в пенсионный фонд. Просит обязать ответчика включить в её специальный стаж оспариваемые периоды, назначив пенсию со времени её обращения в пенсионный фонд. После её обращения в пенсионный фонд работниками фонда ей объяснили, что имеющегося у неё стажа достаточно для назначения досрочной пенсии. Решение об отказе в назначении пенсии она получила только в августе 2011 года. По семейным обстоятельствам не смогла сразу же после получения отказа обратиться в суд с иском на незаконные действия ответчика.

Представитель ГУ –Управление пенсионного фонда РФ в Крутинском районе ФИО5 в качестве ответчика исковые требования не признала, пояснив в судебном заседании, что в досрочном назначении трудовой пенсии истице было отказано в связи с недостаточностью специального стажа. Во время обучения на курсах повышения квалификации истица педагогическую деятельность не осуществляла, поэтому из её стажа работы эти периоды были исключены. Должности воспитателя группы продленного дня и пионервожатой не поименованы Списком работ, профессий и должностей. В случае включения судом всех трех оспариваемых периодов в специальный стаж работы истца, на время её обращения с заявлением в пенсионный фонд, педагогический стаж Галявина Г.И. будет составлять более 25 лет.

Представитель третьего лица- Комитета по образованию Администрации Крутинского муниципального района Омской области, ФИО6 просил удовлетворить заявленные Галявина Г.И. требования, так как в период её обучения на курсах повышения квалификации за ней сохранялись место работы и заработная плата, из которой перечислялись платежи в пенсионный фонд. Работая воспитателем группы продленного дня, Галявина Г.И. выполняла все обязанности, предусмотренные Должностными инструкциями воспитателя школы, штатным расписанием должность воспитателя группы продленного дня не предусмотрена и это бытовое название одной и той же должности. В период, когда истица работала старшей пионервожатой, действовало постановление от ДД.ММ.ГГГГ, которым работа в должности пионервожатой включалась в педагогический стаж.

Выслушав стороны, оценив исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований по следующим основаниям:

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФР в Крутинском районе от ДД.ММ.ГГГГ Галявина Г.И.. было отказано в назначении пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, поскольку на дату обращения отсутствовал требуемый специальный стаж.

Из расчета стажа исключены периоды работы истицы в качестве старшей пионервожатой и воспитателя группы продленного дня в Новокарасукской средней школе, а также периоды обучения истицы на курсах повышения квалификации.

В соответствии с п.п.1, 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на социальное обеспечение, в том числе по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ (с изменениями от 27.07.2010 года) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей независимо от их возраста.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности и Правила исчисления периодов этой работы.

Судом установлено, и это обстоятельство не оспаривается сторонами, что в период с ДД.ММ.ГГГГ и по ДД.ММ.ГГГГ Галявина Г.И. работала старшей пионервожатой в Новокарасукской средней школе

В указанный период действовало Положение "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", утвержденное Постановлением Совмина СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (утратило силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 года № 953).

Согласно подпункту. 4 пункта 2 указанного Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитываются работа в том числе, в школах в качестве штатных пионервожатых.

Из пункта 4 названного Положения следует, что время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

В соответствии с пунктом 4 ст. 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой деятельности до 01 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года N 2-П норма, содержащаяся в п. 4 ст. 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до ДД.ММ.ГГГГ прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.

Следовательно, исчисление периодов до ДД.ММ.ГГГГ, засчитываемых в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, может производиться с учетом правил и норм Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (статей 93-94) и иных нормативных правовых актов, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж до указанной даты. Продолжительность стажа работы, а также то обстоятельство, в какой период до ДД.ММ.ГГГГ протекала такая работа, значения не имеют.

Ответчиком не оспаривается, что период работы Галявина Г.И. до обращения ДД.ММ.ГГГГ в ГУ УПФР РФ в <адрес> за исключением оспариваемых периодов составлял 24 года 4 месяца 5 дней (по Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ) и 24 года 7 месяцев 01 день (по постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -П), превышая две трети от 25 лет требуемого педагогического стажа для назначения пенсии досрочно.

Доводы представителя ответчика о том, что исчисление сроков выслуги лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, могут быть исчислены либо по условиям и нормам пенсионного законодательства,, действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ, либо исходя из ном Федерального закона « О трудовых пенсиях в РФ», не соответствуют закону и конституционно-правовым нормам о правах и свободах гражданина Российской Федерации, а также обстоятельствам, установленным в ходе разбирательства дела.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о наличии оснований для включения в стаж Галявина Г.И. периода работы в должности старшей пионервожатой в Новокарасукской средней школе.

Из трудовой книжки Галявина Г.И., уточняющей справки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала воспитателем группы продленного дня в Новокарасукской средней школе, что не оспаривается ответчиком.

Пунктом 1.1. Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 10, п.1, ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указаны «воспитатели школ всех наименований».

Согласно пункту 2 постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 "Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 440 по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации и по представлению Министерства образования и науки Российской Федерации установлено тождество наименований должностей "воспитатель группы продленного дня" наименованию должности "воспитатель".

Таким образом, работа в должности воспитателя продленного дня в общеобразовательной школе на основании вышеназванных положений закона подлежит включению в стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии вне зависимости от того, в какой период имело место осуществление данной трудовой деятельности.

Следовательно, суд считает необходимым включить период работы Галявина Г.И. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве воспитателя группы продленного дня в Новокарасукской средней школе в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Как следует из представленных Галявина Г.И. уточняющей справки, приказов о направлении на учебу и удостоверений, она обучалась на курсах повышения квалификации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ).

Ответчиком не оспаривается, что в названные периоды истица обучалась на курсах повышения квалификации.

В судебном заседании Галявина Г.И. и представитель третьего лица ФИО6 пояснили, что истица на курсах повышения квалификации обучалась на условиях полного рабочего дня, за ней в период обучения сохранялись место работы и заработная плата, из которой перечислялись платежи в пенсионный фонд.

Согласно ст.ст. 196-197 Трудового кодекса Российской Федерации, работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям. Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, трудовыми договорами.

В силу п.4 Правил исчисления периодов, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (с последними изменениями от ДД.ММ.ГГГГ), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 187 ТК РФ (ст. 112 КЗоТ РФ) при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

В пункте 21 Рекомендации Международной организации труда от ДД.ММ.ГГГГ N 148 "Об оплачиваемых учебных отпусках" предусмотрено, что период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.

При регулировании трудовых отношений, в частности при установлении дополнительных гарантий (преимуществ) для одной из сторон в трудовом договоре, законодатель - в силу требований ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 8, ч. 3 ст. 17,ч. 1, 2 ст. 19, ч. 1 ст. 34, ч. 2 ст. 35 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ - должен обеспечивать баланс соответствующих конституционных прав и свобод, являющийся необходимым условием гармонизации трудовых отношений в РФ как социальном правовом государстве, что составляет правовую основу справедливого согласования прав и интересов работников и работодателей как сторон в трудовом договоре.

В связи с чем, закрепляя в Трудовом кодексе РФ, гарантии и компенсации для работников, совмещающих работу с обучением в высших учебных заведениях, законодатель возложил на работодателей обязанности по их обеспечению, включая обязанность сохранять за периоды освобождения от работы в связи с обучением среднюю заработную плату, производить иные выплаты.

При учете указанной правовой позиции действующего законодательства не включение в специальный стаж периодов нахождения работников в учебных отпусках влечет необоснованное ограничение их пенсионных прав.

Следовательно, оспариваемые периоды обучения Галявина Г.И. на курсах повышения квалификации также подлежат включению в стаж её работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Таким образом, анализируя вышеизложенное законодательство и обстоятельства, установленные в ходе разбирательства дела, суд приходит к выводу, что решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФР в Крутинском районе от 23.06.2011 года, которым Галявина Г.И. было отказано в назначении пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью досрочно, следует признать незаконным, как нарушающее конституционное право истицы на своевременное получение социального обеспечения по старости.

По смыслу ч.1 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на неё.

Как установлено судом, с учетом включения в специальный стаж спорных периодов, в том числе периодов работы в должности старшей пионервожатой, в должности воспитателя группы продленного дня и периодов обучения на курсах повышения квалификации на время обращения в ГУ УПРФ в Крутинском районе ДД.ММ.ГГГГ специальный стаж Галявина Г.И. составлял более 25 лет, в связи с чем пенсия истцу в соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях» должна быть назначена со дня обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч.1 п. 19 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации суд полагает необходимым освободить ответчика от уплаты госпошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным Решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФР в Крутинском районе от ДД.ММ.ГГГГ без номера об отказе в назначении Галявина Г.И. досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Обязать ГУ УПФ РФ в Крутинском районе включить в стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости Галявина Г.И. следующие периоды:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- период работы в должности старшей пионервожатой в Новокарасукской средней школе;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период работы в должности воспитателя группы продленного дня в Новокарасукской средней школе;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- периоды обучения на курсах повышения квалификации.

Обязать Государственное учреждение-Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Крутинском районе назначить Галявина Г.И. пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью досрочно с ДД.ММ.ГГГГ.

От уплаты государственной пошлины ответчика освободить.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд путем подачи жалобы через Крутинский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения в мотивированной форме

Судья: