Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Судья Крутинского районного суда Омской области Балакова О.В.
при секретаре Ивановой Н.Б.,
с участием помощника прокурора Крутинского района Марковича И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Крутинке 5 апреля 2011 года дело по иску прокурора Крутинского района в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц к Администрации Крутинского городского поселения Крутинского муниципального района Омской области об устранении нарушений требований правил дорожного движения,
у с т а н о в и л :
Прокурор Крутинского района обратился в суд с иском к Администрации Крутинского городского поселения Крутинского муниципального района Омской области об устранении нарушений требований правил дорожного движения,
В обоснование иска указано:
Прокуратурой района в рамках полномочий, предусмотренных ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», проведена проверка соблюдения требований ФЗ «О безопасности дорожного движения», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» в деятельности администрации Крутинского городского поселения.
Результаты свидетельствуют о наличии нарушений указанного выше законодательства в деятельности Администрации Крутинского городского поселении Крутинского муниципального района Омской области, выразившееся в том, что по настоящее время не обеспечена охрана жизни, здоровья, прав и законных интересов несовершеннолетних лиц посредством предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий на территории поселения, посредством установления дорожных знаков, дорожной разметки.
Как следует из материалов проверки, проведенной должностными лицами ОГИБДД ОВД по Крутинского району в рамках осуществления своих полномочий, предусмотренных п. 9 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О милиции», Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.1998 года № 711, в р.п. Крутинка у МОУ Крутинская СОШ№3 в нарушение требований Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 года № 1090, дорожный знак 1.23 (дети) отсутствует.
В силу действующего законодательства на Администрации Крутинского городского поселения лежит ответственность за состояние дорог на территории поселения, обязанность содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
В связи с этим прокурор просит обязать Администрацию Крутинского городского поселения Крутинского муниципального района Омской области установить в р.п. Крутинка у МОУ Крутинская СОШ№3, дорожный знак 1.23 (дети).
В судебном заседании помощник прокурора Крутинского района Маркович И.В. просил удовлетворить требования прокурора по изложенным в исковом заявлении основаниям.
В судебном заседании представитель Администрации Крутинского городского поселения, по доверенности, Малыгин В.Н., в качестве ответчика признал требования, заявленные прокурором, в полном объеме, пояснил, что в настоящее время начаты работы по установке дорожного знака.
Выслушав помощника прокурора Марковича И.В., представителя ответчика, оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с ч. 4 ст. 6 ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закона) органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. На основании ч. 2 ст. 12 Закона обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги. Статья 21 Закона возлагает осуществление мероприятий по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности на органы местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
Пункт 5 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения содержание автомобильных дорог общего пользования в границах населенных пунктов.
Аналогичные требования закреплены в п. 5 ст. 4 Устава Крутинского городского поселения, принятого решением Советом Крутинского городского поселения 25.11.2005 года № 21.
В соответствии с ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно требованиям Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 года № 1090, дорожный знак «Дети» (п. 1.23 приложения № 1 к правилам дорожного движения «дорожные знаки») устанавливается на участке дороги вблизи детского учреждения, на проезжей части которого возможно появление детей.
На основании ст. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 года № 1090 - должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Статья 15 Конституции Российской Федерации закрепляет, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
На основании ч. 2 ст. 4 Конституции РФ - Конституция Российской Федерации и Федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
Частью 1,2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрена обязанность прокурора от имени Российской Федерации осуществлять надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации в целях верховенства закона, защиты прав и свобод человека и гражданина, также охраняемых законом интересов общества и государства.
Требования ч. 4 ст. 27, ч.ч. 3,4 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» регламентируют право прокурора обращаться в суд с заявлением, если этого требует защита интересов государства, неопределенного круга лиц в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
С учетом факта закрепленного в Российской Федерации конституционного принципа свободы передвижения и выбора места жительства, состав потенциальных истцов не может поддаваться точному исчислению не только до начала судебного разбирательства, но и в дальнейшем. Во взаимосвязи ст.ст. 4,38,45 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» в иске прокурора в интересах неопределенного круга лиц «материальным» истцом является неопределенный круг физических лиц, так как за защитой их прав обращается прокурор, то он в силу закона выступает «процессуальным» истцом.
Указанные выше факты в деятельности Администрации Крутинского городского поселения, как исполнительного органа местного самоуправления напрямую затрагивает публичные интересы неопределенного круга несовершеннолетних лиц, потенциально использующие для передвижения вышеуказанную улицу общего пользования в р.п. Крутинка Крутинского района Омской области непосредственно у МОУ Крутинская СОШ №3.
На проезжей части вблизи вышеуказанного детского учреждения регулярно и в большом количестве появляются дети, которые в силу своего возраста самостоятельно не могут защитить свое конституционное право на охрану жизни, здоровья, прав и законных интересов, что явилось одной из причин обращения прокурора с исковым заявлением.
Кроме того, невыполнение органом местного самоуправления требований Конституции РФ и федеральных законов, напрямую обязывающих органы местного самоуправления на их соблюдение с принятием конкретных действий (установление дорожных знаков и разметки) также затрагивает публичные интересы государства, обязанного в силу ст.ст. 2,38,48 Конституции Российской Федерации соблюдать права и свободы человека и гражданина, детство, здоровье.
В связи с этим суд считает законным обращение прокурора Крутинского района в суд с указанным заявлением.
В силу п.19 ч.1 ст.333.16 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 45 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Обязать Администрацию Крутинского городского поселения Крутинского муниципального района Омской области установить в р.п. Крутинка у МОУ Крутинская СОШ№3, дорожный знак 1.23 (дети).
Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Омский областной суд путем подачи жалобы в Крутинский районный суд в течение десяти дней.
Судья: