Дело № 2-512/12
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
14.08.2012 года р.п. Крутинка
Судья Крутинского районного суда Омской области Калинин А.Г.,
с участием прокурора Устюговой А.Ю.,
представителя ответчика на основании доверенности Лаптева А.В.,
при секретаре Симон И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Крутинского района в защиту интересов неопределенного круга несовершеннолетних лиц к Комитету по образованию администрации Крутинского муниципального района о возложении обязанностей, -
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Крутинского района Омской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц на том основании, что в результате проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, выявлены нарушения в сфере осуществления перевозок обучающихся в деятельности Комитета по образованию Администрации Крутинского муниципального района.
В обоснование иска указано.
В силу части 7 ст. 51 Закона «Об образовании» ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.
Эксплуатация транспортных средств связана с повышенной опасностью для окружающих, Федеральным законом от 30.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» с целью охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также с целью защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий предусмотрены отдельные ограничения свободы использования транспортных средств их владельцами во время дорожного движения.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 № 720 «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств» утвержден Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств (далее по тексту – Технический регламент), согласно разделу 1.16 которого установлены требования к транспортным средствам для перевозки детей.
Согласно Приложению № 1 Постановления Правительства РФ от 10.09.2009 № 720 определены объекты технического регулирования. В частности, к объектам технического регулирования относятся:
- категория M2 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 тонн.
- категория M3 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых, превышает 5 тонн.
Согласно п. 1.16.1.1 Приложения 1.16 указанного выше Постановления, транспортные средства (автобусы) для перевозки детей должны соответствовать общим требованиям к транспортным средствам категорий M2 и M3 с учетом требований, указанных в Приложении 1.16.
Согласно п.п. 1.16.1.2-1.16.1.7 и 1-16.2.3-1.16.2.5.2:
- автобус, максимальная конструктивная скорость которого превышает 60 км/ч, должен быть оборудован устройством ограничения скорости, отвечающим требованиям Правил ЕЭК ООН N 89.
- спереди и сзади автобуса должны быть установлены опознавательные знаки «Перевозка детей» в соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации.
- на наружных боковых сторонах кузова, а также спереди и сзади по оси симметрии автобуса должны быть нанесены контрастные надписи «ДЕТИ» прямыми прописными буквами высотой не менее 25 см и толщиной, не менее 1/10 ее высоты.
- в непосредственной близости к указанным надписям (на расстоянии не менее 1/2 их высоты) не должны наноситься какие-либо обозначения или надписи.
- кузов автобуса должен иметь окраску желтого цвета.
- автобус должен быть оснащен устройством, обеспечивающим автоматическую подачу звукового сигнала при движении задним ходом.
- элементы всех устройств непрямого обзора, установленных на автобусе, должны иметь электрообогрев.
- в каждом поперечном ряду сидений должна быть предусмотрена сигнальная кнопка "Просьба об остановке". Сигнальные кнопки должны устанавливаться на внутренней боковине автобуса под нижней кромкой окна.
- рабочее место водителя не должно иметь каких-либо глухих перегородок, отделяющих его от пассажирского помещения.
- рабочее место водителя должно быть оборудовано звуковым и световым сигналами о необходимости остановки, включаемыми с мест размещения детей, а также внутренней и наружной автомобильной громкоговорящей установкой.
В соответствии с п. 1.16.3.12 сиденья должны быть оборудованы удерживающими устройствами для детей, которые представляют совокупность поясного ремня безопасности и устройств регулирования и крепления.Проведенной проверкой установлено, что на балансе комитета по образованию числятся автобусы ПАЗ 32053 гос. знак АА 87055 (в пользовании МКОУ Толоконцевская СОШ), ПАЗ 32053 гос. знак М149СВ55 (МКОУ Яманская СОШ), ПАЗ 32053 гос. знак АА 87755 (МКОУ Шипуновская СОШ), ПАЗ 32053 гос. знак АН 99055 (МКОУ Китерминская СОШ).
Указанные автобусы не соответствуют вышеназванным требованиям Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 № 720, а также ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования» (информация начальника ОГИБДД МО МВД РФ «Называевский»).
В частности, автобусы марки: ПАЗ 32053 гос. знак М156УО55, ПАЗ 32053 гос. знак М 155УО 55
- удерживающими устройствами для детей (ремнями безопасности),
- устройствами для ограничения скорости,
- устройствами, препятствующими началу движения при открытых или не полностью закрытых служебных дверях,
- на наружных боковых сторонах кузова, а также спереди и сзади по оси симметрии ТС контрастными надписями «ДЕТИ»,
- на каждом поперечном ряду сидений сигнальной кнопкой «Просьба об остановке»,
- на рабочем месте водителя внутренней и наружной автомобильной громкоговорящей установкой.
Автобусы марки: ГАЗ 322132 гос. знак Н137РУ55, УАЗ 220695 гос. знак Р405СН55, не оборудованы:
- устройствами для ограничения скорости,
- устройствами, препятствующими началу движения при открытых или не полностью закрытых служебных дверях,
- на наружных боковых сторонах кузова, а также спереди и сзади по оси симметрии ТС контрастными надписями «ДЕТИ»,
- на каждом поперечном ряду сидений сигнальной кнопкой «Просьба об остановке»,
- на рабочем месте водителя внутренней и наружной автомобильной громкоговорящей установкой.
Нарушения законодательства о безопасности дорожного движения создают угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних детей, перевозка которых осуществляется на автобусах, не соответствующих установленным законом требованиям безопасности, что может повлечь за собой наступление трагических последствий с причинением вреда здоровью несовершеннолетних обучающихся.
В судебном заседании представитель истца предъявленные требования поддержала в полном объеме, указав, что нарушение ответчиком санитарно-эпидемиологических норм, законодательства об образовании, ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних воспитанников.
Представитель ответчика признал исковые требования, пояснив, выявленные нарушения до 31.12.2012 года будут устранены.
Представитель третьего лица – МО МВД России по Омской области «Называевский» о времени и месте рассмотрения иска извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, причину неявки суду не сообщил.
В соответствии с частью 4 ст. 173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и его принятии судом суд выносит решение об удовлетворении заявленных требований.
Признание иска представителем ответчика принято судом, поскольку не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Последствия признания иска сторонам разъяснены, им понятны.
Прокурор в силу ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, поэтому его обращение в суд с указанным иском является законным
Согласно части 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд -
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Крутинского района удовлетворить.
Обязать Комитет по образованию администрации Крутинского муниципального района в срок до 31.12.2012 года устранить нарушения требований безопасности, привести автобусы
ПАЗ 32053 государственный регистрационный знак М 156УО 55;
ПАЗ 32053 государственный регистрационный знак М 155УО 55;
ГАЗ 322132 государственный регистрационный знак Н 137 РУ 55;
УАЗ 220659 государственный регистрационный знак Р 405 СН 55;
в соответствие с требованиями Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 года № 720, и требованиями ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования».
От уплаты государственной пошлины Комитет по образованию администрации Крутинского муниципального района освободить.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, в Омский областной суд, путем подачи жалобы в Крутинский районный суд.
Судья: А.Г.Калинин
15.08.2012 года