Дело № 2-503/12
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
15.08.2012 года р.п. Крутинка
Судья Крутинского районного суда Омской области Калинин А.Г.,
с участием прокурора Устюговой А.Ю.,
представителя ответчика на основании доверенности Сазанова В.А.,
представителя третьего лица - ГИБДД МО МВД России «Называевский», на основании доверенности Герасенкова В.Л.,
при секретаре Симон И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Крутинского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Китерминского сельского поселения Крутинского муниципального района о признании незаконным бездействия и понуждении создать проект дислокации по установке дорожных знаков, -
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Крутинского района обратился в Крутинский районный суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Китерминского сельского поселения Крутинского муниципального района о признании незаконным бездействия и понуждении создать проект дислокации по установке дорожных знаков в границах населенных пунктов поселения.
В судебном заседании представитель истца предъявленные требования поддержала в полном объеме, указав, отсутствие проекта дислокации установки дорожных знаков препятствует их фактическому размещению. Отсутствие дорожных знаков в границах сельского поселения является нарушением федерального закона о безопасности дорожного движения и требований ГОСТ, регламентирующий технические средства организации дорожного движения (дорожных знаков и т.п.).
Представитель ответчика признал исковые требования частично, представил отзыв, пояснив, требование прокурора является законным и обоснованным, но для разработки проекта дислокации необходимы денежные средства. Данные расходы не заложены в бюджете поселения на 2012 года. Просил отнести срок разработки проекта дислокации дорожных знаков до 01.07.2013 года.
Представитель третьего лица пояснил суду, прокурор обратился с данным иском по инициативе ГИБДД МО МВД России «Называевский», поскольку содержание улично-дорожной сети и технических средств дорожного регулирования в населенных пунктах Крутинского района не соответствуют требованиям ГОСТ. Проекты на дислокацию по установке дорожных знаков во всех поселениях отсутствуют.
Рассмотрев представленные в материалы дела документы, заслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.
Содержание и строительство дорог в границах сельского поселения, обеспечение безопасности людей, охрана их жизни и здоровья, в соответствии с Уставом поселения относится к вопросам местного значения.
Истцом проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения в деятельности администрации поселения, в ходе которой выявлено нарушение требований Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств». Администрацией Китерминского сельского поселения проект на дислокацию по установке дорожных знаков до настоящего времени не разработан.
Выявленные факты, по мнению прокурора, свидетельствуют о незаконности бездействия ответчика.
Исследовав и оценив обстоятельства дела, имеющиеся доказательства, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 4 ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон) к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничениях или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 50 Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № ФЗ-131 от 06.10.2003 в собственности поселений могут находиться, в том числе, автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
На основании ст. 12 Федерального закона, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Статья 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения наряду с прочими относит дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичные требования закреплены в пункте 5 статьи 4 Устава Китерминского сельского поселения Крутинского муниципального района Омской области.
В соответствии с частью 8 статьи 6 данного Закона к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно п. 1 ГОСТ Р 50597-93 г, настоящий стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Стандарт распространяется:
- до 01.01.95 на находящиеся в эксплуатации федеральные автомобильные дороги, магистральные дороги и улицы городов и других населенных пунктов;
- с 01.01.95 на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов.
Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
В соответствии с п. 4.1.1 ГОСТ Р 50597-93 г., автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размешенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.
Таким образом, бездеятельность ответчика, выразившаяся в отсутствии проектного плана дислокации дорожных знаков нарушает публичные интересы сельского поселения, связанные с осуществлением компетенции в сфере вопросов местного значения, в том числе, дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, является незаконной.
Срок, до истечения которого истец просит обязать администрацию Китерминского сельского поселения разработать проект дислокации по установке дорожных знаков в границах населенных пунктов поселения является разумным, реальным и достаточным для исполнения.
Учитывая, что данные о финансовом положении администрации Китерминского сельского поселения, на день рассмотрения дела не представлены, доводы представителя ответчика об установлении срока разработки проекта дислокации дорожных знаков до 01.07.2013 года, суд находит несостоятельными.
В силу части 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Ответчик является органом местного самоуправления и в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд -
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Крутинского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Китерминского сельского поселения Крутинского муниципального района, выразившееся в неразработке проекта дислокации по установке дорожных знаков в границах населенных пунктов поселения.
Обязать Администрацию Китерминского сельского поселения Крутинского муниципального района в срок до 31.12.2012 года разработать проект дислокации по установке дорожных знаков в границах населенных пунктов поселения.
От уплаты государственной пошлины администрацию Китерминского сельского поселения освободить.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, в Омский областной суд, путем подачи жалобы в Крутинский районный суд.
Судья: А.Г.Калинин
17.08.2012 года