Дело № 2-541/12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11.09.2011 года р.п. Крутинка
Судья Крутинского районного суда Омской области Калинин А.Г.,
с участием
истца – помощника прокурора Крутинского района Асадулиной А.С.,
представителя ответчика - Администрации Крутинского муниципального района Омской области Тухватулина Т.А.,
представителя третьего лица - Комитета финансов и контроля Администрации Крутинского муниципального района Лушовой Л.В.,
при секретаре Симон И.В.,
рассмотрев дело по иску прокурора Крутинского района Омской области в интересах Бозиной Нины Николаевны о признании незаконным бездействия администрации Крутинского муниципального района Омской области по не предоставлению мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилого помещения с учетом приборов учета тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения и взыскании в качестве компенсации понесенных расходов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, -
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Крутинского района Омской области обратился в суд с иском в интересах медицинского работника учреждения здравоохранения «Крутинская центральная районная больница» ФИО1 о признании незаконным бездействия Администрации Крутинского муниципального района Омской области по непредоставлению истице мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и взыскании компенсации понесенных расходов.
В обоснование исковых требований указано, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, является работником БУЗОО «Крутинская ЦРБ», работает в должности <данные изъяты>. До ДД.ММ.ГГГГ она работала в должности <данные изъяты> в МУЗ «Крутинская ЦРБ», В связи с этим имела право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату природного газа, используемого для отопления и компенсацию расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника в порядке и на условиях, регламентированных ст.ст. 36,37 Закона Омской области от 04.07.2008 №1061-03 «Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан».
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 не были предоставлены меры социальной поддержки, предусмотренные ст.ст. 36,37 Закона Омской области от 04.07.2008 № 1061-03 «Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» (в редакции, действовавшей в период неоплаты социальных льгот), что является незаконным. Распоряжением Правительства Омской области от 02.11.2011 № 152-рп предусмотрена передача учреждений здравоохранения, находящихся в собственности муниципальных образований Омской области в собственность Омской области с 01.01.2012 года. После передачи имущества МУЗ «Крутинская ЦРБ» изменило организационно-правовую форму и стало именоваться бюджетным учреждением здравоохранения Омской области «Крутинская ЦРБ». С указанной даты, т.е. 01.01.2012 года Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, статьей 63 которых были урегулированы правоотношения предоставления мер социальной поддержки медицинским работникам, утратили силу. Однако на момент неисполнения обязательств по обеспечению медицинского работника мерами социальной поддержки «Крутинская ЦРБ» являлась муниципальным учреждением здравоохранения. Непредоставление мер социальной поддержки медицинскому работнику является незаконным.
Помощник прокурора Крутинского района Омской области Асадулина А.С. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Просила признать бездействие администрации Крутинского муниципального района Омской области по не предоставлению мер социальной поддержки медицинскому работнику ФИО1 незаконным, взыскать в пользу последней за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в счет компенсации расходов на оплату отопления жилого помещения и на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения, согласно расчету <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
ФИО1 представила суду заявление, в котором просит рассмотреть иск прокурора без её участия, удовлетворить требования в полном объеме.
В судебном заседании представитель администрации Крутинского муниципального района Омской области Тухватулин Т.А., действующий на основании доверенности, предъявленные исковые требования не признал и пояснил, нормы Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не содержат положений о том, что меры социальной поддержки отдельным категориям граждан осуществляются из средств муниципального бюджета. Данное финансирование осуществляется в виде субвенций из средств субъекта Российской Федерации – Омской области. Данных субвенций нет, а поэтому выплачивать компенсации просто невозможно. Администрация Крутинского муниципального района по иску прокурора не является надлежащим ответчиком. Данный иск следовало предъявить в первую очередь к Министерству финансов Омской области, которое является надлежащим ответчиком. Действие закона Омской области от 04.07.2008 № 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» было приостановлено. В последующем приостановление действия данного закона было признано противоречащим федеральному законодательству, однако заявки на субвенции не принимались. С 01.01.2012 года медицинские учреждения переданы на баланс Омской области, а долги оставлены муниципальным органам власти.
Неоднократными решениями Арбитражного суда Омской области, вступившими в законную силу, установлен факт неисполнения Российской Федерацией, в лице Министерства финансов Российской Федерации своей обязанности по возмещению муниципальным районам расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг и отопления работникам здравоохранения, проживающим в сельской местности. В связи с указанным администрация района не может быть надлежащим ответчиком по делу.
Просил отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
Представитель привлеченного в качестве третьего Комитета финансов и контроля администрации Крутинского муниципального района Омской области Лушова Л.В., на основании доверенности, с момента приостановления действий ст.ст. 36, 37 Закона Омской области от 04.07.2008 № 1061-03 «Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», заявки на предоставление субвенций на оказание мер социальной поддержки работникам здравоохранения не направлялись. Денежных средств на эти цели у администрации Крутинского муниципального района нет.
Истцы выразили свое несогласие на замену ненадлежащего ответчика, судом дело рассмотрено по предъявленному иску.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 2 ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу п. «ж» ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение.
Согласно ст. 1 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 №5487-1, действовавшей до 01.01.2005, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.
Аналогичная норма была предусмотрена и ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 01.03.2005, в связи с принятием Федерального закона №189-ФЗ от 29.12.2004, а именно специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
Согласно Федеральному закону от 22.08.2004 №122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления" решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
Согласно п. 2 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации, отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий, (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004.
В соответствии с положениями ст. 63 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», действующего до 31.12.2011, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
В силу п. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов, в том числе связанных с возмещением расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Из положений части 5 указанной статьи следует, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно п. п. 3, 4 ст. 37 Закона Омской области от 04.07.2008 №1061-ОЗ (действовавшей до 31.12.2011) Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию, передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.
Выдержкой из Устава МУЗ «Крутинская ЦРБ» подтверждается, что Крутинская центральная районная больница имени А.В.Вишневского является муниципальным учреждением здравоохранения, учредителем которого является Администрация муниципального образования «Крутинский район» Омской области, гарантирующая, в соответствии с приведенными нормами, соблюдение прав граждан, в том числе в части предоставления мер социальной поддержки.
Распоряжением Правительства Омской области от 02.11.2011 № 152-рп «О безвозмездной передаче в собственность Омской области муниципальных учреждений здравоохранения, находящихся в ведении муниципальных образований Омской области», согласно приложению № 1, предусмотрена передача в собственность Омской области учреждений здравоохранения, в том числе, МУЗ «Крутинская ЦРБ». После передачи имущества изменена организацонно-правовая форма МУЗ «Крутинская ЦРБ», оно стало Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Крутинская ЦРБ» (БУЗОО «Крутинская ЦРБ»).
Из трудовой книжки следует, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ принята в Крутинскую ЦРБ на должность <данные изъяты>, где работает по настоящее время.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось представителем ответчика, что истице до ДД.ММ.ГГГГ, предоставлялись меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг, за счет средств бюджета.
Из справки администрации Крутинского городского поселения следует, что ФИО1, с семьей из пяти человек (зарегистрированы все) проживает в жилом доме по адресу: <адрес>, с газовым отоплением.
Согласно техническому паспорту жилого помещения площадь указанного дома составляет <данные изъяты> м.кв.
Суду представлены справки БУЗОО «Крутинская ЦРБ» о том, что меры социальной поддержки истице по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ не представляются.
Анализируя указанные обстоятельства и имеющиеся доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии у истицы, как медицинского работника, права на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату отопления жилого помещения и оплату электроэнергии для освещения жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
О непредоставлении истице компенсации расходов на оплату отопления жилого помещения и оплату электроэнергии для освещения жилого помещения за 2009 и 2010 годы (о том же предмете, по тем же основаниям) имеется вступившее в законную силу решение Крутинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №. Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным решением, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Расчет компенсации, понесенных ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ расходов на оплату отопления жилого помещения и оплату электроэнергии для освещения жилого помещения, представленный в материалах дела, произведен в соответствии со ст. 36 Закона Омской области от 04.07.2008 № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», на основании представленных квитанций, ответчиком не оспаривается, выполнен арифметически верно, с учетом льготы, поэтому суд счел возможным положить указанный расчет в основу решения суда.
Статьей 36 Закона Омской области от 04.07.2008 №1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» (в редакции, действовавшей до 31.12.2011) предусмотрено, что работникам государственных и муниципальных учреждений здравоохранения Омской области предоставляются меры социальной поддержки, в том числе: компенсация расходов на оплату отопления жилого помещения и компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения.
Подпунктами 1, 3 п. 2 названной статьи установлено, что компенсация расходов на оплату общей площади жилого помещения, приходящейся на работника (неработающего пенсионера), рассчитанной путем деления фактической общей площади жилого помещения, на количество проживающих в нем лиц, но не более 18 кв.м. общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из трех и более человек, 21 кв.м. - на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из двух человек, и 33 кв.м. - на одиноко проживающего работника (неработающего пенсионера).
Компенсация расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления, предоставляется из расчета 5,52 куб.м. газа на 1 кв.м. общей площади жилого помещения в месяц в среднем в течение года в пределах норм, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 указанной статьи.
Подпунктом 4 п. 2 названной статьи компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника, производится исходя из расчета 123 кВт/час в год на работника (неработающего пенсионера).
В соответствии с п. 3 ст. 36 Закона Омской области от 04.07.2008 №-ОЗ работникам и неработающим пенсионерам меры социальной поддержки предоставляются с учетом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов нормативов, указанных в пункте 2 этой статьи.
Размер компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг работнику МУЗ «Крутинская ЦРБ» ФИО1, медицинской сестре, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет: <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
Доводы представителя ответчика и третьего лица на стороне ответчика, суд находит несостоятельными, поскольку администрацией Крутинского муниципального района Омской области, при наличии у истицы права на получение мер социальной поддержки, в отсутствие законных оснований, не исполняется обязанность по установлению и предоставлению мер социальной поддержки работникам здравоохранения, возложенная на органы местного самоуправления положениями ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан и пунктом 50 ст. 35 ФЗ № 122-ФЗ от 22.08.2004 года.
В соответствии со ст. 52 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).
Из пункта 5 указанной статьи следует, что в местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счёт указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов.
Пунктом 5 ст. 53 названного закона установлено, что порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 ст. 55 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в соответствии со ст. 63 настоящего Федерального закона.
Частью 1 ст. 63 указанного Федерального закона установлено, что общий размер субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных государственных полномочий.
В соответствии с частью 2 указанной статьи, субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий предоставляются местным бюджетам из создаваемого в составе бюджета субъекта Российской Федерации регионального фонда компенсаций. Указанный фонд формируется за счёт субвенций из федерального фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и иных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в объёме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами.
Как отмечалось выше, пунктом 50 ст. 35 Федерального закона №122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
Как установлено судом и следует из пояснений представителя ответчика, причиной прекращения предоставления льгот ФИО1 послужило приостановление п.п. 2 п. 1 ст. 16 Закона Омской области от 24.11.2008 №1093-ОЗ "Об областном бюджете на 2009 год" действия ст.ст. 36,37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан с 01.01.2009 года. Письмом Министерства финансов Омской области от 20.01.2009 г., также рекомендовано приостановить действие доведенных до главных распорядителей средств местного бюджета лимитов бюджетных обязательств на 2009 год, за исключением бюджетных обязательств, в том числе по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 28.10.2009 года № 50-Г09-20, признаны противоречащими федеральному законодательству отдельные положения п.п. 2 п. 1 ст. 16 Закона Омской области от 24.11.2008 года № 1093-03 «Об областном бюджете на 2009 год».
Тем не менее, несмотря на указанное судебное решение, п.п. 2 п. 1 ст. 15 Закона Омской области от 29.12.2009 № 1219-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год», Закона Омской области от 09.12.2010 года № 1313-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год» действие ст.ст. 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, приостановлено и с 01.01.2011 года, за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области.
Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что указанные п.п. 2 п. 1 ст. 15 Законов Омской области от 29.12.2009 № 1219-ОЗ и от 09.12.2010 № 1313-ОЗ, ставят в неравное положение работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения по предоставлению им мер социальной поддержки, что недопустимо.
Закрепленное в ч. 1 ст. 53 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ правовое регулирование не предполагает отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности и посёлках городского типа медицинскими работниками муниципальных организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01.01.2005 года, а обеспечивает возможность их сохранения после указанной даты.
Согласно Федеральному Закону от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» новое правовое регулирование в части предоставления мер социальной поддержки медицинским работникам, вводится только с 01.01.2012 года.
В соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовой позицией, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано; Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.
Довод представителя ответчика на решения Арбитражного суда Омской области, о том, что администрация Крутинского муниципального района Омской области не является надлежащим ответчиком по делу, является несостоятельным.
В соответствии со ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 № 12-П и от 15.05.2006 № 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.
Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.
Кроме того, в соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление обладает правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.
Органы местного самоуправления в гражданско-правовых отношениях представляют муниципальное образование и от его имени приобретают и осуществляют права и обязанности.
Согласно части 3 ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Казна представляет собой всякое нераспределенное имущество.
На основании части 2 ст. 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.
До зачисления на бюджетный счет денежные средства не бюджетные и представляют собой казну муниципального образования.
Согласно п. 3.35 Положения «О Комитете финансов и контроля администрации Крутинского муниципального района Омской области», утвержденного решением Совета Крутинского муниципального района № 406 от 28.10.2009 к числу возложенных на Комитет финансов и контроля администрации в соответствии с возложенными на него задачами относится функция по исполнению судебных актов по искам к Крутинскому муниципальному району о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или должностных лиц Крутинского муниципального района по искам о взыскании денежных средств за счет средств казны Крутинского муниципального района.
Таким образом, суд пришел к выводу, признать исковые требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Надлежит признать незаконным бездействие администрации Крутинского муниципального района Омской области по предоставлению мер социальной поддержки за период с ДД.ММ.ГГГГ горда по ДД.ММ.ГГГГ работнику БУЗОО «Крутинская ЦРБ» ФИО1 в виде права на получение компенсации расходов на оплату отопления жилого помещения, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения и взыскать с администрации Крутинского муниципального района Омской области за счет казны Крутинского муниципального района Омской области в пользу истицы компенсацию расходов за указанный период времени период согласно представленному расчету.
Согласно п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправлению, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождаются.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд -
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Крутинского района Омской области, заявленные в интересах ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Крутинского муниципального района Омской области по непредоставлению мер социальной поддержки медицинскому работнику ФИО1 в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади и компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с администрации Крутинского муниципального района Омской области в лице Комитета финансов и контроля администрации Крутинского муниципального района Омской области за счет средств казны Крутинского муниципального района Омской области в пользу ФИО1 компенсацию расходов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на оплату отопления жилой площади и на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, в Омский областной суд, путем подачи жалобы в Крутинский районный суд.
Судья: А.Г.Калинин
12.09.2012 года