дело 12-1/2012
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном
правонарушении
Судья Крутинского районного суда Свита Э.М.,
представителя ОНД Василевского С.А.,
с участием представителя заинтересованного лица Назарова К.Г.,
заинтересованных лиц Тухватулина Т.А., Токаревой Т.И., Мелковского А.В., Семеко М.И., Зоммер С.Ф., Граничевой Н.Н., Тельнова А.А., Егорова В.Г., Бакаловой Н.Д., Задворновой А.М.,
при секретаре Савочкиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 30.01.2012 года в р.п. Крутинка жалобу директора МБУК «Крутинская централизованная клубная система» на постановление по делу об административном правонарушении от 26.12.2011 года, которым муниципальное учреждение культуры «Крутинская центральная клубная система» Крутинского муниципального района Омской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 4 ст.20.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 150 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора Крутинского района по пожарному надзору Блиновым А.В. от 26.12.2011 года муниципальное учреждение культуры «Крутинская центральная клубная система» Крутинского муниципального района Омской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 4 ст.20.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному взысканию.
Директор муниципального учреждения культуры «Крутинская центральная клубная система» Крутинского муниципального района Омской области Авдюкова Т.Г. обратилась в Крутинский районный суд с жалобой на указанное постановление.
В районном суде представитель муниципального учреждения культуры «Крутинская центральная клубная система» Крутинского муниципального района Омской области по доверенности Назаров К.Г. просил отменить постановление от 26.12..2011 года, прекратив производство по делу. В обоснование жалобы пояснил, что учреждение, интересы которого он представляет, не является собственником Китерминского, Шипуновского, Новокарасукского, Яманского, Рыжковского, Зиминского, Пановского, Толоконцевского и Оглухинского домов культуры, нарушения правил пожарной безопасности при эксплуатации которых установлены. Указанные здания были переданы муниципальному учреждению культуры «Крутинская центральная клубная система» в безвозмездное пользование. В договорах на передачу указанных Домов культуры предусмотрено, что пользователь без согласия собственника не имеет право на капитальную перепланировку и переоборудование помещений. Установка автоматической охранно-пожарной сигнализации предусматривает такую перепланировку помещений.
Представитель отделения надзорной деятельности Крутинского района Омской области по доверенности Василевский С.А. в судебном заседании полагал, что доводы заявителя не лишены оснований, так как в соответствии со ст. 38 Федерального закона "О пожарной безопасности в РФ" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности возложена на собственников имущества. При составлении протоколов об административном правонарушении № № 101 и 105 ему не был представлен полный пакет документов, подтверждающих право собственности на здания Домов культуры. Содержащиеся в договорах безвозмездного пользования формулировки расплывчаты и не позволяли на время составления протоколов сделать однозначный вывод о собственниках указанных зданий.
Представитель Крутинского муниципального района по доверенности Тухватулин Т.А. и Председатель Комитета по культуре Администрации Крутинского муниципального района Токарева Т.И. в судебном заседании поддержали доводы жалобы, подтвердив судебном заседании, что названные Дома культуры находятся в собственности поселений, которые и должны отвечать за установку пожарной сигнализации..
Главы Оглухинского сельского поселения Мелковский А.В., Зиминского - Семеко М.И., Рыжковского –Зоммер С.Ф., Толоконцевского- Граничева Н.Н., Пановского- Егоров В.Г., подтвердили, что названные Дома культуры находятся в собственности поселений, на 2012 год запланированы расходы на устранений нарушений правил пожарной безопасности при эксплуатации.
Главы Новокарасукского сельского поселения Тельнов А.А., Шипуновского сельского поселения-Задворнова А.М., и.о.главы Яманского сельского поселения Бакалова Н.Д., признав в судебном заседании, что названные Дома культуры находятся в собственности поселений, полагали, что бремя содержания и эксплуатация зданий находится в ведении муниципального учреждения культуры «Крутинская центральная клубная система» Крутинского муниципального района Омской области.
Суд, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, оценив исследованные доказательства в их совокупности, приходит к следующему:
Частью 2 статьи 15 Конституция Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязываются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденными приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313, устанавливаются требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Из пункта 16 названных Правил пожарной безопасности следует, что в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре. На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников.
По смыслу статьи 52 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются в том числе, устройством систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
В соответствии с ч. 2 ст. 54 Федерального закона № 123 –ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих обязательному оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
Как указано в п. 9 таблицы № 1, являющейся обязательным приложением к нормам пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утвержденных Приказом МЧС РФ № 315 от 18.06.2003 года, а также п. 5 таблицы № 2 норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), утвержденных Приказом МЧС РФ № 323 от 20.06.2003 года, в зданиях общественного и административно-бытового назначения и других административных зданиях устанавливаются автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре.
В соответствии со ст. 38 ФЗ "О пожарной безопасности в РФ" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности возложена на собственников имущества.
Пунктом первым Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России N 313 от 18.06.2003 года, установлено, что требования пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 10 указанных Правил собственники имущества должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Ст. 20.4 ч. 1 и ч.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Согласно протоколам № 101 и № 105 от 19.12.2011 года двери в эл.щитовой Китерминского, Шипуновского, Новокарасукского, Яманского, Рыжковского, Зиминского, Пановского, Толоконцевского и Оглухинского домов культуры, имеют предел огнестойкости менее 0,6 часа; здания не оборудованы пожарной сигнализацией, отсутствует система оповещения людей при пожаре.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
При этом доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона (ст.26.2 КоАП РФ).
Судом установлено, что перечисленные в протоколах об административных правонарушениях № 101 и № 105 здания Домов культуры находятся в собственности поселений, что подтверждается представленными в ходе разбирательства дела свидетельствами о государственной регистрации прав и техническими паспортами нежилых строений.
Согласно пункту 4.4.1. Договоров безвозмездного пользования от 15.04.2008 года пользователь переданных ему Домов культуры в лице муниципального учреждения культуры «Крутинская централизованная клубная система» обязан самостоятельно нести расходы по коммунальному и эксплуатационному обслуживанию помещений, содержать помещения в исправности и в нормальном санитарном состоянии (п.4.4.6). При этом без разрешения Собственника в лице глав сельских поселений Крутинского муниципального района пользователь не имеет права производить какие-либо капитальные (затрагивающие несущие конструкции) перепланировки и переоборудования помещений (п.4.4.7. Договоров).
Анализируя вышеприведенное законодательство и обстоятельства, установленные в ходе разбирательства по жалобе, суд приходит к выводу, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности Законом возложена на собственников имущества.
Договоры безвозмездного пользования имуществом от 15.04.2008 года доказательств иного не содержат.
В связи с изложенным суд полагает, что по делу неверно определен субъект административного правонарушения, а привлечение пользователя имуществом к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности при эксплуатации этого имущества не является правомерным.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в действиях юридического лица- муниципального учреждения культуры «Крутинская централизованная клубная система» отсутствует состав административного правонарушения предусмотренного ч. 1 и ч.4 ст. 20.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 30.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе решение об отмене постановления и прекращении производства по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6., 30.7. КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление Главного государственного инспектора Крутинского района по пожарному надзору Блинова А.В. от 26.12..2011 года, которым муниципальное учреждение культуры «Крутинская центральная клубная система» Крутинского муниципального района Омской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 4 ст.20.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному штрафу в размере 150 000 рублей, отменить, производство по делу прекратить.
Судья: