Дело № 11-1/2010
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 февраля 2010 года с. Крутиха
Крутихинский районный суд Алтайского края в составе
председательствующего судьи Акиньшина А.В.
при секретаре Каршиной Е.Н.,
с участием заместителя прокурора Крутихинского района Алтайского края Самоцкой А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края на решение мирового судьи судебного участка Крутихинского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску прокурора Крутихинского района Алтайского края в интересах несовершеннолетней ФИО1 к комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края и администрации Крутихинского района Алтайского края о взыскании денежных средств на обеспечение подопечного,
установил:
Прокурор Крутихинского района Алтайского края в интересах несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратился в суд с иском к комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края и администрации Крутихинского района Алтайского края о взыскании недополученного пособия на подопечного за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 4215 рублей 05 копеек. В обоснование заявленных требований прокурор ссылался на то, что постановлением администрации Крутихинского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 назначена опекуном над ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с выплатой опекунского пособия. Расчет опекунского пособия должен производиться в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в зависимости от фактического роста стоимости натурального набора продуктов и предметов обихода. Однако выплата ежемесячного пособия на содержание опекаемого ребенка в 2005 году производилась без учета натуральных норм по фактическим ценам региона. В связи с нарушением положений указанного постановления, прокурор просил взыскать с ответчика комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края недополученное пособие за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 4215 рублей 05 копеек.
При рассмотрении дела прокурор исковые требования уточнил, просил взыскать в пользу опекуна недополученное пособие в сумме 1450 рублей 06 копеек, указав, что расчет суммы недополученного пособия следует проводить по нормативам и ценам ДД.ММ.ГГГГ.
Решением мирового судьи судебного участка Крутихинского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора удовлетворены, с комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края в пользу опекуна ФИО2 взыскано недополученное пособие за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1450 рублей 06 копеек.
В апелляционной жалобе комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края просит решение мирового судьи отменить, ссылаясь на то, что судом неправильно применены нормы материального права, указав, что в соответствии с п. «ж» ст.72 Конституции РФ в совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся: координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение. Согласно п.п.24 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», социальная поддержка детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.
Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ в п.5 ст.150 Семейного кодекса РФ внесены изменения и с ДД.ММ.ГГГГ порядок и размер выплаты денежных средств на содержание ребенка, опекуну устанавливаются законами субъекта РФ. С ДД.ММ.ГГГГ порядок выплаты опекунского пособия в Алтайском крае определяется законом Алтайского края от 31.12.2004 № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае». Статьей 27 закона Алтайского края от 28.12.2004 № 65-ЗС «О краевом бюджете на 2005 год» предусмотрены расходы на выплату денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), в 2005 году в размере 28080 рублей на одного ребенка в год.
Норма указанного закона, устанавливающая размер пособия, принята Алтайским краевым Советом народных депутатов в пределах его полномочий, так как в соответствии с п.3.1 ст.26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по предметам совместного ведения, отнесенным к полномочиям субъектов РФ, органы государственной власти субъекта РФ имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты. На дату рассмотрения дела судом и до настоящего времени указанная норма закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2005 год» никем не оспорена в установленном законом порядке.
Закон Алтайского края «О краевом бюджете на 2005 год» является нормативным правовым актом, содержащим правовые нормы для неопределенного круга лиц и рассчитан на неоднократное применение. Опекунское пособие по своей правовой природе является публичным нормативным обязательством перед физическим лицом, подлежащим исполнению в денежной форме в установленном законом размере. Опекунское пособие не является выплатой, назначаемой каждому опекуну в индивидуальном порядке, а относится к категории обязательных платежей из бюджета, устанавливается для групп граждан, его выплата связана с присвоением гражданину статуса опекуна.
Поскольку норма закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2005 год», устанавливающая размер опекунского пособия никем не оспорена, отсутствуют основания для ее неприменения.
В соответствии с ч.2 ст.153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона, нормативно правовых актов, должны быть соблюдены условия, по которым вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий и иных видов социальных выплат не могут быть ниже размеров и условий выплаты пособий и иных видов социальных выплат, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31.12.2004, при изменении после 31.12.2004 порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Ввиду того, что на 31.12.2004 размер опекунского пособия был установлен постановлением Алтайского Совета народных депутатов от 02.12.2003 № 406 «О расходах на выплату денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой» и составлял 28080 рублей на одного ребенка в год, исходя из норм, установленных постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с учетом пола и возраста детей, Алтайский край при установлении опекунского пособия в том же размере в 2005 году не нарушил прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Им обеспечена государственная поддержка на основании закона субъекта РФ в порядке, определенном федеральным законодательством. Размер и условия выплаты опекунского пособия в соответствии с законом Алтайского края от 31.12.2004 № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае» не стали ниже тех, которые действовали до вступления в силу Федерального закона № 122-ФЗ.
Вышеназванными нормами Федеральных законов субъектам РФ предоставлено право самостоятельно устанавливать и исполнять за счет собственных доходов расходные обязательства по выплате денежных средств в порядке и размере, установленных законами субъекта РФ, при условии, что совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен. В соответствии с приложением 8 к закону Алтайского края от 04.07.2006 № 54-ЗС «Об исполнении краевого бюджета за 2005 год» краевой бюджет по показателю «Субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов Алтайского края на выплату денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством) на 2005 год» исполнен в размере 100 %.
Размер опекунского пособия устанавливается законом, а не судебным актом, в связи с чем, расчет размера опекунского пособия в ДД.ММ.ГГГГ, произведенный мировым судьей, не может служить доказательством получения опекуном в ДД.ММ.ГГГГ опекунского пособия в большем размере, чем выплачено в ДД.ММ.ГГГГ. Судом неверно установлен факт получения опекуном ФИО2 в ДД.ММ.ГГГГ пособия на опекаемого ребенка в большем размере, чем было в ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании заместитель прокурора Крутихинского района Алтайского края Самоцкая А.К. исковые требования поддержала, просила решение мирового судьи оставить без изменения, а апелляционную жалобу комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края без удовлетворения.
Опекун несовершеннолетней ФИО2 просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
Представители ответчиков комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края и администрации Крутихинского района Алтайского края, представитель третьего лица комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Крутихинского района просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы жалобы, выслушав заместителя прокурора Самоцкую А.К., суд считает, что апелляционная жалоба комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 5 статьи 150 Семейного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2005 года) на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации.
Кроме того, статьей 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года
№ 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 24 апреля 2004 года № 122-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2005 года) также установлено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Поэтому постановление Правительства РФ от 20 июня 1992 г. № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действовало в рамках существовавшего правового регулирования, когда размер пособия определялся федеральными органами государственной власти.
Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 76 Конституции РФ по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями 1 и 2 статьи 76 Конституции РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью 4 статьи 76 Конституции РФ, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.
Таким образом, федеральным законом было предусмотрено, что размер пособия определяется законом субъекта Российской Федерации, и он был установлен. Данное нормативно-правовое регулирование соответствует Конституции РФ. В связи с этим, постановление Правительства РФ от 20 июня 1992 года № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не подлежит применению при расчете размера опекунского пособия за 2005 год.
Определяя наличие и размер задолженности по выплате опекунского пособия суд обоснованно учел, что статьей 27 Закона Алтайского края от 28 декабря 2004 г. № 65-ЗС «О краевом бюджете на 2005 год» предусмотрены расходы на выплату денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), в 2005 году в размере 28 080 руб. на одного ребенка в год, или 2 340 рублей в месяц.
В силу пункта 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 г.
В соответствии с указанной правовой нормой мировой судья обоснованно проверил соответствие социальных гарантий детям, оставшимся без попечения родителей, в ДД.ММ.ГГГГ, установленных законами субъекта Российской Федерации, объему этих гарантий, установленных в ДД.ММ.ГГГГ федеральным законодательством.
Как следует из справок комитета по образованию администрации Крутихинского района Алтайского края за ДД.ММ.ГГГГ, опекуном было получено пособие на содержание подопечной в размере 15 288 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с нормами питания и средними ценами в Алтайском крае стоимость питания для детей дошкольного возраста составила 22 585 руб. 63 коп. в год, размер денежных средств на приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря на девочку дошкольного возраста – 8 192 руб. 17 коп., всего 30 777 руб. 80 коп. Таким образом, за 6 месяцев 2004 г. размер пособия на девочку дошкольного возраста составил бы 15 388 рублей 90 копеек, за 16 дней - 1 349 рублей 16 копеек. Всего за 6 месяцев 16 дней 2004 г. размер пособия составил бы 15 388 руб. 90 коп. + 1 349 руб. 16 коп. = 16 738 руб. 06 коп.
Поскольку в соответствии с нормами питания и средними ценами в Алтайском крае установлен объем социальных гарантий на ДД.ММ.ГГГГ в размере 30 777 руб. 80 коп., то подлежащей выплате ФИО2 на содержание ФИО1 объем социальных гарантий в ДД.ММ.ГГГГ из средств бюджета не может быть меньше, чем указанная сумма.
Мировым судьей установлено, что на подопечную ФИО1 в пользу опекуна ФИО2 в ДД.ММ.ГГГГ за 6 мес. 16 дней было выплачено 15 288 руб. 00 коп. Данная сумма пособия является меньше размера суммы пособия какую получила бы опекун девочки школьного возраста в ДД.ММ.ГГГГ за 6 мес. 16 дней (16 738 руб. 06 коп.), следовательно, в пользу опекуна подлежит взысканию 1 450 рублей 06 копеек - сумма недополученного пособия за ДД.ММ.ГГГГ (16 738 руб. 06 коп.- 15 288 руб. 00 коп.).
Мировой судья правильно применил материальный закон, подлежащий применению. При рассмотрении дела мировым судьей не допущено нарушений норм действующего процессуального законодательства, решение соответствует фактическим обстоятельствам и как законное и обоснованное суд апелляционной инстанции оставляет его без изменения, а жалобу комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края – без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст.328, 329,330 ГПК РФ, суд
определил:
Решение мирового судьи судебного участка Крутихинского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ по иску прокурора Крутихинского района Алтайского края в интересах несовершеннолетней Лукьяненко Анжелики Александровны к комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края и администрации Крутихинского района Алтайского края о взыскании денежных средств на обеспечение подопечного - оставить без изменения, апелляционную жалобу комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края – без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья А.В. Акиньшин