Дело №2-78/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Крутиха 6 сентября 2010г.
Крутихинский районный суд Алтайского края в составе судьи Акиньшина А.В.,
с участием заместителя прокурора Крутихинского района Алтайского края Самоцкой А.К.,
при секретаре Каршиной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Крутихинского района Алтайского края к муниципальному образованию Крутихинский сельсовет Крутихинского района Алтайского края в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о запрещении экологически вредной деятельности (несанкционированной свалки твердых бытовых отходов в овраге, находящемся между <адрес> и <адрес> в <адрес>, в 50 метрах от забора <адрес> и около 100 метров от забора <адрес>),
установил:
Прокурор Крутихинского района Алтайского края обратился с иском в суд в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к муниципальному образованию Крутихинский сельсовет Крутихинского района Алтайского края о запрещении экологически вредной деятельности (несанкционированной свалки твердых бытовых отходов в овраге, находящемся между <адрес> и <адрес> в <адрес>, в 50 метрах от забора <адрес> и около 100 метров от забора <адрес>), в котором просил признать ненадлежащей деятельность муниципального образования Крутихинский сельсовет Крутихинского района Алтайского края в части принятия достаточных мер, направленных на организацию надлежащего обращения с отходами производства и потребления; обязать ответчика произвести очистку территории земельного участка, расположенного в овраге, находящегося между <адрес> в <адрес>, в 50 метрах от забора <адрес> и около 100 метрах от забора <адрес>, от отходов производства и потребления.
Требования мотивированы тем, что проверкой, проведенной прокуратурой Крутихинского района, выявлены грубые нарушения природоохранного законодательства, выразившиеся в размещении на территории Крутихинского сельсовета в овраге, находящемся между <адрес> и <адрес> в <адрес>, в 50 метрах от забора <адрес> и около 100 метрах от забора <адрес>, несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, которая разрастается, происходит захламление близлежащих земель, возникает инфекционная опасность, с дождями загрязненные стоки попадают в грунтовые воды.
В соответствии со ст.42 Конституции РФ, ст.11 Федерального закона от 10 января 2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с п.18 ч. 1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
На основании ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В судебном заседании заместитель прокурора Самоцкая А.К. настаивала на удовлетворении иска по изложенным в нем основаниям и уточнила предмет требований: просила обязать администрацию муниципального образования Крутихинский сельсовет в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения действующего законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, имеющиеся на территории Крутихинского сельсовета на земельном участке, находящемся в овраге между <адрес> в <адрес>, в 50 метрах от забора <адрес> и около 100 метрах от забора <адрес>, очистив указанную территорию путем вывоза бытовых отходов на санкционированную свалку твердых бытовых отходов.
В судебном заседании представитель ответчика администрации МО Крутихинский сельсовет Карпунин Я.В. исковые требования признал и показал, что несанкционированная свалка находится на землях территории Крутихинского сельсовета, заявленные требования и сроки их исполнения реальные.
Третье лицо Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края в судебное заседание представителя не направило, в отзыве просило рассмотреть гражданское дело в отсутствие его представителя, иск удовлетворить.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно ч.1 ст.35 Федерального закона «Об охране окружающей среды» при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды.
Из сообщения от ДД.ММ.ГГГГ № на территории Крутихинского сельсовета имеется одна санкционированная свалка.
Акт проверки соблюдения природоохранного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает, что несанкционированная свалка находится на территории Крутихинского сельсовета и расположена в овраге, находящемся между <адрес> в <адрес>, в 50 метрах от забора <адрес> и около 100 метрах от забора <адрес>.
Отзывом на исковое заявление Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края подтверждается грубое нарушение обязательных к исполнению норм законодательства об охране окружающей среды, об обороте отходов производства и потребления, конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, что может привести к загрязнению почвы, водных объектов.
Суд удовлетворяет исковые требования о возложении на администрацию муниципального образования Крутихинский сельсовет Крутихинского района Алтайского края обязанности устранить нарушения действующего законодательства путем вывоза мусора на санкционированную свалку твердых бытовых отходов исходя из следующего.
Согласно ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 8 ФЗ от 24 июня 1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.18 ч.1 ст.14 ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.4 ст.7 Закона Алтайского края от 11.02.2008г. №11-ФЗ «Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае», п.19 ст.3 Устава МО Крутихинский сельсовет Крутихинского района Алтайского края к полномочиям органов местного самоуправления относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Статьей 42 Конституции РФ предусмотрено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.
Согласно ч.3 ст.34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» прекращение в полном объеме размещения, эксплуатации сооружений и иных объектов осуществляется на основании решения суда.
В соответствии с ч.1 ст.22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений.
Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать администрацию муниципального образования Крутихинский сельсовет Крутихинского района Алтайского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения действующего законодательства в области обращения с отходами производства и потребления: очистить территорию Крутихинского сельсовета Крутихинского района Алтайского края на земельном участке, расположенном в овраге, находящемся между <адрес> в <адрес>, в 50 метрах от забора <адрес> и около 100 метрах от забора <адрес>, путем вывоза мусора на санкционированную свалку твердых бытовых отходов.
Взыскать с муниципального образования Крутихинский сельсовет Крутихинского района Алтайского края государственную пошлину в доход государства в размере двести рублей.
Государственная пошлина подлежит уплате Управлению федерального казначейства по Алтайскому краю (Межрайонная ИФНС России № 6 по Алтайскому краю) ИНН 2207006411 КПП 220701001 сч. 40101810100000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Алтайскому краю г. Барнаул БИК 040173001 ОКАТО 01221830000 КБК 18210803010011000110.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Крутихинский районный суд Алтайского края в течение десяти суток.
Судья А.В. Акиньшин