Решение об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов



Дело № 2-29/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 марта 2011 г. с. Крутиха

Крутихинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Акиньшина А.В.,

с участием заместителя прокурора Крутихинского района Алтайского края Самоцкой А.К.,

при секретаре Шумкиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к администрации Крутихинского сельсовета Крутихинского района Алтайского края, администрации Крутихинского района Алтайского края об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов,

установил:

Алтайский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц Российской Федерации к администрации Крутихинского сельсовета Крутихинского района Алтайского края, администрации Крутихинского района Алтайского края, в котором просил:

1. Обязать администрацию Крутихинского сельсовета Крутихинского района организовать в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления сбор, вывоз бытовых отходов в границах Крутихинского сельсовета Крутихинского района Алтайского края.

2. Обязать администрацию Крутихинского района организовать в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, образующихся в границах Крутихинского сельсовета Крутихинского района Алтайского края.

Требование мотивировано тем, что Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления на территории Крутихинского района Алтайского края.

В соответствии с информацией администрации Крутихинского района от ДД.ММ.ГГГГ, отходы, образующиеся в границах Крутихинского сельсовета Крутихинского района Алтайского края, размещаются на сельской свалке, расположенной в 500 метрах севернее земельного участка с адресом с Крутиха, <адрес>. Земельный участок под свалку выделен постановлением администрации Крутихинского сельсовета Крутихинского района от ДД.ММ.ГГГГ . Площадь свалки – 50000 кв. м, категория земельного участка под свалкой – земли сельскохозяйственного назначения.

Установлено, что на территории Крутихинского сельсовета Крутихинского района не организованы сбор, вывоз, утилизация и переработка отходов: нет нормативно-правовых актов по вопросам сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, место централизованного хранения и захоронения отходов производства и потребления с отведенным в установленном порядке земельным участком на территории Крутихинского сельсовета Крутихинского района отсутствует, категория земельного участка под свалкой не соответствует целевому назначению земель, место размещения отходов не включено в государственный реестр объектов размещения отходов, не ведется учет поступающих отходов, нет схемы санитарной очистки населенного пункта, программы производственного контроля, лабораторные исследования почвы, атмосферного воздуха в месте размещения отходов не проводятся, организации, имеющей лицензию на осуществление соответствующих видов деятельности, нет.

Выявленные нарушения подтверждаются информацией администрации Крутихинского района от ДД.ММ.ГГГГ, информацией Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ, информацией Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю от 04.02.2011.

Таким образом, на территории Крутихинского сельсовета Крутихинского района не организованы сбор, вывоз, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов.

Согласно п.1 ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и п.1 ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения должны полигоны твердых бытовых отходов (ТБО), которые являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов. Полигоны могут быть организованы для любых по величине населенных пунктов. Рекомендуется создание централизованных полигонов для групп населенных пунктов (п.2.1 Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов»).

В соответствии с п.1 ст.12 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (п.п.6, 7 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

На основании п.п.2.2, 2.3 Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам. Организацией, эксплуатирующей полигон, разрабатываются регламент и режим работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов, с учетом требований производственной санитарии для работающих на полигоне, обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, ведется круглосуточный учет поступающих отходов, осуществляется контроль за распределением отходов в работающей части полигона, обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов.

Для полигона ТБО разрабатывается специальная программа (план) производственного контроля, предусматривающий: контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона. Технологические процессы должны обеспечивать предотвращение загрязнения грунтовых и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почв, превышения уровней шума, выше допустимых пределов, установленных в гигиенических нормативах. Программа (план) производственного контроля полигона ТБО разрабатывается владельцем полигона в соответствии с санитарными правилами по производственному контролю за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований п.п.6.4, 6.5 Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов»). На полигоны твердых бытовых отходов, на основании п.2.4 вышеуказанных Санитарных правил, принимаются отходы из жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличный, садово-парковый смет, строительный мусор и некоторые виды твердых промышленных отходов 3-4 класса опасности.

Таким образом, обезвреживание твердых бытовых отходов должно осуществляться только в строго отведенных местах – полигонах твердых бытовых отходов. При этом согласно п.2 ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещен сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смёта и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов (п.1.2. СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест»).

В нарушение вышеназванных норм законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения сбор, вывоз, утилизация и переработка отходов на территории Крутихинского сельсовета Крутихинского района надлежащим образом не организованы.

В силу пп.18 п.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района, на основании пп.14 п.1 ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Однако до настоящего времени надлежащее место для проведения утилизации бытовых и промышленных отходов в границах Крутихинского сельсовета Крутихинского района не определено. Его отсутствие свидетельствует о том, что, на протяжении всего существования населенных пунктов в границах сельсовета, этот вопрос не решался ни администрацией Крутихинского района, ни администрацией Крутихинского сельсовета Крутихинского района.

В сложившейся ситуации администрация Крутихинского сельсовета Крутихинского района должна надлежащим образом организовать сбор, вывоз отходов в границах сельсовета, а администрация Крутихинского района - их утилизацию и переработку.

В судебном заседании заместитель прокурора Самоцкая А.К. уточнила исковые требования в части установления сроков устранения нарушений и просила:

1. Обязать администрацию Крутихинского сельсовета Крутихинского района организовать в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления сбор, вывоз бытовых отходов в границах Крутихинского сельсовета Крутихинского района Алтайского края до ДД.ММ.ГГГГ.

2. Обязать администрацию Крутихинского района организовать в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, образующихся в границах Крутихинского сельсовета Крутихинского района Алтайского края до ДД.ММ.ГГГГ.

Представители ответчиков администрации Крутихинского сельсовета Крутихинского района Алтайского края Медова О.А., администрации Крутихинского района Алтайского края Кандилян Л.Ю. исковые требования признали, поскольку действительно имеет место нарушение законодательства об отходах производства и потребления.

Прокурор Самоцкая А.К., представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю Глотов П.С. просили принять признание иска ответчиками и удовлетворить исковые требования, так как сбор, вывоз, утилизация и переработка отходов в границах Крутихинского сельсовета надлежаще не организованы.

Суд принимает признание иска ответчиками, считая, что оно не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.

С ответчиков, администрации Крутихинского сельсовета Крутихинского района Алтайского края и администрации Крутихинского района Алтайского края, в соответствии со ст.103 ГПК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в равных долях.

Руководствуясь ст.39, ч.3 ст.173, ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать администрацию Крутихинского сельсовета Крутихинского района Алтайского края организовать в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления сбор, вывоз бытовых отходов в границах Крутихинского сельсовета Крутихинского района Алтайского края до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать администрацию Крутихинского района Алтайского края организовать в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, образующихся в границах Крутихинского сельсовета Крутихинского района Алтайского края до ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с администрации Крутихинского сельсовета Крутихинского района Алтайского края, администрации Крутихинского района Алтайского края в равных долях в доход государства государственную пошлину по 100 (сто) рублей с каждого ответчика.

Государственная пошлина подлежит уплате Управлению федерального казначейства по Алтайскому краю (Межрайонная ИФНС России № 6 по Алтайскому краю) ИНН 2207006411 КПП 220701001 сч. 40101810100000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Алтайскому краю г. Барнаул БИК 040173001 ОКАТО 01221830000 КБК 18210803010011000110.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Крутихинский районный суд Алтайского края в течение десяти суток.

Судья А.В. Акиньшин