Решение об оспаривании решения УФМС России по Краснодарскому краю



К делу № 2-983/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 июля 2010 года г. Кропоткин

Кропоткинский городской суд Краснодарского края в составе председательствующего судьи Щербакова В.Н., при секретаре Михеевой О.В., с участием заявителя Михитарова ..., представителя МОУФМС России по Краснодарскому краю в г. Кропоткине и Кавказском районе, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Михитарова ... об оспаривании решения УФМС России по Краснодарскому краю,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель Михитаров Л.Л. обратился в Кропоткинский городской суд с заявлением об оспаривании решения УФМС России по Краснодарскому краю от 21.05.2010 года №42351, согласно которому ему отказано в разрешении на временное проживание в Российской Федерации на основании п.п. 13 п.1 ст.7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В судебном заседании заявитель пояснил, что считает, что УФМС России по Краснодарскому краю незаконно отказал в разрешении на временное проживание в РФ в связи с тем, что у него выявлено заболевание, вызванное вирусом иммунодефицита человека, так как сотрудники УФМС не учли обстоятельств, заслуживающих внимания при решении данного вопроса. Считает данный отказ не законным, нарушающим его права на выбор места жительства, так как его мать, отец, являющиеся гражданами Российской Федерации, проживают в г. Кропоткине, сам родился в г. Кропоткине, а при отказе в предоставлении права на временное проживание, он может быть депортирован с территории Российской Федерации, а другого жилья и родственников кроме матери и отца он не имеет, соответственно ему некуда и не к кому ехать. Сам родился на территории Российской Федерации – в г. Кропоткине. Уход за ним – больным заболеванием, вызванным вирусом иммунодефицитом человека, могут осуществлять только его родители. Для получения таких лекарств как «ламивудин», «земивудин» необходимо наличие разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации. Кроме этого, выпиской из протокола заседания КЭК при центральной городской больницы г. Кропоткина установлено, что по состоянию здоровья не может выехать за пределы России, в связи с заболеванием сердечной мышцы, тогда как в связи с наличием указанного диагноза, неизбежно будет инициирована процедура процедура депортации из Российской Федерации. В связи с изложенным, считает, что УФМС России по Краснодарскому краю формально подошло к его проблеме, не учло ряд обстоятельств, заслуживающих внимания и вынесло незаконное решение, согласно которому ему отказано в разрешении на временное проживание в Российской Федерации. Просит обжалуемое решение отменить и обязать УФМС России по Краснодарскому краю выдать разрешение на временное проживание в Российской Федерации.

В судебном заседании представитель МОУФМС России по Краснодарскому краю в г. Кропоткине и Кавказском районе Бойцова Ю.В. пояснила, что считает отказ УФМС России по Краснодарскому краю законным. Михитарову Л.Л. отказано в разрешении на временное проживание в Российской Федерации на основании п.п. 13 п.1 ст.7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В судебном заседании свидетель Мальчевская Т.А. показала, что она является матерью Михитарова Л.Л. Она является гражданской Российской Федерации, как и отец Михитарова Л.Л. – Михитаров Л.С., что подтверждается копиями паспортов. В собственности она имеет домовладение, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Кропоткин, ул. ... №Номер обезличен, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 23-АД Номер обезличен от 06.02.2008 года. Иного жительства ее сын нигде не имеет и уход за ним осуществлять могут только она и его отец.

Выслушав объяснения заявителя Михитарова Л.Л., представителя МОУФМС России по Краснодарскому краю в г. Кропоткине, допросив свидетеля Мальчевскую Т.А. исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление Михитарова Л.Л. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст. 39 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», решение полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации, об отклонении заявления по вопросам гражданства Российской Федерации может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Решением УФМС России по Краснодарскому краю от 21.05.2010 года №Номер обезличен Михитарову Л.Л. отказано в разрешении на временное проживание в Российской Федерации на основании п.п. 13 п.1 ст.7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В соответствии с п.п. 13 п.1 ст.7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» основанием отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание является: «... больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Перечень таких заболеваний и порядок подтверждения их наличия или отсутствия утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; …».

Согласно статье 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 февраля 1998 года N 6-П по делу о проверке конституционности положения части второй статьи 31 Закона СССР "О правовом положении иностранных граждан в СССР", из данной статьи Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 17 (часть 2) и другими статьями, касающимися прав и свобод человека и гражданина, следует, что речь идет о случаях, устанавливаемых лишь применительно к таким правам и обязанностям, которые являются правами и обязанностями именно гражданина Российской Федерации, т.е. возникают и осуществляются в силу особой связи между государством и его гражданами.

С учетом этого в Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства должны быть гарантированы права в сфере семейной жизни, охраны здоровья и защита от дискриминации при уважении достоинства личности согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (статья 7; статья 17, часть 1; статья 19, часть 2; статья 21; статья 38, части 1 и 2; статья 41, часть 1, Конституции Российской Федерации).

В соответствии с п. 4.1 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2006 г. №155-О: «В Декларации о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом (принята Генеральной Ассамблеей ООН 27 июня 2001 года) подтверждается ключевая роль, которую играет семья в уходе за лицами, затрагиваемыми и инфицированными ВИЧ/СПИДом, в их поддержке и лечении, и констатируется необходимость принятия к 2003 году соответствующего законодательства и иных мер для ликвидации всех форм дискриминации в отношении лиц, инфицированных ВИЧ/СПИДом, для обеспечения полного осуществления ими прав человека, в частности доступа к образованию, правам наследования, трудоустройству, охране здоровья, социальным и медицинским услугам, поддержке, лечению и правовой защите при соблюдении принципов конфиденциальности и неприкосновенности частной жизни, а также разработки стратегии борьбы с клеймением и социальной изоляцией, связанными с эпидемией. В Руководящих принципах по обеспечению уважения прав человека в связи с ВИЧ/СПИДом (приняты второй Международной консультацией по ВИЧ/СПИДу и правам человека, созванной Верховным комиссаром ООН по правам человека и Объединенной программой ООН по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС) в Женеве 23 - 25 сентября 1996 года) отмечается, что международное право гарантирует право на равную защиту закона и свободу от дискриминации по каким бы то ни было признакам - таким как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное, сословное или иное положение; Комиссия по правам человека подтвердила, что выражение "иное положение", содержащееся в текстах международных договоров о правах человека, касающихся недискриминации, следует толковать как охватывающее состояние здоровья, включая ВИЧ/СПИД (резолюции 1995/44 от 3 марта 1995 года и 1996/43 от 19 апреля 1996 года); признанию семьи основной ячейкой общества препятствует политика, имеющая своим последствием отрицание единства семьи; при рассмотрении заявлений на въезд в страну гуманитарные соображения, такие как воссоединение семьи и необходимость в убежище, должны превалировать над экономическими.

В делах о высылке ВИЧ-инфицированных иностранных граждан Европейский Суд по правам человека демонстрирует гибкость и индивидуальный подход, имея в виду возможности системы здравоохранения страны гражданства заявителя и стадию заболевания, на которой высылка заявителя из страны вступала бы в противоречие с требованиями статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, содержащей запрет на бесчеловечное и унижающее достоинство обращение (Постановление от 21 апреля 1997 года по делу "Д. против Великобритании"). Суд отмечал, что право иностранца на въезд или проживание в какой-либо стране как таковое не гарантируется Конвенцией, однако высылка лица из страны, в которой проживают близкие члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное пунктом 1 статьи 8 Конвенции».

Согласно п. 4.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2006 г. №155-О: «При наличии коллизии между равно защищаемыми конституционно значимыми ценностями правоохранительные органы и суды при решении вопроса о временном проживании лица, имеющего заболевание, вызванное вирусом иммунодефицита человека, на территории Российской Федерации вправе учитывать фактические обстоятельства конкретного дела, исходя из гуманитарных соображений.

Таким образом, положения, содержащиеся в пункте 2 статьи 11 Федерального закона "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" и пункте 13 статьи 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", не исключают, что правоприменительными органами и судами - исходя из гуманитарных соображений - учитываются семейное положение, состояние здоровья ВИЧ-инфицированного иностранного гражданина или лица без гражданства (в том числе клиническая стадия заболевания) и иные исключительные, заслуживающие внимания обстоятельства при решении вопроса о том, является ли необходимой депортация данного лица из Российской Федерации, а также при решении вопроса о его временном проживании на территории Российской Федерации. При этом в любом случае данное лицо не освобождается от обязанности соблюдать предписанные в соответствии с законом профилактические меры относительно недопущения распространения ВИЧ-инфекции».

Удовлетворяя заявленные требования Михитарова Л.Л. судом учитывается, что в судебном заседании установлены факты, заслуживающие внимания, которые должны были быть учтены УФМС России по Краснодарскому краю при решении вопроса о выдаче разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации Михитарову Л.Л.. а именно: факт рождения на территории Российской Федерации (в г. Кропоткине), факт наличия гражданства Российской Федерации у его родителей, проживающих в г. Кропоткине и имеющих в собственности домовладение, факт выявления заболевания на территории Российской Федерации, что подтверждается справкой Краснодарского краевого центра по профилактике и борьбе со СПИДом, состояние здоровья, которое согласно выписке №Номер обезличен от 01.07.2010 года, не позволяет осуществить выезд за пределы России, а также факт отсутствия родственников в ином государстве, которые могли бы осуществлять за ним уход и отсутствие иного жилья.

В соответствии с изложенным, суд приходит к выводу о том, что УФМС России по Краснодарскому краю, без учета обстоятельств заслуживающих внимания в данном случае, не правомерно отказало Михитарову Л.Л. в разрешении на временное проживание на территории Российской Федерации.

Руководствуясь статьями, статьями 194-198, 257,258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования Михитарова Льва Львовича удовлетворить.

Признать незаконным решение УФМС России по Краснодарскому краю от 21.05.2010 года №Номер обезличен, согласно которому ему отказано в разрешении на временное проживание в Российской Федерации на основании п.п. 13 п.1 ст.7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Обязать УФМС России по Краснодарскому краю выдать Михитарову ..., Дата обезличена года рождения, уроженцу г. Кропоткина Краснодарского края, разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в десятидневный срок со дня принятия судом решения в окончательной форме через Кропоткинский городской суд.

Председательствующий