К делу № 2-1029/2010
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации23 августа 2010 года г.Кропоткин
Кропоткинский городской суд Краснодарского края в составе:
Председательствующего судьи - Новиковой Н.И.,
при секретаре Ельчищевой Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Кавказского района действовавшего в интересах Зинкевич ... к администрации муниципального образования Кавказский район, Департаменту по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, третье лицо: Департамент семейной политики Краснодарского края о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кавказского района обратился в Кропоткинский городской суд с заявлением действовавший в интересах Зинкевич А.Э., к администрации МО Кавказский район, Департаменту по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, третье лицо: Департамент семейной политики Краснодарского края и просит обязать ответчиков предоставить Зинкевич А.Э., жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления общей площади жилого помещения, установленной Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае».
Свои требования мотивирует тем, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Зинкевич А.Э. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы муниципального образования города Кропоткина от Дата обезличена года Номер обезличен «О поставке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении ранее Чертолясовой А.Г, ныне Зинкевич А.Э., в связи с переменой фамилии и отчества от 09 марта 2007 года». Она поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включена в льготный список граждан из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с Дата обезличена года. Однако, до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма вне очереди Зинкевич А.Э. не предоставлено. Согласно ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Статья 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает обязанность обеспечения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей находящихся под опекой (попечительством) не имеющих закрепленного жилья, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом, дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации за исключением гарантий, предоставляемых для детей обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях (статья 4, 5 Федерального закона «о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»). Часть 4 статьи 5 Закона Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», лица, имевшие статус лиц из числа детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на предоставление жилого помещения государственного жилищного фонда Краснодарского края по договору социального найма. Указанным лицам могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законом порядке государственными полномочиями по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями (п.6 ст.5 указанного Закона). Законом Краснодарского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления (в том числе, муниципального образования Кавказский район) наделены отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещения по договору социального найма детям – сирот и детям, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из их числа путем приобретения строительства) жилья. Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Исходя из положений статьи 57 Жилищного кодекса РФ и статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление детям – сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законном в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Кроме того, Верховный Суд РФ в образе практики рассмотрения гражданских дел по заявлениям прокуроров о внеочередном обеспечении жилой площадью детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указал на то, что обеспечение детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа вне очереди жилыми помещениями не может быть поставлено в зависимость от каких – либо условий. Согласно части 1 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Основанием для обращения прокурора в суд с заявлением может являться обращение к нему граждан об обеспечении права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
В судебном заседании Зинкевич А.Э., заявленные требования прокурором поддерживает и просит их удовлетворить.
Представитель администрации муниципального образования Кавказский район, с заявленным требованием не согласился, представил пояснение на заявление, в котором говорится, что Зинкевич А.Э. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в отдельный список по категории дети – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под № 21 (по состоянию на 11.05.2010 год) с датой и временем принятия на учет 20.12.2006 года. Реализация ее права на получение жилого помещения зависит от реализации прав других лиц этой же льготной категории, имеющих аналогичное право. Для реализации вышеуказанных норм федерального и краевого законодательства, издано постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 июля 2009 года № 653 «Об утверждении Порядка предоставления жилого помещения лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей..». порядок обязателен для исполнения органами местного самоуправления при осуществлении государственной функции по предоставлению жилого помещения.Предоставление жилого помещения осуществляется только на основании списков претендентов, а, не минуя первоочередников, таких же детей – сирот.
Представитель Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела, надлежаще уведомлен. Судом рассматривается данное дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица Департамент семейной политики Краснодарского края – Цыганкова А.А., в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения данного дела уведомлен, ходатайствует о рассмотрении данного дела в отсутствие представителя. В направленном в суд, возражение относительно заявления указала, что с заявленными требованиями не согласна, выделение субвенций из краевого бюджета производится муниципальным образованиям, в том числе Кавказскому району, по подпрограмме «Дети-сироты» в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 годы в соответствии с имеющейся очередностью, которая в настоящее время активно реализуется.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав доводы и возражения сторон, считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Зинкевич А.Э., Дата обезличена года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы администрации муниципального образования город Кропоткин Краснодарского края от Дата обезличена года она принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включена в льготный список граждан из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с Дата обезличена года. В соответствии с п.п.2, 3 ст.8 Федерального закона РФ Номер обезличенФЗ от Дата обезличена года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилья, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Статья 86 Бюджетного кодекса РФ устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта РФ. Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отДата обезличенаг. Номер обезличенФЗ отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации. ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства, при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Таким образом, обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возлагается на те, или иные исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
Однако из ст. 132 Конституции РФ, следует, что органы местного самоуправления могут быть наделены отдельными государственными полномочиями федеральным законом или законом субъекта РФ. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии со статьей 19 данного закона наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации.
Законом Краснодарского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» от Дата обезличена года Номер обезличенКЗ (в ред. от Дата обезличенаг.) органы местного самоуправления наделены таким полномочием, как предоставление жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (ст.1). Следовательно, администрация муниципального образования Кавказский район является надлежащим ответчиком. Согласно Закона Краснодарского края от Дата обезличена года Номер обезличен КЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» таким лицам предоставляются жилые помещения по договорам социального найма, если они не были ранее обеспечены жилыми помещениями. Постановлением главы администрации Краснодарского края от 30,07.2009 г. Номер обезличен утвержден порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма. В соответствии с п. 1.3 указанного постановления функции, связанные, с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края.
Согласно п. 5 ст. 5 Закона Краснодарского края от 03.06,2009 года No 1.748- КЗ в Краснодарском крае» приобретение, строительство жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма лицам, указанным в части 2 настоящей статьи, осуществляются за счет краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год.
Как установлено в судебном заседании в Краснодарском крае действует краевая целевая программа «Дети Кубани», на реализацию этой программы в 2009 году выделено ... руб., из федерального бюджета ... рублей, за счет которых, с учетом остатка денежных средств выделенных в 2007г. приобретено 43 жилых помещения путем предоставления социальной выплаты.
Зинкевич А.Э., имеет право на обеспечение жилым помещением в соответствии с действующим законодательством, в рамках реализации краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 годы, и администрация МО Кавказский район обязана предоставить ей, жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании Кавказский район, за счет средств бюджета Краснодарского края, в соответствии со списком детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Исполнение краевого бюджета возложено на департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, данный департамент обоснованно указан прокурором ответчиком по иску и обязан осуществить финансирование муниципального образования Кавказский район для обеспечения государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа с целью приобретения (строительства) соответствующего жилого помещения, которое подлежит предоставлению Зинкевич А.Э., в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани» и с учетом прав других граждан данной категории в соответствии со списком детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Кавказского района в интересах Зинкевич ... к администрации муниципального образования Кавказский район, Департаменту по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, 3-е лицо: Департамент семейной политики Краснодарского края о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, удовлетворить.
Обязать, администрацию муниципального образования Кавказский район предоставить Зинкевич ..., жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании Кавказский район за счет средств бюджета Краснодарского края, в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани», и в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Обязать, Департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края осуществить финансирование муниципального образования Кавказский район, для обеспечения государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, с целью приобретения (строительства) соответствующего жилого помещения, которое подлежит предоставлению Зинкевич ..., в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани» и в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решение может быть обжаловано в край суд в 10-дневный срок через Кропоткинский городской суд.
Председательствующий: