к делу №2-1131/2010г.
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерациигород Кропоткин 21 сентября 2010 года
Кропоткинский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего – судьи Новиковой Н.И.,
при секретаре Ельчищевой Т.Е.,
с участием прокурора Кавказского района Бондаренко О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора Кавказского района в интересах неопределенного круга лиц, заинтересованные лица: администрация МО Кавказский район Краснодарского края, МОУ СОШ № 19 ст. Казанской МО Кавказский район, третье лицо: отдел государственного пожарного надзора, о признании незаконным бездействия администрации МО Кавказский район, МОУ СОШ № 19 ст. Казанской МО Кавказский район, выразившегося в неисполнении требований законодательства о пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кавказского района в интересах неопределенного круга лиц обратился с заявлением в Кропоткинский городской суд и просит признать незаконным бездействие администрации МО Кавказский район Краснодарского края и МОУ СОШ № 19 ст. Казанской МО Кавказского района, выразившееся в неисполнении требований законодательства о пожарной безопасности, и обязать их выполнить следующие мероприятия: оборудовать помещение спортивного зала школы вторым эвакуационным выходом, демонтировать кладовую под лестничным маршем первого этажа здания школы, провести повторную огнезащитную обработку деревянных конструкций кровли школы, металлические эвакуационные лестницы со второго этажа здания школы выполнить в соответствии с нормативными требованиями в срок до Дата обезличена года.
В судебном заседании и в своем заявлении ссылается на то, что в соответствии с требованиями Федерального закона «О пожарной безопасности» обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Согласно ст. 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Руководители организации, в соответствии со ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности», обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты. Кроме того, во исполнение Федерального закона «О пожарной безопасности» приказами министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий утверждены и действуют Правила пожарной безопасности в РФ и Нормы пожарной безопасности. Прокуратурой района в ходе проверки готовности школ к новому 2010 – 2011 учебному году установлено, что в МОУ СОШ № 19 станицы Казанской допускаются нарушения требований пожарной безопасности. Не проведена повторная, по истечении сроков действия, огнезащитная обработка деревянных конструкций кровли школы, что является нарушением п. 36 Правил пожарной безопасности (далее ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003г., № 31. Допущено устройство под лестничным маршем первого этажа здания школы кладовой (чулана), выгороженного из горючих материалов, что не соответствует требованиям п. 403 ППБ 01-03. Помещение спортивного зала школы не обеспечены вторым эвакуационным выходом, что не соответствует требованиям п. 51 ППБ 01-03, п. 6.13 СНиП 21- 01 97. Уклон металлических эвакуационных лестниц со второго этажа здания школы составляет более 1:1 и не соответствуют нормативным требованиям (п.6.30 СНиП 21- 01097). МОУ СОШ № 19 станицы Казанской МО Кавказский район является муниципальным бюджетным учреждением, основными источниками финансирования школы являются собственные средства учредителя (администрации МО Кавказский район), а также бюджетные и внебюджетные средства – раздел 1, раздел 7 Устава образовательного учреждения. Денежные средства, имеющиеся в распоряжении образовательного учреждения, недостаточны для устранения имеющихся нарушений законодательства о пожарной безопасности. В соответствии с положениями ч. 2 ст. 120 ГК РФ бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами, при недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник его имущества. В 2010 году из муниципального бюджета не выделялись денежные средства на проведение указанных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в МОУ СОШ № 19 станицы Казанской МО Кавказский район. В связи с бездействием администрации МО Кавказский район и МОУ СОШ № 19 станицы Казанской МО Кавказский район до настоящего времени не выполнены мероприятия по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности в данном образовательном учреждении, что создает угрозу для жизни и здоровья учащихся и работников школы. Согласно п. 3 ст. 8 Устава муниципального образования Кавказский район, принятого решением Совета МО Кавказский район 26.10.2007 года № 4, органы местного самоуправления обладают полномочиями по созданию муниципальных учреждений и их финансированию. Неправомерным бездействием администрации МО Кавказский район, МОУ СОШ № 19 станицы Казанской МО Кавказский район нарушаются права неопределенного круга лиц – учащихся, работников и посетителей школы на безопасную жизнь, условия учебы и труда, что в соответствии со ст. 45, 255 ГПК РФ представляет прокурору право на обращение в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Директор МОУ СОШ № 19 станицы Казанской МО Кавказский район, изложенные в заявлении прокурора нарушения правил пожарной безопасности в судебном заседании признала, и пояснила, что они стали возможны по причине недостаточного финансирования образовательного учреждения. Согласно Уставу образовательного учреждения, вышеуказанная школа является муниципальным бюджетным учреждением и основным источником ее финансирования являются средства бюджета администрации МО Кавказский район Краснодарского края.
Представитель отдела государственного пожарного надзора Кавказского района, также не возражает против удовлетворения заявленных требований. В судебном заседании пояснил, что он лично как должностное лицо органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, зафиксировал факты нарушений требований пожарной безопасности. О выявленных нарушениях ставил в известность администрацию МОУ СОШ № 19 станицы Казанской МО Кавказский район.
Представитель администрации МО Кавказский район Краснодарского края, с заявленными прокурором требованиями согласна и пояснила, что нарушения правил пожарной безопасности в МОУ СОШ № 19 станицы Казанской МО Кавказский район действительно имеют место по причине отсутствия средств на эти цели в бюджете муниципального образования. С появлением финансирования нарушения будут незамедлительно устранены.
Выслушав объяснения участников судебного разбирательства и, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению. Оно признано, доказано и основано на законе.
В соответствии с требованиями Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года № 69 – ФЗ обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Согласно ст. 51 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 года № 3266-1 образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Руководитель организаций, в соответствии ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности», обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты. В силу требований норм пожарной безопасности приказами министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года № 313, № 315, от 20.06.2003 года № 323 утверждены и действуют Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01 – 03) и Нормы пожарной безопасности (НПБ 110 – 03, НПБ 104- 03). В п. 4 таблицы 2 Норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104 – 03), утвержденных приказом МЧС России от 20.06.2003 год № 323, здания образовательных учреждений должны быть оснащены системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Факты нарушений требований Федерального Закона «О пожарной безопасности» в деятельности МОУ СОШ № 19 станицы Казанской МО Кавказский район, создающий реальную угрозу жизни детей, работников школы и других лиц, кроме объяснений участников судебного разбирательства подтверждено информацией прокурору Кавказского района младшему советнику юстиции Н.Н. Борозенец главным государственным инспектором Кавказского района по пожарному надзору А.В. Штиль, в котором указал, что в МОУ СОШ № 19 станицы Казанская на дверях котельной и складских помещений школы не обозначены категория по пожарной опасности и класс зоны по ПУЭ (п. 33 ППБ 01 – 03) не проведена повторная, по истечении сроков действия, огнезащитная обработка деревянных конструкций кровли школы (п. 36 ППБ 01 –03); на окнах котельной школы установлены глухие металлические решетки (п. 40 ППБ 01 – 03); допущено устройство под лестничным маршем первого этажа здания школы кладовой (чулана), выгороженного из горючих материалов (п. 40 ППБ 01- 03); помещения спортивного зала школы не обеспечены вторым эвакуационным выходом (п. 51 ППБ 01 – 03. П.6.13* СНиП 21 – 01- 97*); уклон металлических эвакуационные лестниц со второго этажа здания школы составляет более 1:1 и не соответствует нормативным требованиям (п. 6.30 * СНиП 21 – 01- 97*). (плановая проверка с 18.08.2010 года составлены протоколы в отношении должностного и юридического лица по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ). В связи с бездействием администрации МО Кавказский район Краснодарского края мероприятиями по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности в МОУ СОШ № 19 станицы Казанской МО Кавказский район не выполняются на протяжении длительного времени, что в случае возникновения пожара может создать непосредственную угрозу для жизни и здоровья детей и работников образовательного учреждения. Таким образом, неправомерным бездействием администрации МО Кавказский район Краснодарского края и МОУ СОШ № 19 станицы Казанской МО Кавказский район нарушаются права неопределенного круга лиц, и в том числе, детей, работников и посетителей образовательного учреждения на безопасную жизнь, безопасные условия образовательного процесса и труда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 28 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить заявление прокурора Кавказского района.
Признать незаконным бездействие администрации МО Кавказский район Краснодарского края и МОУ СОШ № 19 станицы Казанской МО Кавказский район, выразившееся в неисполнении требований законодательства о пожарной безопасности.
Обязать администрацию МО Кавказский район Краснодарского края и МОУ СОШ № 19 станицы Казанской МО Кавказский район устранить допущенные нарушения пожарной безопасности: оборудовать помещение спортивного зала школы вторым эвакуационным выходом, демонтировать кладовую под лестничным маршем первого этажа здания школы, провести повторную огнезащитную обработку деревянных конструкций кровли школы, металлические эвакуационные лестницы со второго этажа здания школы выполнить в соответствии с нормативными требованиями в срок до 01.01.2011 года.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в 10-дневный срок через Кропоткинский городской суд.