решение по иску прокурора Кавказского района в интересах Терехова К.И. о предоставлении вне очереди



К делу № 2-976/2010 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 июля 2010 года Кропоткинский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Сидоренко П.Ф.

при секретаре судебного заседания Кузнецовой А.В.

с участием старшего помощника прокурора Кавказского района Миненко Е.П.,

представителя ответчика администрации муниципального образования Кавказский район Уливановой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Кавказского района в интересах Терехова ... к Администрации муниципального образования Кавказский район Краснодарского края, Департаменту по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, 3-е лицо: Департамент семейной политики Краснодарского края о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Кавказского района, в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в Кропоткинский городской суд с иском в интересах Терехова К.И. к администрации муниципального образования Кавказский район, департаменту по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края о предоставлении жилого помещения, ссылаясь на необходимость обеспечения Терехова К.И., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением в Кавказском районе в соответствии с требованиями Федерального Закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Краснодарского края от 3.06.2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» и Закона Краснодарского края от 15.12.2004 года № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы».

В судебном заседании старший помощник прокурора Кавказского района Миненко Е.П. иск по указанным в нем основаниям поддержала и просила его удовлетворить в целях реализации права Терехова К.И. на обеспечение жилым помещением.

Терехов К.И. в судебном заседании иск прокурора поддержал и просил его удовлетворить.

Представитель ответчика администрации муниципального образования Кавказский район Уливанова Е.Н. в судебном заседании иск не признала, указала, что государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 года № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» переданы органам местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета. Статья 86 Бюджетного кодекса РФ также устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Таким образом, администрация муниципального образования Кавказский район может исполнить обязательство по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей только в случае предоставления субвенций местному бюджету из бюджета края; пояснила, что на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещение по договору социального найма в уполномоченном органе – Управлении имущественных отношений администрации муниципального образования Кавказский район по категории граждан «лица из числа детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лица, имевшие статус лиц из числа детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" числится 102 человека. На основании постановления главы муниципального образования город Кропоткин № 480/2 от 08.06.2010 г. Терехов ..., Дата обезличена года рождения, с составом семи 1 человек Дата обезличена года принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в отдельный список по категории «дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» под Номер обезличен. Реализация права Терехова К.И. на получение жилого помещения поставлена в зависимости от реализации прав других лиц этой же льготной категории, имеющих аналогичное право. Порядок предоставления жилых помещений указанной категории граждан регулируется постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 июля 2009 года № 653 «Об утверждении Порядка предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма» и обязателен для исполнения органами местного самоуправления при осуществлении государственной функции по предоставлению жилого помещения. Предоставление жилого помещения осуществляется только на основании списков претендентов, а не минуя первоочередников, таких же детей - сирот.

Представитель ответчика департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в судебное заседание не явились, о месте и времени проведения судебного заседания были извещены своевременно и надлежащим образом, в направленных в адрес Кропоткинского городского суда возражениях на исковое заявление представитель ответчика Соболев Г.Г. просил рассмотреть дело в его отсутствие, полагал, что департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края является ненадлежащим ответчиком по делу и указал, что денежные средства на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот перечисляются на счета муниципальных образований через департамент семейной политики Краснодарского края, который является главным распорядителем указанных средств, в целях реализации Федерального Закона N0 159-ФЗ от 21.12.96 года и Закона Краснодарского края № 1748-КЗ от 03.06.2009 года.

Представитель третьего лица, департамента семейной политики Краснодарского края в судебном заседании также не участвовал, в направленном в адрес Кропоткинского городского суда отзыве относительно искового заявления представитель Цыганкова А.А. просила рассмотреть дело в ее отсутствие, и указала, что выделение субвенций из краевого бюджета производится муниципальным образованиям по подпрограмме «Дети-Сироты» в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013» годы в соответствии с имеющейся очередностью, которая в настоящее время активно реализуется.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив представленные возражения и отзывы на исковое заявление, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Терехов К.И., в интересах которого прокурором Кавказского района подан настоящий иск, в соответствии с требованиями Федерального Закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» бесспорно относится к категории граждан «лица из числа детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лица, имевшие статус лиц из числа детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей».

Постановлением главы муниципального образования город Кропоткин Краснодарского края № 480/2 от 08.06.2010 года Терехов К.И. с составом семьи один человек принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по льготному списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей под Номер обезличен. Согласно п.п. 2, 3 ст. 8 Федерального закона РФ № 159-ФЗ от 21.12.96 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Согласно ст.1 Закона Краснодарского края № 805-КЗ от 15.12.2004 года «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей. Согласно Закона Краснодарского края от 03.06.2009 года № 1748 - КЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» таким лицам предоставляются жилые помещения по договорам социального найма, если они не были ранее обеспечены жилыми помещениями. Постановлением главы администрации Краснодарского края от 30.07.2009 г. № 653 утвержден порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма. В соответствии с п. 1.3 указанного постановления функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края. Согласно п. 5 ст. 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 года № 1748 - КЗ в Краснодарском крае» приобретение, строительство жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма лицам, указанным в части 2 настоящей статьи, осуществляются за счет краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год.

Как установлено в судебном заседании в Краснодарском крае действует краевая целевая программа «Дети Кубани», на реализацию этой программы в 2009 году выделено 339,2 млн.руб., на реализацию подпрограммы «Дети-сироты» в 2010 году выделено 275,932 млн. руб. При выделении денежных средств из краевого бюджета в 2008-2009 г.г. Кавказскому району для приобретения жилья для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возникли трудности в приобретении по причине отсутствия на жилищном рынке жилья, соответствующего установленным социальным нормам и отвечающего санитарным и техническим требованиям жилья согласно действующему законодательству, что следует из отзыва представителя департамента семейной политики Краснодарского края относительно искового заявления прокурора Кавказского района в интересах Терехова К.И. Терехов К.И. имеет право на обеспечение жилым помещением в соответствии с действующим законодательством, в рамках реализации краевой целевой программы «Дети-Кубани» на 2009-2013 годы, и
администрация Кавказского района, обоснованно указанная прокурором ответчиком по делу, обязана предоставить ему жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим
требованиям, расположенное в муниципальном образовании Кавказский район, за счет средств бюджета Краснодарского края, в соответствии со списком детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Исполнение краевого бюджета возложено на департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, данный департамент также обоснованно указан прокурором ответчиком по иску и обязан осуществить финансирование муниципального образования Кавказский район для обеспечения государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа с целью приобретения (строительства) соответствующего жилого помещения, которое подлежит предоставлению Терехову К.И. в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани» и с учетом прав других граждан данной категории, в соответствии со списком очередности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

На основании изложенного, ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию муниципального образования Кавказский район предоставить Терехову ... жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании Кавказский район за счет средств бюджета Краснодарского края, в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани», и в соответствии со списком очередности лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, имевших статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Обязать Департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края осуществить финансирование муниципального образования Кавказский район для обеспечения государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа с целью приобретения (строительства) соответствующего жилого помещения, которое подлежит предоставлению Терехову ... в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани» и в соответствии со списком очередности лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, имевших статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Кропоткинский городской суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Решение отпечатано в совещательной комнате.

Председательствующий: