К делу № 2-442/11г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кропоткин 04 марта 2011 года
Кропоткинский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Щербакова В.Н.,
при секретаре Юрицыной О.В.,
с участием помощника прокурора Кавказского района Чуприна А.А.,
представителя по доверенности администрации Кропоткинского городского поселения кавказского района Евдокимовой Е.А.,
представителя третьего лица Хоменкова М.Д. по доверенности – Ашихминой А.В.,
представителей по доверенности ЗАО «Тандер» Погуляйченко А.А. и Козьминой И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Кавказского района в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Администрации Кропоткинского городского поселения о признании незаконными действий (бездействий),
УСТАНОВИЛ
Прокурор Кавказского района Краснодарского края обратился в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным действий Администрации Кропоткинского городского поселения по выдаче разрешения на строительство гипермаркета ЗАО «Тандер» от 5 марта 2010г. общей площадью 5409 кв.м. по ул. <адрес> г. Кропоткина; о признании незаконным бездействия Администрации Кропоткинского городского поселения по пресечению факта незаконной эксплуатации объекта самовольного строительства ЗАО «Тандер» нежилого производственного помещения литер «Ф», общей площадью 7130,6 кв.м., расположенного по адресу г. ФИО1, ул. Машиностроительная, 13, а также об обязании Администрации Кропоткинского городского поселения в 30-дневный срок устранить нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц путем отмены выданного разрешения на строительство от 5 марта 2010г., путем обращения с иском в суд о приостановлении строительства гипермаркета по ул. <адрес> г. Кропоткина и эксплуатации нежилого производственного помещения литер «Ф», общей площадью 7130,6 кв.м., расположенного по адресу г. Кропоткин, <адрес> до устранения нарушений.
В судебном заседании помощник прокурора Кавказского района Чуприна А.А. изменил ранее заявленные требования, отказавшись от требований в части признания обязания Администрации Кропоткинского городского поселения в 30-дневный срок устранить нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц путем отмены выданного разрешения на строительство от 5 марта 2010г.; путем обращения с иском в суд о приостановлении строительства гипермаркета по ул. <адрес> <адрес> г. Кропоткина и эксплуатации нежилого производственного помещения литер «Ф», общей площадью 7130,6 кв.м., расположенного по адресу г. Кропоткин, <адрес> до устранения нарушений.
Ответчик – Администрация Кропоткинского городского поселения Кавказского района, заявленные требования не признала.
Представители третьего лица на стороне ответчика – ЗАО «Тандер» - заявленные требования не признали и возражали против их удовлетворения. Представили Отзыв на заявление прокурора Кавказского района о признании незаконными действий и бездействия администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района предоставили отзыв на исковое заявление прокурора и дополнительные документы, которые приобщены к материалам дела.
Представитель третьего лица – Хоменков М.Д. – просит удовлетворить требования прокурора Кавказского района в полном объеме, также считает, что выдача разрешения не законна, так как имеются объекты недвижимости, зарегистрированные за ее доверителем по адресу: г. ФИО1, пер. <адрес>, а именно: помещение склада литер Б, общей площадью 225,9 кв.м. и помещение склада литер Л, общей площадью76,1 кв.м. В судебном заседании представитель Хоменкова М.Д. предоставила свидетельства о государственной регистрации права на указанные объекты недвижимости.
Прокурор поддержал дополнения представителя третьего лица – Хоменкова М.Д. и также просил признать действия администрации Кропоткинского городского поселения по выдаче разрешения незаконным по указанным представителем Хоменкова М.Д. основаниям.
Суд, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, считает заявленные требования прокурора Кавказского района обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Решением Кропоткинского городского суда от 22 ноября 2010г. в удовлетворении требований, заявленных прокурором Кавказского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга, отказано в полном объеме.
Кассационным определением от 3 февраля 2011г. решение Кропоткинского городского суда от 22 ноября 2010г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Кропоткинский городской суд Краснодарского края.
27.02.2010г. ЗАО «Тандер» обратилось в адрес Администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта – «Гипермаркет, расположенный в пределах площадки, отведенной под застройку на участке по адресу г. Кропоткин, пер. <адрес>» на земельном участке, расположенном по адресу г. Кропоткин, пер. <адрес>
05 марта 2010г. Главой Кропоткинского городского поселения ЗАО «Тандер» было выдано разрешение на строительство №RU-23510109-0975-132010 гипермаркета ЗАО «Тандер» от 5 марта 2010г. общей площадью 5409 кв.м. по ул. <адрес> г. ФИО1 /т. 1 л.д. 6/.
На момент выдачи разрешения на строительство №№ гипермаркета ЗАО «Тандер» от 5 марта 2010г. общей площадью 5409 кв.м. по ул. <адрес> г. Кропоткина Главой Кропоткинского городского поселения отсутствовало положительное заключение государственной экспертизы проектной документации. Данное обстоятельство подтверждено материалами дела и не отрицается Администрацией Кропоткинского городского поселения Кавказского района и ЗАО «Тандер».
Положительное заключений государственной экспертизы проектной документации № от 25 октября 2010г., выданное Государственным автономным учреждением Краснодарского края «Краснодаркрайгосэкспертиза» было получено уже после выдачи разрешения на строительство №№ гипермаркета ЗАО «Тандер» от 5 марта 2010г. /том 1 л.д. 62-66/
В Градостроительном кодексе Российской Федерации закреплены полномочия органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов в области градостроительной деятельности.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 8, пункту 5 части 2 статьи 8, пункту 5 части 3 статьи 8, части 4 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешений на строительство относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Таким образом, выдача разрешения на строительство возможна лишь при наличии правоустанавливающего документа на земельный участок под капитальное строительство, а также необходимых согласований и экспертиз.
Согласно части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям.
В силу части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. В соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса РФ строительство гипермаркета не относится к категориям объектов, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе.
По смыслу указанных норм администрация Кропоткинского городского поселения Кавказского района, должна была провести в течение 10 дней со дня получения заявления ЗАО «Тандер» о выдаче разрешения на строительство от 27.02.2010г. (Исх. №234) проверку документов, прилагаемых к заявлению, и выявив отсутствие положительного заключения государственной строительной экспертизы проектной документации, отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Из материалов дела видно, что Администрация, в нарушение указанных норм, выдала Обществу разрешение на строительство №№ гипермаркета ЗАО «Тандер» от ДД.ММ.ГГГГ при отсутствии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, в то время как строительство указанного объекта не относится к категориям объектов, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе.
Судом отклоняются как необоснованные доводы ЗАО «Тандер» о том, что нарушение, допущенное при выдаче разрешения на строительство №RU-23510109-0975-132010 гипермаркета ЗАО «Тандер» от 5 марта 2010г. было устранено путем предоставления ЗАО «Тандер» положительного заключения государственной экспертизы проектной документации № от 25 октября 2010г., поскольку указанное положительное заключение было получено в октябре 2010г., тогда как его представление было необходимо при подаче заявления о выдаче разрешения на строительство 27 февраля 2010г.
Кроме того, выдачей разрешения от ущемлены законные права и интересы гражданина РФ Хоменкова М.Д. как собственника объектов недвижимости: помещения склада, литер Б, общей площадью 225,9 кв.м., помещения склада, литер Л, общей площадью 76,1 кв.м., расположенных по адресу: Краснодарский край, г. Кропоткин, пер. <адрес>., что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серии 23-АА №, запись о регистрации № от 22.08.2001г., выдано 24.08.2001.; Свидетельством о государственной регистрации права серии 23-АА №, запись о регистрации № от 22.08.2001г., выдано 24.08.2001г.
Указанные объекты недвижимости были расположены на земельном участке общей площадью 13 068 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Кропоткин, пер. Казанский/<адрес>, предоставленном для строительства гипермаркета ЗАО «Тандер».
ЗАО «Тандер» произвело демонтаж указанных объектов недвижимости - помещения склада, литер Б, общей площадью 225,9 кв.м., помещения склада, литер Л, общей площадью 76,1 кв.м., расположенных по адресу: Краснодарский край, г. Кропоткин, пер. <адрес> <адрес>. Именно данный факт послужил основанием для обращения гражданина Хоменкова М.Д. в прокуратуру Кавказского района 12 сентября 2010г. с просьбой проверить законность выдачи разрешения на строительство гипермаркета ЗАО «Тандер».
Суд исходил из того, что Администрация нарушила пункт 1 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статью 3 Закона об архитектурной деятельности и выдала ЗАО «Тандер» разрешение на строительство, чем нарушила права гражданина Хоменкова М.Д., как собственника объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, отведенном под застройку.
В соответствии с абз. 3 п. 1 Постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что осуществление действий по выдаче разрешения на строительство №№ гипермаркета ЗАО «Тандер» от 5 марта 2010г. в нарушение требований пункта 5 части 1, 2, 3, 4 статьи 51, части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ свидетельствует о незаконном характере действий Администрации, и нарушении прав и законных интересов неопределенного круга лиц, что является основанием для признания данного действия незаконным.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, ЗАО «Тандер» без разрешения на реконструкцию и на строительство новых объектов осуществлена реконструкция нежилого производственного помещения литер «Ф», общей площадью 7130,6 кв.м. и дальнейшая эксплуатация указанного строения в качестве продовольственного склада. В процессе реконструкции выполнены следующие виды работ: демонтированы металлические вертикальные и горизонтальные связи, которые входят в систему каркаса конструкции, обеспечивают устойчивость колонн и неизменяемость системы; демонтированы наружные стеновые панели при устройстве ворот; выполнены разгрузочная эстакада и площадка с навесами; выполнены проемы стеновых вставок административного корпуса; выполнена система пожаротушения; реконструированы инженерные сети; к основному цеху литер «Ф» пристроен цех прессовки макулатуры; смонтирован промышленный холодильник в пролетном строении литер «Ф»; произведена реконструкция встроенных помещений хозяйственно-бытового назначения.
Материалами дела подтвержден тот факт, что, начиная с 2006 года, должностными лицами Управления государственного строительного надзора неоднократно проводились проверки объекта, расположенного по адресу город Кропоткин, №, Западная промышленная зона (г. Кропоткин, <адрес>) на предмет соответствия выполняемых работ в процессе реконструкции требованиям градостроительного законодательства, технических регламентов и проектной документации.
Управление Архитектуры и градостроительства МО город Кропоткин разрешение на реконструкцию нежилых помещений и строительство новых объектов по адресу г. Кропоткин-7, Западная промышленная зона, не выдавало. ЗАО «Тандер» разрешение на реконструкцию помещений здания литер «Ф», производственного корпуса № и демонтаж железобетонных конструкций склада литер «О», а также на строительство насосной станции, цеха прессовки макулатуры, резервуаров и трубопроводов системы пожаротушения, разгрузочной площадки с навесом, холодильных камер, подводящей железнодорожной ветки и инженерных сетей – в материалы дела не представлено.
По фактам указанных правонарушений в отношении ЗАО «Тандер» в 2006-2007годах составлялись Протоколы об административных правонарушениях в области строительства, и оно неоднократно привлекалось к административной ответственности за совершение административных правонарушений в сфере строительства.
Также, в материалы дела представлены постановления мирового судьи, на основании которых ЗАО «Тандер» привлекалось к административной ответственности за совершенные административные правонарушения в области строительства:
Указанные судебные акты вступили в законную силу.
Суд с учетом обстоятельств, установленных мировым судьей судебного участка №67 г. Кропоткина Литвиновой Л.Б., пришел к выводу о самовольном характере строений, возведенных обществом в отсутствие выданного в установленном порядке разрешения на строительство; реконструированных объектов в отсутствие разрешения на реконструкцию нежилых помещений, и о неправомерном эксплуатировании объектов, расположенных по адресу город Кропоткин, Промзона-7 без соответствующего разрешения о вводе объектов в эксплуатацию и о незаконном бездействии Администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района по пересечению незаконной эксплуатации объекта самовольного строительства ЗАО «Тандер» нежилого производственного помещения, расположенного по адресу город Кропоткин, <адрес>.
Судом отклоняются как необоснованные доводы ЗАО «Тандер» о том, что выполняемые мероприятия не характеризуются как реконструкция, а являются текущим ремонтом здания, поскольку копии административных материалов, имеющиеся в деле, составленные в отношении ЗАО «Тандер», опровергают выводы, содержащиеся в вышеуказанном Акте технической экспертизы Кропоткинского РЦ ЗАО «Тандер», находящегося по адресу г. Кропоткин, <адрес> от 2007г.
Акт технической экспертизы Кропоткинского РЦ ЗАО «Тандер», находящегося по адресу г. Кропоткин, <адрес> от 2007г., представленный ЗАО «Тандер» в материалы дела, не может быть принят судом во внимание, поскольку в указанном акте содержатся выводы о соответствии постройки противопожарным, санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, отсутствии нарушения прав и охраняемых законом интересов третьих лиц, угрозы жизни и здоровью граждан, а также он получен ЗАО «Тандер» во внесудебном порядке /л.д. 50-67/.
В соответствии с нормами ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также положениями статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации, а также иные предусмотренные статьей 51 названного Кодекса документы. Выполнение строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации удостоверяется разрешением на ввод объекта в эксплуатацию (п. 1 ст. Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке составленной проектной документации, с получением разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, подтверждающих осуществление застройки с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности.
Принимая во внимание изложенное, оснований для вывода о том, что постройки - не представляют угрозы жизни и здоровью граждан, отвечают признаку безопасности, у суда не имеется.
Доказательств того, что истцом предпринимались надлежащие меры к легализации самовольной постройки, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, возведение постройки в соответствии с проектом, в материалах дела не имеется. Администрация Кропоткинского городского поселения Кавказского района не представила доказательств обращения ЗАО «Тандер» в установленном порядке с заявлением о выдаче разрешения на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию. При таких обстоятельствах Администрация Кропоткинского городского поселения, ЗАО «Тандер» не доказали, что принимали меры к получению разрешительной документации на объект. Бремя доказывания указанных обстоятельств лежит в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (часть 1 статьи 56) на администрации Кропоткинского городского поселения.
Суд пришел к обоснованному выводу о том, что бездействие Администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района (в соответствии с абз. 4 п. 1 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих"), заключается в том, что с момента строительства и эксплуатации производственного склада литер «Ф» по настоящее время Администрацией Кропоткинского городского поселения не предпринято каких-либо мер реагирования и внутреннего самоконтроля, что свидетельствует об отсутствии принятия каких-либо активных мер и является незаконным бездействием.
Исследовав представленные сторонами доказательства и оценив их, суд первой инстанции установил, что муниципальному органу при выдаче разрешения на строительство ЗАО «Тандер» в числе требуемых документов не были представлены документы, которые бы подтверждали положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, а также соответствие построенного объекта капитального строительства техническим условиям.
Непредставление указанных документов в соответствии с частью 13 статьи 51, пунктом 1 части 6 статьи 55 ГК РФ служит основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию.
В силу пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительным ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Прокурор в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вправе обратиться в суд с требованием в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в целях предупреждения причинения вреда их жизни и здоровью, окружающей среде в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством.
Согласно ч. 3 ст. 131 ГПК в заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.
В силу ст. 35 Закона Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Следовательно, прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, вправе заявлять требования о признании незаконным действий Администрации Кропоткинского городского поселения по выдаче разрешения на строительство №№ гипермаркета ЗАО «Тандер» от 5 марта 2010г. общей площадью 5409 кв.м. по ул. <адрес> <адрес> г. Кропоткина; о признании незаконным бездействия Администрации Кропоткинского городского поселения по пресечению факта незаконной эксплуатации объекта самовольного строительства ЗАО «Тандер» нежилого производственного помещения литер «Ф», общей площадью 7130,6 кв.м., расположенного по адресу г. Кропоткин, <адрес>, поскольку строительство и последующий ввод в эксплуатацию указанных объектов произведены с нарушением требований Градостроительного кодекса РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Признать незаконным действие Администрации Кропоткинского городского поселения по выдаче разрешения на строительство гипермаркета ЗАО «Тандер» от 5 марта 2010г. общей площадью 5409 кв.м. по ул. <адрес> г. Кропоткина Краснодарского края.
Признать незаконным бездействие Администрации Кропоткинского городского поселения по пресечению факта незаконной эксплуатации объекта самовольного строительства ЗАО «Тандер» нежилого производственного помещения литер «Ф», общей площадью 7130,6 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Кропоткин, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в десятидневный срок со дня принятия судом решения в окончательной форме через Кропоткинский городской суд.
Председательствующий