РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 февраля 2011 года к делу № 2-361/2011
Кропоткинский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Щербакова В.Н.,
при секретаре Юрицыной О.В.,
с участием прокурора Серый Д.Н.,
представителя администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района Бородиной М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Кавказского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кропоткинского городского поселения о признании незаконным бездействие органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кавказского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к администрации Кропоткинского городского поселения о признании незаконным бездействие органа местного самоуправления.
В судебном заседании помощник Кавказского прокурора Серый Д.Н. уточнил заявленные требования и просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Кропоткинского городского поселения по опубликованию в период с 01.06.2010 года по настоящее время в уполномоченном печатном средстве массовой информации – газете «Огни Кубани», принимаемых нормативных правовых актов и иной, обязательной к опубликованию, официальной информации и обязать администрацию Кропоткинского городского поселения в полном объеме устранить допущенное нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц, путем возложения обязанности на администрацию Кропоткинского городского поселения полнотиражного опубликования в уполномоченном печатном средстве массовой информации – газете «Огни Кубани», принимаемых нормативных правовых актов и иной, обязательной к опубликованию, официальной информации. В обоснование заявленных требований суду пояснил, что в связи с обращениями граждан прокуратурой Кавказского района проведена проверка деятельности органов местного самоуправления Кропоткинского городского поселения по опубликованию нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы неопределенного круга лиц. В результате проверки было установлено, что администрацией Кропоткинского городского поселения в указанной сфере допускаются нарушения действующего законодательства. Указывает, что муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования. Статьей 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 06.10.2003 года установлено, что ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию. Статьей 17 вышеуказанного закона определены полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, в том числе, доведение до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации. Указывает, что нормами Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ от 21.07.2005 года также предусмотрено обязательное опубликование извещений о проведении конкурса, аукциона в официальном печатном издании. Уставом Кропоткинского городского поселения предусмотрено, что органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому гражданину, проживающему на территории поселения возможность ознакомления с муниципальными правовыми актами, затрагивающими права, свободы и обязанности человека и гражданина, получения полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления. Постановлением администрации Кропоткинского городского поселения № 204 от 23.03.2009 года в качестве официального печатного средства массовой информации для опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления определена городская общественно-политическая газета «Огни Кубани». Распоряжением № 56-р от 03.06.2010 года «Об информационном обеспечении размещения муниципальных заказов» официальным печатным изданием Кропоткинского городского поселения для публикации информации о размещении муниципальных заказов определена газета «Огни Кубани». В 2010 году администрацией Кропоткинского городского поселения с ГУП «Редакция газеты «Огни Кубани» заключены договоры на оказание информационных услуг. С 01.06.2010 года по настоящее время печать официальных полос газеты «Огни Кубани» под колонтитулом «Документы» осуществляется тиражом 200 экземпляров, при том, что общий тираж газеты «Огни Кубани» во втором полугодии 2010 года составляет 4050 экземпляров в четверг и 2400 экземпляров во вторник и субботу. Газета с дополнительными полосами распространяется в розничной торговле в количестве 90 экземпляров, а остальные экземпляры направляются в библиотечную сеть и иные обязательные для уведомления органы. Указывает, что в результате исследования подшивки газеты «Огни Кубани» за прошедший период 2010 года установлено, что печать официальных полос газеты под колонтитулом «Документы» осуществляется через приложения к газете, к тому же ограниченным тиражом, без доставки подписчикам, в результате чего произвольно по усмотрению распространителя ограничивается круг лиц, имеющих право на ознакомление с принятыми правовыми актами и официальной информацией.
Представитель Кропоткинского городского поселения Бородина М.Н. считает, что оснований для удовлетворения требований прокурора нет. Суду пояснила, что официальным опубликованием считается не только публикация нормативного акта в печатных СМИ, но и размещение правового акта на официальном сайте органа местного самоуправления. Согласно Распоряжению администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района «Об информационном обеспечении размещения муниципальных заказов» № 56-р от 03.06.2010 года официальным печатным изданием для опубликования информации о размещении заказов является не только газета «Огни Кубани», но и официальный сайт Кропоткинского городского поселения. Публикация нормативных актов и сообщений, связанных с размещением муниципальных заказов осуществляется не только в печатном средстве массовой информации, но и в сети Интернет. Указывает, что доводы заявителя о нарушении порядка публикации в связи с распространением газеты «Огни Кубани» с опубликованными в ней нормативно-правовыми актами органа местного самоуправления в меньшем количестве экземпляров ни чем не обоснованы, так как действующее законодательство не устанавливает какие-либо юридические последствия при выходе в свет тиража меньшим количеством экземпляров, также не определяет распространение какого количества экземпляров печатного издания считается надлежащим опубликованием.
Допрошенный в судебном заседании свидетель Москаленко Ю.А. показал, что он неоднократно пытался приобрести в киосках «Роспечати» газету «Огни Кубани» с тем, чтобы получить для себя информацию об изменениях в тарифах, о наличии вакантных мест в организациях и предприятиях Кропоткинского городского поселения, ознакомиться с нормативно-правовыми актами органа местного самоуправления, которые затрагивают интересы жителей поселения, однако сделать этого не смог, по причине отсутствия в киосках газет с официальными приложениями. Отметил, что являясь военнослужащим, он проходил службу на Дальнем Востоке и в городе, в котором он проживал, он всегда имел возможность приобрести местную газету с опубликованными в ней официальными документами органа местного самоуправления.
Допрошенная в судебном заседании свидетель Пелипенко Л.Н. дала показания, аналогичные по смыслу показаниям свидетеля Москаленко Ю.А.
Допрошенная в судебном заседании свидетель Смирнова М.А. суду пояснила, что она является главным редактором газеты «Огни Кубани». Отметила, что администрацией Кропоткинского городского поселения с редакцией газеты «Огни Кубани» заключены договоры на оказание информационных услуг. С 01.06.2010 года опубликование официальных документов осуществляется во вкладке - приложении к газете тиражом 200 экземпляров. Практически половина газет с приложениями распространяется через розничную торговлю, а вторая половина направляется в библиотеки и иные обязательные для уведомления органы. Отметила, что никаких обращений в редакцию газеты с вопросами о недостаточности экземпляров газет с приложениями не было. Наоборот, в редакцию газеты от жителей городского района поступают письма, в которых они указывают, что газета «перегружена» официальной информацией.
Суд, выслушав помощника прокурора, представителя администрации муниципального образования Кавказский район, свидетелей считает, что заявление прокурора Кавказского района удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Официальным опубликованием считается не только публикация нормативного акта в печатных СМИ, но и размещение правового акта на официальном сайте органа местного самоуправления.
Так, в соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007г. N48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.
Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием.
В соответствии со ст. 47 Закона Федерального Закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обязанностью органов местного самоуправления является опубликование (обнародование) муниципальных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы граждан, в средствах массовой информации. При этом указанным Законом установлено, что порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается Уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан.
Согласно пунктам 1-2 Распоряжения администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района от 03 июня 2010 года № 56-р «Об информационном обеспечении размещения муниципальных заказов» официальным печатным изданием для опубликовании информации о размещении заказов является не только газета «Огни Кубани», но и официальный сайт Кропоткинского городского поселения.
В соответствии с пунктом 1 Постановления администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района от 23 марта 2009 года № 204, официальным печатным средством массовой информации для опубликования нормативных правовых актов является районная общественно-политическая газета «Огни Кубани».
В соответствии со статьей 66 Устава Кропоткинского городского поселения Кавказского района, муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому гражданину, проживающему на территории поселения возможность ознакомления с муниципальными правовыми актами, затрагивающими права, свободы и обязанности человека и гражданина, получения полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц. Официальным опубликованием нормативного правового акта является первая его публикация в уполномоченном главой поселения печатном средстве массовой информации. Официальное опубликование производится за счет средств местного бюджета.
Официальным обнародованием нормативных правовых актов органов местного самоуправления поселения является доведение до всеобщего сведения граждан, проживающих на территории поселения, текста муниципального правового акта посредством размещения его в специально установленных местах, обеспечения беспрепятственного доступа к тексту муниципального правового акта в органах местного самоуправления.
Информация о специально установленных для обнародования местах доводится до населения администрацией поселения через средства массовой информации.
Тексты муниципальных правовых актов должны находиться в специально установленных для обнародования местах в течение не менее чем десять календарных дней с момента их обнародования.
При этом, в случае, если объем подлежащего обнародованию муниципального правового акта превышает 20 печатных листов формата А4, допустимо его обнародование путем издания брошюр с его текстом с одновременным размещением в специально установленных для обнародования местах объявления о порядке ознакомления с текстом акта.
Согласно ст.-ст. 21, 31.1, 33, 41.5, 45 Федерального закона от 21 июля 2005г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", извещение о проведении открытого конкурса, открытого аукциона, открытого аукциона в электронной форме, а также запроса котировок цен размещается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на официальном сайте не менее чем за тридцать дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.
В соответствии с п. 3 ст. 21 Федерального закона от 21 июля 2005г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация также вправе опубликовать извещение о проведении открытого конкурса в любых средствах массовой информации, в том числе в электронных средствах массовой информации, при условии, что такие опубликование и размещение не могут осуществляться вместо предусмотренного частью 1 данной статьи размещения.
Соответственно, с учетом внесенных изменений в Федеральный закон от 21 июля 2005г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", с 1 января 2011 года заказчик, уполномоченный орган вправе размещать извещение в средствах массовой информации, а не обязан это делать.
Согласно пункту 1 Разъяснения Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 31 декабря 2010 г. NN26.339-ЛА/Д22, 42-7.4-05/10.0-890 "О начале функционирования с 1 января 2011 г. Общероссийского официального сайта", с 1 января 2011 года вместо действующих в настоящее время федерального официального сайта Российской Федерации, официальных сайтов субъектов Российской Федерации, официальных сайтов муниципальных образований в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов будет функционировать единый официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет (далее - Официальный сайт), расположенный по адресу www.zakupki.gov.ru, на котором должна размещаться информация, предусмотренная Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 94-ФЗ).
С 1 января 2011 года Официальный сайт является единственным официальным источником для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также для размещения сведений о контрактах (их изменениях), сведений об исполнении (прекращении действия) контрактов в соответствии с Законом 94-ФЗ.
Иные сайты в сети Интернет и печатные издания по усмотрению заказчиков, уполномоченных органов, специализированных организаций могут использоваться в качестве вспомогательных источников распространения информации о размещении заказов, не заменяя размещение информации на Официальном сайте.
Довод прокурора о нарушении порядка публикации в связи с распространением газеты «Огни Кубани» в меньшем экземпляре необоснован, в виду того, что законодательство не устанавливает какие-либо юридические последствия при выходе в свет тиража в меньшем экземпляре, как и не определяет то обстоятельство, распространение какого количества экземпляров печатного издания считается надлежащим опубликованием.
Подтверждением факта отсутствия в законодательстве норм, регламентирующих обязательность полнотиражности газеты и запрета на публикации нормативных актов в приложении, а также подтверждения единообразного понимания судами и одинакового применения норм права в отношении рассматриваемого судебного спора являются также следующие документы: кассационное определение Краснодарского краевого суда от 20 января 2011, устанавливающее факт «Приложение к газете «Огни Кубани» является его составной частью, все публикации в приложении являются публикациями газеты. Количество и тиражность СМИ действующим законодательством не оговаривается»,
Принятие и публикация муниципальных правовых актов – это прерогатива органов местного самоуправления, что следует из статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
В статье10 Конституции Российской Федерации закреплено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
По смыслу приведенной правовой нормы органы каждой из ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. На этом основании суд не может обязать орган законодательной или исполнительной власти изменить дату вступления в силу нормативного акта путем повторного его опубликования. В статье12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.
Свидетельские показания ничем не подтверждаются и противоречат установленным обстоятельствам и материалам дела. Пелипенко Л.П. факт покупки газет в киосках «Роспечать» документально подтвержден не был, как и попытки получить информацию в библиотеке или в сети Интернет,
Москаленко Ю.А. также говорил о приобретении газет в киосках «Роспечать», но подтвердить это документально не смог. Более того, речь он вел об отсутствии информации в газете о работе, о жилье для военнослужащих. Но данные вопросы не относятся к полномочиям администрации Кропоткинского городского поселения в силу статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а потому не вина администрации, что такой информации в газете нет.
Не определен в свидетельских показаниях и период покупки ими газет через киоски «Роспечать». Так за период с 1 июня по 30 октября 2010 года (5 месяцев) 34 номера газеты не включали в себя приложения либо с нормативными актами вообще, либо с нормативными актами администрации и Совета Кропоткинского городского поселения Кавказского района, некоторые из данных номеров выходили поочередно полторы недели без приложения «Документы». Это вполне объясняет доводы свидетелей о том, что те газеты, которые они покупали были без приложений, тем более, что подтвердить документально (предоставить номер газеты и чек о ее приобретении) и указать очередность и периодичность приобретения номеров газеты «Огни Кубани» через киоски «Роспечать» они не смогли.
Не доказано прокуратурой, что большинство жителей города Кропоткина не имеют возможность ознакомиться с муниципальными нормативными актами. Ни один из жителей, в том числе свидетели, не обращались с этим вопросом ни в администрацию Кропоткинского городского поселения Кавказского района, ни в редакцию газеты «Огни Кубани», как установлено судом. Следовательно, вести речь о том, что большинство жителей Кропоткина «испытывают нехватку времени при посещении библиотеки покупают газету через киоски «Роспечать» необоснованно.
Более того, подтверждением факта распространения и официального обнародования муниципальных нормативных актов Администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района и подтверждения факта их общедоступности служат следующие документы: ответ ГУП КК Редакция газеты «Огни Кубани» от 27 января 2011 года № 5 о распространении обязательных экземпляров газеты «Огни Кубани» с приложением «Документы» и ответ МУК ЦБС о доступности и периодичности поступления в библиотечные фонды газеты «Огни Кубани» с приложением «Документы», а также копии страниц официального сайта городского поселения в сети Интернет с нормативными актами.
На основании изложенного руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления прокурора Кавказского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кропоткинского городского поселения о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления – отказать.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок с даты вынесения мотивированного решения в Краснодарский краевой суд в кассационном порядке путем подачи жалобы через Кропоткинский городской суд.
Председательствующий