К делу № РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 12 апреля 2011 года г. Кропоткин Судья Кропоткинского городского суда Краснодарского края Цыцурин Н.П., при секретаре Поповой Л.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Лукиновой Прасковьи Григорьевны к администрации муниципального образования Кавказский район, управлению имущественных отношений муниципального образования Кавказский район о признании права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, УСТАНОВИЛ: Лукинова Н.А., действуя в интересах Лукиновой П.Г., обратилась в суд с заявлением к администрации муниципального образования Кавказский район, управлению имущественных отношений муниципального образования Кавказский район о признании права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем. В судебном заседании Лукинова Н.А. в обоснование заявленных требований суду пояснила, что Лукинова П.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно удостоверения серия В № 472729 от 19 мая 2008 года, выданному управлением социальной защиты населения в Кавказском районе, имеет право на получение мер социальной поддержки, установленных статьей 14 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». В настоящее время Лукинова П.Г. проживает в жилом доме, общей площадью 50,8 кв.м., жилой 32,3 кв.м. по адресу: Кавказский район, ст. Темижбекская, <адрес>, принадлежащем ей на праве собственности на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 03.12.2008 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 23-АЕ № 624150, выданным 18.02.2009 года Кавказским отделом управлением федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю. Всего на указанной общей площади жилого помещения зарегистрировано 4 человека, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека составляет 12,7 кв.м., при учетной норме на территории Темижбекского сельского поселения Кавказского района 14 кв.м. общей площади жилого помещения. (Решение Совета Темижбекского сельского поселения Кавказского района от 24 мая 2010 года №2 «Об утверждении на территории муниципального образования Темижбекское сельское поселение Кавказского района учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения»). На основании Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» в январе 2009 года в Федеральный закон от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» были внесены изменения, согласно которым, нуждающиеся в жилье инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета. 15.12.2010 года Лукинова П.Г. обратилась в администрацию муниципального образования Кавказский район по вопросу принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в отдельный список по категории «ветераны и приравненные к ним лица», но постановлением администрации от 21.01.2011года № 29 ей было отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении, в отдельный список по категории «ветераны и приравненные к ним лица», в связи с тем, что не истек предусмотренный статьей 53 Жилищного Кодекса РФ срок, а именно указано, что согласно статье 53 Жилищного кодекса РФ, пункту 4 части 2 статьи 9 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 года № 1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» вселение (согласие на вселение) гражданином - собственником жилого помещения в принадлежащее ему жилое помещение иных граждан в качестве членов своей семьи относится к намеренным действиям, после совершения которых, граждане принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня их совершения и что на момент вселения внука обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека была более установленной учетной нормы и составляла 16,9 кв.м. Отметила, что этой же статьей закона предусмотрено, что намеренность ухудшения гражданином своих жилищных условий устанавливается по факту обращения с заявлением о принятии на учет до истечения пяти летнего срока, если иное не установлено вступившим в силу решением суда. Однако в связи с преклонным возрастом, и тем, что Лукинова П.Г. является инвалидом первой группы, она не способна самостоятельно осуществлять за собой бытовой уход, обеспечивать сохранность жилого помещения, проводить текущий и капитальный ремонт жилого дома. Лукинова П.Г. проживает в домовладении, которое не имеет водопровода, газового отопления, ванной комнаты. Вселение дочери Лукиновой Н.А. и ее детей - внуков заявительницы Прозорова А.Г. и Касымова К.Р. являлось вынужденной мерой, направленной на воссоединение семьи Лукиновой П.Г. Семья дочери - вынужденные переселенцы, другого жилья они не имеют. Дети Лукиновой фактически выросли в доме заявительницы. Вселение Лукиновой П.Г. внука Касымова К.Р. не может повлечь применения последствий, предусмотренных статьей 53 Жилищного кодекса РФ, так как она не преследовала цели искусственного ухудшения жилищных условий. Указывает, что установление юридического факта совершения вселения Касымова К.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в принадлежащий Лукиновой П.Г. на праве собственности жилой дом № 88 по ул. <адрес> в ст. Темижбекской Кавказского района без намерения приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях необходимо для объективного рассмотрения вопроса о признании меня нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях получения мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Просит удовлетворить заявленные заявительницей требования. Представитель администрации муниципального образования Кавказский район по доверенности Соколенко М.В. в решении вопроса полагается на усмотрение суда. Выслушав представителя истицы Лукинову Н.А., представителя администрации муниципального образования Кавказский район Соколенко М.В., исследовав материалы гражданского дела, суд находит требования истицы подлежащими удовлетворению. Лукиновой П.Г. на основании свидетельства о государственной регистрации права серии 23-АЕ № 624150 от 18.02.2009 года на праве собственности принадлежит домовладение № по <адрес> в ст. Темижбекской Кавказского района общей площадью 50,8 кв.м., жилой площадью 39,3 кв.м. Согласно выписке из лицевого счета в указанном домовладении зарегистрировано четыре человека: Лукинова П.Г., ее дочь Лукинова Н.А. и внуки Прозоров А.Г. и Касымов К.Р. Собственница домовладения Лукинова П.Г. зарегистрирована в указанном жилом помещении с 12.12.1977 года, Лукинова Н.А. с 02.07.1996 года, Прозоров А.Г. с 20.02.2001 года, Касымов К.Р. с 17.08.2010 года. Обеспеченность общей площадью жилого помещения принадлежащего на праве собственности Лукиновой П.Г. составляет 12,7 кв.м., при учетной норме на территории Темижбекского сельского поселения Кавказского района 14 кв.м. Как установлено в судебном заседании 15.12.2010 года Лукинова П.Г. обратилась в администрацию муниципального образования Кавказского района с заявлением и пакетом требуемых документов о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в отдельный список по категории «ветераны и приравненные к ним лица». По результатам рассмотрения заявления Лукиновой П.Г. 21.01.2011 года ее было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Причиной отказа послужило то обстоятельство, что внук Лукиновой П.Г. – Касымов К.Р. был зарегистрирован ее в своем домовладении 17.08.2010 года. Регистрация Касымова К.Р. в домовладении заявительницы Лукиновой П.Г. администрацией была воспринята как намеренное создание ситуации, при которой она может быть признана нуждающейся в жилом помещении. Согласно положений ст. 53 ЖК РФ после граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. В соответствии со ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право, указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Согласно положений ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Согласно удостоверению серии В № 472729, выданному 19.05.2008 года управлением социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Кавказском районе, Лукинова П.Г. имеет право на получение мер социальной поддержки, установленных ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 года № 5-ФЗ. Согласно ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 года № 5-ФЗ меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах». Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. В судебном заседании установлено, что вселение и регистрация Лукиновой П.Г. в свое домовладение внуков Прозорова А.Г. и Касымова К.Р. являлось вынужденной мерой, фактически восстановлением семьи, так как дочь истицы - Лукинова Н.А. является вынужденной переселенкой из Киргизии, переехала на проживание к своей матери, она и ее дети другого жилья не имеют. Внук истицы Касымов К.Р. переехал из Киргизии в июне 2010 года после службы в армии и был зарегистрирован Лукиной П.Г. в своем домовладении. При изложенных обстоятельствах, суд считает, что при вселении и регистрации Лукиновой П.Г. в принадлежащее ей домовладение внука Касымова К.Р. истица не преследовала цель искусственного ухудшения жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. К тому же, согласно выписке из лицевого счета жилого помещения частного жилищного фонда № 2937 от 09.12.2010 года в домовладении № по <адрес> в ст. Темижбекской 1968 года постройки, принадлежащем на праве собственности Лукиновой П.Г. отсутствует газовое отопление, водопровода, ванной комнаты, туалета. Таким образом, в постановлении главы администрации муниципального образования Кавказский район от 07.06.2010г. № 478/4 об отказе Лукиновой П.Г. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в отдельном списке по категории «Ветераны и приравненные к ним лица» ссылка на статью 53 Жилищного кодекса РФ с выводом о том, что Лукинова П.Г. намеренно ухудшила свои жилищные условия, с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, не обоснованна. Пунктом 1 вышеуказанного Указа Президента РФ определено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5 -ФЗ. Согласно п. 4 ч.1 ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5 ФЗ к мерам социальной поддержки участников и инвалидов Великой Отечественной войны относится обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета лиц данной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Понятие и порядок признания и постановки гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий закреплены ст.ст. 49, 51 и 52 Жилищного кодекса РФ. В соответствии с ч. 3 ст.52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Таким образом, изложенные выше обстоятельства, судом признаются как основание для постановки ветерана Лукинову П.Г. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации № 714 от 07.05.2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Лукиновой Прасковьи Алексеевны удовлетворить. Признать за Лукиновой Прасковьей Григорьевной право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в рамках Указа президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Кропоткинский городской суд в десятидневный срок. Председательствующий: