Решение по иску прокурора Кавказского района в интересах неопределенного круга лиц к ИП Кожаеву А.В., о понуждении к устранению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов



к делу № 2-1165/11

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

г. Кропоткин 20.07.2011 г.

Кропоткинский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Жалыбина С. В.,

при секретаре Горбуновой Н.Г.,

с участием помощника прокурора Кавказского района Хижний В.Д.,

представителя по доверенности УСЗН в Кавказском районе Саркисян Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кавказского района в интересах неопределенного круга лиц к ИП «Кожаев Александр Владимирович» третье лицо: Управление социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Кавказском районе, о понуждении к устранению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, суд

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кавказского района в интересах неопределенного круга лиц обратился с заявлением, и просит суд признать незаконным бездействие ИП «Кожаев Александр Владимирович», выразившееся в неисполнении требований законодательства о социальной защите инвалидов; обязать ИП «Кожаев Александр Владимирович» выполнить мероприятия по устранению имеющихся нарушений законодательства о социальной защите инвалидов.

В судебном заседании помощник прокурора Кавказского района Хижний В.Д. исковые требования поддержал в полном объеме и пояснил, что прокуратурой района совместно с департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Кавказском районе проверено соблюдение законодательства о социальной защите инвалидов. Так, в нарушение законодательства о социальной защите инвалидов, в парикмахерской «<данные изъяты>», расположенной по адресу: <адрес> установлено, что: открытые индивидуальные стоянки не соответствуют требованиям СНиП 35-01-2001 (специальных стоянок не предусмотрено); наружные пандусы отсутствуют; пути движения внутри здания не соответствуют требованиям СНиП 35-01-2001. Кроме того, доступ инвалидов с ПОДА и инвалидов по зрению в учреждение коммунально-бытового назначения - парикмахерскую «<данные изъяты>», не возможен, что является нарушением законодательства о социальной защите инвалидов, так как законодательно маломобильные группы населения имеют право на обеспечение беспрепятственного доступа к любому архитектурному строительному объекту. Данные нарушения стали возможны ввиду недобросовестного исполнения законодательства о социальной защите инвалидов ИП «Кожаев А.В.». Указанные обстоятельства в соответствии со ст.45 ГПК РФ позволяют прокурору обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

ИП «Кожаев Александр Владимирович» в судебное заседание не явился, хотя о месте и времени проведения судебного заседания уведомлялся надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает; что исковые требования прокурора Кавказского района в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению, по следующим основаниям:

Судом установлено, что в ходе проведенной прокуратурой Кавказского района, совместно с УСЗН в Кавказском районе департамента социальной защиты населения Краснодарского края, проверки соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в парикмахерской «<данные изъяты>», расположенной по адресу: <адрес> «а», выявлены ряд нарушений законодательства о социальной защиты инвалидов, а именно: открытые индивидуальные стоянки не соответствуют требованиям СНиП 35-01-2001 (специальных стоянок не предусмотрено); наружные пандусы отсутствуют; пути движения внутри здания не соответствуют требованиям СНиП 35-01-2001. Кроме того, доступ инвалидов с ПОДА и инвалидов по зрению в учреждение коммунально-бытового назначения - парикмахерскую «<данные изъяты>», не возможен, что является нарушением законодательства о социальной защите инвалидов, так как законодательно маломобильные группы населения имеют право на обеспечение беспрепятственного доступа к любому архитектурному строительному объекту.

Согласно статье 15 (Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры) Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»:

Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Согласно Федерального закона 02.08.1995 №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах.

Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

Федеральным законом гарантировано обеспечение равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов.

Законом Краснодарского края от 27 апреля 2007 года № 1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае» установлено:

Статья 3. Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащие оснащению специальными приспособлениями и оборудованием.

К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан, относятся:

1) жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда постоянного и временного проживания, гостиницы;

2) административные здания и сооружения;

3) культурно-зрелищные учреждения (театры, кинотеатры, концертные, выставочные залы, библиотеки, музеи);

4) учреждения образования, социального назначения, здравоохранения, аптеки, физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения;

5) объекты коммунально-бытового назначения (парикмахерские, общественные бани и другие объекты), общественного питания, торговли;

6) культовые здания и места отправления религиозных обрядов;

7) здания и сооружения, предназначенные для пользования средствами связи и информации (почтовые отделения связи, переговорные пункты, интернет-киоски и другие здания и сооружения);

8) места отдыха, лесопарки, аллеи, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения;

9) сооружения и коммуникации пригородного железнодорожного, автомобильного, речного транспорта (железнодорожные вокзалы, автовокзалы и другие объекты автомобильного, железнодорожного и водного транспорта), предназначенного для обслуживания населения;

10) станции и остановки всех видов городского и пригородного общественного транспорта, стоянки для специальных автотранспортных средств инвалидов;

11) тротуары и пешеходные дорожки, наземные и подземные переходы через магистральные улицы и дороги, территории и площади, прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям;

12) объекты производственного назначения, трудовой деятельности, специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов (в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов).

Статья 4. Оснащение и обустройство специальными приспособлениями и оборудованием объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур.

1. Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, указанные в статье 3 настоящего Закона, должны обустраиваться и оснащаться в соответствии со строительными нормами и правилами Российской Федерации, предназначенными для обеспечения доступной среды жизнедеятельности для маломобильных граждан, следующими специальными приспособлениями и оборудованием:

1) пандусами и поручнями или подъемными устройствами у лестниц при входах в здания и на лифтовых площадках, у тротуаров в местах наземных и подземных переходов магистральных улиц, дорог, магистралей и остановок общественного транспорта, на привокзальных площадях, платформах, остановках маршрутных транспортных средств и в местах посадки и высадки пассажиров;

2) лифтами или подъемными платформами и другими инженерными устройствами и оборудованием в зданиях, посещаемых маломобильными гражданами, на этажах выше или ниже этажа основного входа в здание

(первого этажа) со световой и звуковой информирующей сигнализацией у каждой двери лифта;

3) специальными указателями (международными символами) переходов улиц и маршрутов движения маломобильных граждан по территории вокзалов, городских парков и других рекреационных зон, рельефными направляющими для ориентировки незрячих на привокзальных площадях;

4) звуковой сигнализацией у светофоров, звуковыми маяками на входах в подземные переходы;

5) телефонами-автоматами или иными средствами связи, доступными для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках;

6) специальными предупреждающими указателями на пути движения около строящихся и ремонтируемых объектов, в том числе ограждениями, мостиками и перилами;

7) местами для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, расположенными в зрительных залах в отдельных рядах и выходящими на самостоятельный путь эвакуации;

8) санитарно-гигиеническими помещениями, приспособленными для I инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках;

9) местами хранения кресел-колясок в раздевальных помещениях при спортивных сооружениях для занимающихся спортом инвалидов.

2. На автостоянках независимо от их форм собственности и в местах парковки транспортных средств должно выделяться не менее 10 процентов мест (но не менее одного места), а около учреждений, связанных с лечением болезней спинного мозга и восстановлением опорно-двигательных функций, - не менее 20 процентов мест, наиболее удобных для въезда, выезда и парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. Места следует предусматривать как возле жилых зданий, так и около общественных зданий и сооружений, мест отдыха, при объектах производственного назначения. Места для стоянки личных специальных автотранспортных средств инвалидов выделяются разметкой и оборудуются специальными знаками (международными символами).

Таким образом, поскольку допущенные нарушения стали возможны ввиду недобросовестного исполнения законодательства о социальной защите инвалидов ИП «Кожаев А.В.», считаю возможным удовлетворить заявленные прокурором Кавказского района в защиту неопределенного круга лиц.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 196, ст. 199, ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить иск прокурора Кавказского района в интересах неопределенного круга лиц к ИП «Кожаев Александр Владимирович» третье лицо: Управление социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Кавказском районе, о понуждении к устранению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов.

Признать незаконным бездействие ИП «Кожаев Александр Владимирович», выразившееся в неисполнении требований законодательства о социальной защите инвалидов; обязать ИП «Кожаев Александр Владимирович» выполнить мероприятия по устранению имеющихся нарушений законодательства о социальной защите инвалидов.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в 10- дневный срок через Кропоткинский городской суд.

Председательствующий

Копия верна