к делу № 2-772/11 г. Кропоткин 04.05.2011 г. Кропоткинский городской суд Краснодарского края в составе: председательствующего Волошина Г.Д., при секретаре Ефановой М.В.., с участием помощника прокурора Кавказского района Хижний В.Д., представитель по доверенности отдела надзорной деятельности Кавказского района МЧС РФ Бойко В.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кавказского района в интересах неопределенного круга лиц к ОВД по Кавказскому району, третье лицо: Отдел государственного пожарного надзора Кавказского района, о понуждении к устранению нарушений законодательства о пожарной и террористической безопасности, суд УСТАНОВИЛ: Прокурор Кавказского района в интересах неопределенного круга лиц обратился с заявлением, и просит суд признать незаконным бездействие ОВД по Кавказскому району, выразившееся в неисполнении требований законодательства о пожарной и террористической безопасности; обязать ОВД по Кавказскому району выполнить мероприятия по устранению имеющихся нарушений законодательства о пожарной и террористической безопасности. - В судебном заседании помощник прокурора Кавказского района исковые требования поддержал в полном объеме, в обоснование заявленных требований пояснил, что прокуратурой района совместно с отделом Государственного пожарного надзора Кавказского района проверено соблюдение законодательства о пожарной и террористической безопасности в деятельности ИВС и следственного изолятора, расположенного на территории г. Кропоткина по адресу Кавказский район, г. Кропоткин, ул. Красная 104. Проведенной проверкой установлено, что помещения не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (табл. 2 НПБ 104-03); - помещения оборудованы тепловыми пожарными извещателями (НПБ 110-03 п. 3); - регламентные работы по техническому облуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматической пожарной сигнализацией не проводятся (подтверждающие документы не представлены) (п. 96 ППБ 01-03); - допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (п. 60 ППБ 01-03); - для отделки стен лестничного марша из ИВС применены горячие материалы (п. 53 ППБ 01-03); - планы эвакуации людей в случае пожара выполнены не в соответствие с требованиями ГОСТ (ГОСТ Р 12.2.143-2009 п. 4.5); - высота эвакуационных выходов в свету менее 1,9 м. (п. 6.16 СНиП 21-01-97*); - ИВС и спецприемник разделены перегородкой с дверью шириной менее 1,2 м., препятствующей свободной эвакуации людей (п. 53 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21-01-97*); - не проведены мероприятия по контролю технического состояния электрических сетей в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике (подтверждающие документы не предоставлены) (п. 57 ППБ 01-03); - пути эвакуации не обеспечены предписывающими и указательными знаками пожарной безопасности (п. 51 ППБ 01-03; НПБ 160-97); - соединительные (ответвительные) коробки эксплуатируются без крышек из несгораемых или трудносгораемых материалов (п. 3 ППБ 01-03; п.7.4.42 ПУЭ); - не проведена своевременная перезарядка имеющихся огнетушителей (прил. 3 п. 17 ППБ 01-03). В ходе проверки ИВС, расположенного по адресу: Кавказский район, ст. Кавказская, ул. Ленина 188, выявлены следующие нарушения правил пожарной безопасности: - допускается установка мебели на путях эвакуации (п. 53 ППБ 01-03); - планы эвакуации людей "в случае пожара выполнены не в соответствии с требованиями ГОСТ (ГОСТ Р 12.2.143-2009 п. 4.5); - регламентные работы по техническому облуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматической пожарной сигнализации не проводятся (подтверждающие документы не предоставлены) (п. 96 ППБ 01-03); - не проведены мероприятия по контролю технического состояния электрических сетей в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике (подтверждающие документы не предоставлены) (п. 57 ППБ 01-03); - имеющиеся знаки пожарной безопасности не соответствуют требованиям нормативных документов по пожарной безопасности (п. 27 ППБ 01-03; НПБ 160-97); - не проведена своевременная перезарядка имеющихся огнетушителей (прил. 3 п. 17 ППБ 01-03); - отсутствует план (схема) эвакуации людей в случае пожара (п. 16 ППБ 01-03). Указанные нарушения законодательства о пожарной безопасности могут привести к чрезвычайным ситуациям, возгораниям, и ставят под угрозу безопасное пребывание людей в помещение ИВС, расположенного по адресу: Кавказский район, г. Кропоткин, ул. Красная 104 и ИВС ст. Кавказская, ул. Ленина 188. Указанные обстоятельства в соответствии со ст.45 ГПК РФ позволяют прокурору обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Представитель ответчика по доверенности Широкова Ж.Е. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Представитель по доверенности отдела государственного пожарного надзора Кавказского района в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал в полном объеме. Суд, исследовав материалы дела, выслушав доводы и возражения сторон, считает иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям. Согласно статьи 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ: пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. В соответствии с требованиями указанного закона обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. В соответствии со статьей 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ: организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты. Статьями 38-39 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ установлена ответственность за нарушение законодательства о пожарной безопасности. В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» основными принципами противодействия терроризму являются: приоритет мер предупреждения терроризма, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергшихся террористической опасности и т.д. Кроме того, во исполнение Федерального закона «О пожарной безопасности» приказами министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г. №№ 313, 315 от 20.06.2003 г. № 323 утверждены и действуют Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) и Нормы пожарной безопасности (НПБ 110-03, НПБ 104-03), которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. - Проведенной проверкой прокуратурой Кавказского района совместно с отделом государственного пожарного надзора Кавказского района 28.12.2010 года установлено, что в деятельности ИВС и следственного изолятора, расположенного на территории г. Кропоткина по адресу Кавказский район, г. Кропоткин, ул. Красная 104. установлено, что помещения не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (табл. 2 НПБ 104-03); - помещения оборудованы тепловыми пожарными извещателями (НПБ 110-03 п. 3); - регламентные работы по техническому облуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматической пожарной сигнализацией не проводятся (подтверждающие документы не представлены) (п. 96 ППБ 01-03); - допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (п. 60 ППБ 01-03); - для отделки стен лестничного марша из ИВС применены горячие материалы (п. 53 ППБ 01-03); - планы эвакуации людей в случае пожара выполнены не в соответствие с требованиями ГОСТ (ГОСТ Р 12.2.143-2009 п. 4.5); - высота эвакуационных выходов в свету менее 1,9 м. (п. 6.16 СНиП 21-01-97*); - ИВС и спецприемник разделены перегородкой с дверью шириной менее 1,2 м., препятствующей свободной эвакуации людей (п. 53 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21-01-97*); - не проведены мероприятия по контролю технического состояния электрических сетей в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике (подтверждающие документы не предоставлены) (п. 57 ППБ 01-03); - пути эвакуации не обеспечены предписывающими и указательными знаками пожарной безопасности (п. 51 ППБ 01-03; НПБ 160-97); - соединительные (ответвительные) коробки эксплуатируются без крышек из несгораемых или трудносгораемых материалов (п. 3 ППБ 01-03; п.7.4.42 ПУЭ); - не проведена своевременная перезарядка имеющихся огнетушителей (прил. 3 п. 17 ППБ 01-03). В ходе проверки ИВС, расположенного по адресу: Кавказский район, ст. Кавказская, ул. Ленина 188, выявлены следующие нарушения правил пожарной безопасности: - допускается установка мебели на путях эвакуации (п. 53 ППБ 01-03); - планы эвакуации людей "в случае пожара выполнены не в соответствии с требованиями ГОСТ (ГОСТ Р 12.2.143-2009 п. 4.5); - регламентные работы по техническому облуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматической пожарной сигнализации не проводятся (подтверждающие документы не предоставлены) (п. 96 ППБ 01-03); - не проведены мероприятия по контролю технического состояния электрических сетей в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике (подтверждающие документы не предоставлены) (п. 57 ППБ 01-03); - имеющиеся знаки пожарной безопасности не соответствуют требованиям нормативных документов по пожарной безопасности (п. 27 ППБ 01-03; НПБ 160-97); - не проведена своевременная перезарядка имеющихся огнетушителей (прил. 3 п. 17 ППБ 01-03); - отсутствует план (схема) эвакуации людей в случае пожара (п. 16 ППБ 01-03). Невыполнение указанных требований закона может повлечь невозможность обеспечения безопасности граждан и привести к причинению вреда их жизни и здоровью. Указанные нарушения законодательства о пожарной безопасности могут привести к чрезвычайным ситуациям, возгораниям, и ставят под угрозу безопасное пребывание людей в помещение ИВС, расположенного по адресу: Кавказский район, г. Кропоткин, ул. Красная 104 и ИВС ст. Кавказская, ул. Ленина 188. Исковые требования о приостановлении деятельности ИВС, расположенного по адресу: г.Кропоткин, ул.Красная,104 не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. ГПК РФ не предусмотрено приостановление деятельности органа государственной власти, юридического лица или его подразделения. Согласно п.9 ч.1 ст. 3.2 КоАП РФ административное приостановление деятельности является одним из видов административных наказаний и может применяться только за совершение административных правонарушений. Частью 1 ст. 3.12 КоАП РФ установлено, что административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. При таких обстоятельствах, считаю возможным удовлетворить заявленные прокурором Кавказского района требования частично. На основании изложенного и руководствуясь ст. 196, ст. 199, ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск прокурора Кавказского района в интересах неопределенного круга лиц к ОВД по Кавказскому району (г.Кропоткин), о понуждении к устранению нарушений законодательства о пожарной и террористической безопасности удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие ОВД по Кавказскому району (г.Кропоткин), выразившееся в неисполнении требований законодательства о пожарной и террористической безопасности. Обязать ОВД по Кавказскому району (г.Кропоткин) выполнить мероприятия по устранению имеющихся нарушений законодательства о пожарной и террористической безопасности. В удовлетворении остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в 10- дневный срок через Кропоткинский городской суд. Председательствующий