К делу № 2-1194/2011 года РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 16 августа 2011 года г. Кропоткин Судья Кропоткинского городского суда Краснодарского края Цыцурин Н.П., при секретаре Поповой Л.Б., с участием помощника прокурора Кавказского района Хижний ВД., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Кавказского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Казачье братство» медицинский центр «Доктор Плюс» о понуждении к устранению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, УСТАНОВИЛ: Прокурор Кавказского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Казачье братство» медицинский центр «Доктор Плюс» о понуждении к устранению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов. В судебном заседании помощник Кавказского прокурора Хижний В.Д. поддержал заявленные исковые требования и в обоснование заявленных требований пояснил, что прокуратурой района совместно с департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Кавказском районе проверено соблюдение законодательства о социальной защите инвалидов. Указал, что согласно ст. 15 (Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры) Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Согласно Федерального закона 02.08.1995 №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах. Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности. Федеральным законом гарантировано обеспечение равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов. Законом Краснодарского края от 27 апреля 2007 года № 1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае» установлено, что к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан, относятся жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда постоянного и временного проживания, гостиницы административные здания и сооружения; культурно-зрелищные учреждения (театры, кинотеатры, концертные, выставочные залы, библиотеки, музеи),учреждения образования, социального назначения, здравоохранения, аптеки, физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения, объекты коммунально-бытового назначения (парикмахерские, общественные бани и другие объекты), общественного питания, торговли, культовые здания и места отправления религиозных обрядов, здания и сооружения, предназначенные для пользования средствами связи и информации (почтовые отделения связи, переговорные пункты, интернет-киоски и другие здания и сооружения, места отдыха, лесопарки, аллеи, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, сооружения и коммуникации пригородного железнодорожного, автомобильного, речного транспорта (железнодорожные вокзалы, автовокзалы и другие объекты автомобильного, железнодорожного и водного транспорта), предназначенного для обслуживания населения, станции и остановки всех видов городского и пригородного общественного транспорта, стоянки для специальных автотранспортных средств инвалидов, тротуары и пешеходные дорожки, наземные и подземные переходы через магистральные улицы и дороги, территории и площади, прилегающие к Представитель ООО «Казачье братство» медицинский центр «Доктор Плюс» Сухомлинова Л.Я. заявленные прокурором требования не признала и пояснила, что МЦ «Доктор +» построен в 2004 году, сдан в эксплуатацию 07.02. 2005 года. На момент строительства и сдачи в эксплуатацию документы согласованы с представителем общества инвалидов Партолимовой О.И. Обратила внимание суда на то обстоятельство, что 27.04.2007 года принят закон №1229 КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, информации и связи в Краснодарском крае», но так как центр введен в эксплуатацию до 2007 года, считает, что закон обратной силы не имеет. Согласно п.7 вышеуказанного закона в случае невозможности выполнения в полном объеме требований беспрепятственного доступа маломобильных граждан к действующим объектам, собственники таких объектов должны принять меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей данной категории граждан. В МЦ «Доктор +» в настоящее время минимальные требования по обеспечению доступа инвалидов в здание выполнены - парковка автомобилей и стоянка предусмотрена и оборудована специальными знаками и международными символами. Указала, что установить пандус не представляется возможным, ввиду ограниченности входа (ширина 1,8м), а также ввиду того, что под центральной лестницей проходят все коммуникации. Просит суд об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Кавказского района, но в случае удовлетворения требования просит об отсрочке исполнения решения сроком до одного года ввиду отсутствия у медицинского центра материальных средств для выполнения мероприятий указанных в иске прокурора. Представитель Управления социальной защиты населения в Кавказском районе Саркисян Т.В. в судебное заседание не явился, в суд направил заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, при вынесении решения полагается на усмотрение суда. Суд, выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, требования прокурора Кавказского района находит подлежащими удовлетворению. В ходе судебного разбирательства установлено, что в ООО «Казачье братство» медицинский центр «Доктор Плюс» наружные лестницы и пандусы не соответствуют требованиям СНиП 35-01-2001 (лестница не соответствует требованиям законодательства, пандуса нет; лестница с поручнем из 9 ступеней, которые не соответствуют СНиП), невозможен доступ инвалидов с ПОДА и инвалидов по зрению в данное учреждение здравоохранения. Судом учтено то обстоятельство, что медицинский центр «Доктор +» построен в 2004 году, сдан в эксплуатацию 07.02. 2005 года. Согласно акту приемки законченного строительного объекта от 07.02.2005 года комиссией принято решение о принятии в действие медицинского центра «Доктор +», так как предъявленный к приемке медицинский центр «Доктор +» выполнен в соответствии с проектом, отвечает санитарно-эпидемиологическим, экологическим, пожарным, строительным нормам и правилам и государственным стандартам. Вышеуказанный акт подписан председателем комиссии и членами комиссии, в том числе и Парталимовой О.И., выступающей от имени Кропоткинской организации инвалидов. Однако суд считает, что беспрепятственный доступ маломобильных граждан к медицинскому центру «Доктор +» » невозможен ввиду незаконного бездействия ООО «Казачье братство» медицинский центр «Доктор Плюс», выразившееся в не устранении выявленных нарушений законодательства о социальной защите инвалидов. Вместе с тем суд, оценив обстоятельства по делу, доказательства обоснованности просьбы ответчика ООО «Казачье братство» медицинский центр «Доктор Плюс об отсрочке исполнения решения суда, считает, что исполнение решения суда необходимо отсрочить на срок 5 месяцев На основании изложенного руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Кавказского района удовлетворить. Признать незаконным бездействие ООО «Казачье братство» медицинский центр «Доктор Плюс», выразившееся в неисполнении требований законодательства о социальной защите инвалидов. Обязать ООО «Казачье братство» медицинский центр «Доктор Плюс» выполнить мероприятия по устранению имеющихся нарушений законодательства о социальной защите инвалидов. Отсрочить исполнение решение на 5 (пять) месяцев, то есть до 26.01.2012 года. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней через Кропоткинский городской суд. Председательствующий
вышеперечисленным зданиям и сооружениям, объекты производственного назначения, трудовой деятельности, специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов (в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов). Оснащение и обустройство специальными приспособлениями и оборудованием объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур. Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, указанные в ст. 3 настоящего Закона, должны обустраиваться и оснащаться в соответствии со строительными нормами и правилами Российской Федерации, предназначенными для обеспечения доступной среды жизнедеятельности для маломобильных граждан, следующими специальными приспособлениями и оборудованием, пандусами и поручнями или подъемными устройствами у лестниц при входах в здания и на лифтовых площадках, у тротуаров в местах наземных и подземных переходов магистральных улиц, дорог, магистралей и остановок общественного транспорта, на привокзальных площадях, платформах, остановках маршрутных транспортных средств и в местах посадки и высадки пассажиров, лифтами или подъемными платформами и другими инженерными устройствами и оборудованием в зданиях, посещаемых маломобильными гражданами, на этажах выше или ниже этажа основного входа в здание первого этажа) со световой и звуковой информирующей сигнализацией у каждой двери лифта, специальными указателями (международными символами) переходов улиц и маршрутов движения маломобильных граждан по территории вокзалов, городских парков и других рекреационных зон, рельефными направляющими для ориентировки незрячих на привокзальных площадях, звуковой сигнализацией у светофоров, звуковыми маяками на входах в подземные переходы, телефонами-автоматами или иными средствами связи, доступными для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, специальными предупреждающими указателями на пути движения около строящихся и ремонтируемых объектов, в том числе ограждениями, мостиками и перилами, местами для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, расположенными в зрительных залах в отдельных рядах и выходящими на самостоятельный путь эвакуации, санитарно-гигиеническими помещениями, приспособленными для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, и местами хранения кресел-колясок в раздевальных помещениях при спортивных сооружениях для занимающихся спортом инвалидов. На автостоянках независимо от их форм собственности и в местах парковки транспортных средств должно выделяться не менее 10 процентов мест (но не менее одного места), а около учреждений, связанных с лечением болезней спинного мозга и восстановлением опорно-двигательных функций, - не менее 20 процентов мест, наиболее удобных для въезда, выезда и парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. Места следует предусматривать как возле жилых зданий, так и около общественных зданий и сооружений, мест отдыха, при объектах производственного назначения. Места для стоянки личных специальных автотранспортных средств инвалидов выделяются разметкой и оборудуются специальными знаками (международными символами). Так, в нарушение вышеуказанных норм, в медицинском центре «Доктор плюс», расположенном по адресу: Кавказский район, г. Кропоткин, <адрес> установлено, что наружные лестницы и пандусы не соответствуют требованиям СНиП 35-01-2001 (лестница не соответствует требованиям законодательства, пандуса нет; лестница с поручнем из 9 ступеней, которые не соответствуют СНиП). Кроме того, доступ инвалидов с ПОДА и инвалидов по зрению в учреждение здравоохранения - медицинский центр «Доктор плюс», невозможен, что является нарушением законодательства о социальной защите инвалидов, так как законодательно маломобильные группы населения имеют право на обеспечение беспрепятственного доступа к любому архитектурному строительному объекту. Указал, что данные нарушения стали возможны ввиду недобросовестного исполнения законодательства о социальной защите инвалидов. Указанные обстоятельства в соответствии со ст.45 ГПК РФ позволяют прокурору обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Просит суд признать незаконным бездействие ООО «Казачье братство» медицинский центр «Доктор Плюс», выразившееся в неисполнении требований законодательства о социальной защите инвалидов и обязать ООО «Казачье братство» медицинский центр «Доктор Плюс» выполнить мероприятия по устранению имеющихся нарушений законодательства о социальной защите инвалидов.