к делу № 2-655/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г.Кропоткин 21 апреля 2011 года Кропоткинский городской суд Краснодарского края в составе: Председательствующего Волошина Г.Д., при секретаре Ефановой М.В., с участием помощника прокурора Кавказского района Хижний В.Д. в интересах Кириллова <данные изъяты>, представителя Администрации муниципального образования Кавказский район - Юдолевич <данные изъяты>, по доверенности, представителя Управления имущественных отношений администрации муниципальногообразования Кавказский район - Уливановой <данные изъяты>, по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Кавказского района в интересах Кириллова <данные изъяты> об отмене постановления главы администрации муниципального образования Кавказского района, суд У С Т А Н О В И Л: В Кропоткинский городской суд обратился прокурор Кавказского района в интересах Кириллова <данные изъяты> с иском к Администрации муниципального образования Кавказский район, Управлению имущественных отношений администрации муниципального образования Кавказский район о признании незаконным постановления главы муниципального образования Кавказский район № № от ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании помощник прокурора Кавказского района Хижний В.Д. заявление прокурора уточнил, просит суд признать незаконным постановление главы муниципального образования №№ от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в принятии на учет Кириллова А.К. в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории «Ветераны и приравненные к ним лица». Признать Кириллова <данные изъяты>, проживающего по адресу: <адрес>, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Обязать администрацию муниципального образования Кавказского района принять Кириллова <данные изъяты> на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории «Ветераны и приравненные к ним лица». Признать право на обеспечение жильем в рамках указа Президента от 07 мая 2008 года №711 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», и пояснил суду, что прокуратурой Кавказского района проведена проверка законности деятельности органов местного самоуправления в части обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, в ходе которой изучены учетные дела данной категории граждан. При проверке учетного дела участника Великой Отечественной войны Кириллова <данные изъяты> выявлен факт неправомерного отказа в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по отдельной категории «Ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны». Установлено, что в администрацию муниципального образования Кавказский район 21.01.2011 года с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с пакетом требуемых документов обратился участник Великой Отечественной войны Кириллов <данные изъяты>. По результатам рассмотрения заявления Кириллова А.К. 28.02.2011 года ему было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Причиной отказа послужило то обстоятельство, что ранее, 09.11.2007 Кириллов А.К. прописал в свое домовладение внука Кириллова М.Ю. Данный факт расценен не как воссоединение для совместного проживания семьи, а также помощи по уходу за ветераном, а как намеренное ухудшение Кирилловым А.К. своих жилищных условий. Статья 53 ЖК РФ предусматривает последствия намеренного совершения действий гражданами, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, ухудшили свои жилищные условия. В объяснении Кириллов А.К. указал, что прописал своего внука в связи с жизненными обстоятельствами, цели намеренного ухудшения своих жилищных условий у него не было. Также в связи с преклонным возрастом, и тем, что ветеран ВОВ Кириллов А.К. является инвалидом второй группы и в силу имеющихся у него заболеваний, Кириллов А.К. не может проживать в доме один, нуждаясь в удобствах и постоянном уходе он попросил своего внука переехать жить к нему. Вскоре ветеран ВОВ прописал Кириллова М.Ю. у себя в домовладении. Кириллов М.Ю. ранее и по сей день осуществляет должный уход за своим дедушкой ветераном ВОВ – Кирилловым А.К. В соответствие с изменениями, внесенными в Федеральный закон «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5 ФЗ и Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 711 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов» в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 № 30 отменены ограничения, установленные ранее действующим законодательством, связанные с периодом постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий лиц данной категории, а именно ставших на учет до 01.03.2005 года. Изменения в Указ Президента вступили в силу 09.01.2010, тогда как Кириллов А.К. прописывая в своем домовладении внука 09.11.2007 года не мог предвидеть, что в законодательстве будут внесены изменения, позволяющие встать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Таким образом, в постановлении главы администрации муниципального образования Кавказский район от ДД.ММ.ГГГГ № № об отказе Кириллову А.К. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в отдельном списке по категории «Ветераны и приравненные к ним лица» ссылка на статью 53 Жилищного кодекса РФ с выводом о том, что Кириллов А.К. намеренно ухудшил свои жилищные условия с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, не обоснованна. Пунктом 1 Указа Президента определено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5 –ФЗ. Согласно п. 4 ч.1 ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5 ФЗ к мерам социальной поддержки участников и инвалидов Великой Отечественной войны относится обеспечение за счет средств федерального бюджета лиц данной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Понятие и порядок признания и постановки гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий закреплены ст.ст. 49, 51 и 52 Жилищного кодекса РФ. В соответствии с ч. 3 ст.52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Статьями 7 и 14 Закона Краснодарского края «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» от 29.12.2008 № 1655-КЗ определен порядок признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и перечень документов, предоставляемых для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении. Вместе с тем, при принятии решения об отказе в принятии на учет Кириллова А.К. органом по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не было учтено то обстоятельство, что Кириллов А.К. проживает в домовладении удобства (туалет) которого находятся во дворе, на расстоянии 15 метров от дома, при том, что ветеран испытывает трудности при ходьбе. Из изложенного следует, что решение об отказе Кириллову А.К. в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не законно и должно быть отменено, так как последний нуждается в улучшении жилищных условий. Принимая во внимание, что ветераны ВОВ в силу возраста являются социально не защищенной категорией граждан, а также факт того, что Кириллов А.К. обратился в прокуратуру района с заявлением, в котором просит защитить его права в судебном порядке, прокурор просит признать незаконным постановление главы муниципального образования Кавказский район № № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в принятии на учет Кириллова <данные изъяты> в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории «Ветераны и приравненные к ним лица»; признать Кириллова <данные изъяты>, проживающего по адресу: <адрес>, нуждающимся в улучшении жилищных условий; обязать администрацию муниципального образования Кавказский район принять Кириллова <данные изъяты> на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории «Ветераны и приравненные к ним лица»; признать право на обеспечение жильем в рамках Указа Президента от 7 мая 2008 года № 711 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Представитель управления имущественных отношений администрации муниципального образования Кавказский район Уливанова Е. Н. в судебном заседании с иском не согласилась, и пояснила суду, что в соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право, указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Согласно статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Порядок ведения учета граждан отдельных категорий в качестве нуждающихся в жилых помещения установлен Законом Краснодарского края от 29 декабря 2008 года № 1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях». В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Краснодарского края от 21 июля 2008 года № 1535-КЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по ведению учета граждан отдельных категорий в качестве нуждающихся в жилых помещениях» органы местного самоуправления муниципальных районов наделены отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по ведению учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан, относящихся к категориям, указанным в Законе Краснодарского края от 28 июля 2006 года № 1077-КЗ «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий». Согласно пункту 7 части 2 статьи 1 Закона Краснодарского края от 28 июля 2006 года № 1077-КЗ «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий» к категории «ветераны и приравненные к ним лица» относятся категории граждан, имеющие право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Согласно пункту 4 части 1 статьи 14, пункту 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», обеспечение жильем инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется за счет средств федерального бюджета. В соответствии со статьей 5 Закона Краснодарского края от 29 декабря 2008 года № 1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» признание граждан отдельной категории нуждающимися в жилых помещениях, обеспечение жилыми помещениями которых относится к расходным обязательствам Российской Федерации, происходит по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации. Так, в совокупности применяются положения статей 51 и 53 Жилищного кодекса Российской. Согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 9 Закона Краснодарского края от 29 декабря 2008 года № 1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили (по инициативе либо с согласия которых совершены) действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий, при этом к таким действиям относится отчуждение пригодного для проживания жилого помещения. Намеренность ухудшения гражданином своих жилищных условий в целях приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении устанавливается по факту обращения гражданина с заявлением о принятии на учет до истечения пяти лет со дня совершения действий. В администрацию муниципального образования Кавказский район 21 января 2011 года обратился Кириллов <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированный по месту жительства по адресу: Кавказский район, город Кропоткин, <адрес>, по вопросу принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в отдельный список по категории «ветераны и приравненные к ним лица». Согласно удостоверению серия Б № № от ДД.ММ.ГГГГ, выданному Кропоткинским городским военным комиссариатом Краснодарского края, Кириллов А.К. имеет право на получение мер социальной поддержки, установленных статьей 14 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Согласно информации Кропоткинского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Кириллову А.К. принадлежит: на праве общей долевой собственности 1/2 доля жилого дома по адресу: <адрес>; 1/2 доля земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием «для индивидуального жилищного строительства», по адресу: <адрес>; на праве собственности - земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием «для садоводства», по адресу: город Кропоткин, <адрес> Согласно информации филиала государственного унитарного предприятия Краснодарского края «Краевая техническая инвентаризация – Краевое БТИ» по Кропоткинскому городскому поселению, Кириллову А.К. принадлежит на праве общей долевой собственности 1/2 доля жилого дома по адресу: <адрес>. Согласно выписке из лицевого счета жилого помещения частного жилищного фонда № 19, выданной 25 января 2011 года муниципальным автономным учреждением «Управление архитектуры и градостроительства» Кропоткинского городского поселения Кавказского района, Кириллов А.К. зарегистрирован по месту жительства с 6 сентября 1977 года в части жилого дома, общей площадью 26,5 кв.м., жилой 19,9 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащей ему на праве общей долевой собственности на основании договора дарения 1/2 доли дома с надворными постройками от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждает свидетельство о государственной регистрации права серия № № №, выданное ДД.ММ.ГГГГ филиалом по городу Кропоткину учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Краснодарского края. В указанном жилом помещении Кириллов А.К. проживает в качестве собственника, всего на указанной общей площади жилого помещения зарегистрировано 2 человека, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека составляет 13,25 кв.м. 9 ноября 2007 года в указанное жилое помещение в качестве члена семьи собственника был вселен Кириллов <данные изъяты> (совершеннолетний внук собственника). На момент вселения Кириллова М.Ю. в данное жилое помещение обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека составляла 26,5 кв.м. Согласно пункту 4 части 2 статьи 9 Закона Краснодарского края от 29 декабря 2008 года № 1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» вселение (согласие на вселение) гражданином - собственником жилого помещения в принадлежащее ему жилое помещение иных граждан в качестве членов своей семьи относится к действиям, указанным в части 1 данной статьи. Согласно постановлению администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района от 30 апреля 2010 года № 480 «О норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения» на территории Кропоткинского городского поселения Кавказского района утверждена учетная норма площади жилого помещения в размере 14 кв.м. общей площади жилого помещения. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании постановления администрации муниципального образования Кавказский район от 28 февраля 2011 года № № «Об отказе Кириллову А.К. в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» Кириллову <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении в отдельный список по категории «ветераны и приравненные к ним лица», в связи с тем, что не истек предусмотренный статьей 53 Жилищного Кодекса Российской Федерации срок. Таким образом, постановление администрации муниципального образования Кавказский район от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об отказе Кириллову А.К. в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» принято в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации и Краснодарского края в пределах полномочий органа местного самоуправления, а требования заявителя не основаны на нормах права. Требование Прокурора Кавказского района о признании Кириллова А.К. нуждающимся в улучшении жилищных условий не относится к предмету спора, так как отказ администрации муниципального образования Кавказский район не связан с отсутствием нуждаемости в жилье на момент обращения с заявлением о принятии на жилищный учет, а связано с вселением собственником жилого помещения в принадлежащее ему жилое помещение Кириллова <данные изъяты> (совершеннолетний внук) в качестве члена своей семьи. Требование Прокурора Кавказского района об обвязывании администрации муниципального образования Кавказский район принять Кириллова А.К. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории «ветераны и приравненные к ним лица» основано на обстоятельствах, которые не имеют доказательств и юридической силы. Она просит суд исковое заявление прокурора Кавказского района об отмене постановления администрации муниципального образования Кавказский район оставить без удовлетворения. Представитель Администрации муниципального образования Кавказский район Юдолевич Е.И. в судебном заседании иск не признала и поддержала отзыв представителя управления имущественных отношений администрации муниципального образования Кавказского района Уливановой Е. Н. Суд, выслушав доводы и возражения сторон, исследовав материалы дела, считает, что требования прокурора Кавказского района в интересах Кириллова <данные изъяты>, подлежат удовлетворению, по следующим основаниям. Судом установлено, что в администрацию муниципального образования Кавказский район 21.01.2011 года с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с пакетом требуемых документов обратился участник Великой Отечественной войны Кириллов <данные изъяты>. По результатам рассмотрения заявления Кириллова А.К. 28.02.2011 года ему было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Причиной отказа послужило то обстоятельство, что ранее, 09.11.2007 Кириллов А.К. прописал в свое домовладение внука Кириллова М.Ю. Данный факт расценен не как воссоединение для совместного проживания семьи, а также помощи по уходу за ветераном, а как намеренное ухудшение Кирилловым А.К. своих жилищных условий. Статья 53 ЖК РФ предусматривает последствия намеренного совершения действий гражданами, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, ухудшили свои жилищные условия. В объяснении Кириллов А.К. указал, что прописал своего внука в связи с жизненными обстоятельствами, цели намеренного ухудшения своих жилищных условий у него не было. Также в связи с преклонным возрастом, и тем, что ветеран ВОВ Кириллов А.К. является инвалидом второй группы и в силу имеющихся у него заболеваний, Кириллов А.К. не может проживать в доме один, нуждаясь в удобствах и постоянном уходе он попросил своего внука переехать жить к нему. Вскоре ветеран ВОВ прописал Кириллова М.Ю. у себя в домовладении. Кириллов М.Ю. ранее и по сей день осуществляет должный уход за своим дедушкой ветераном ВОВ – Кирилловым А.К. В соответствие с изменениями, внесенными в Федеральный закон «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5 ФЗ и Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 711 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов» в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 № 30 отменены ограничения, установленные ранее действующим законодательством, связанные с периодом постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий лиц данной категории, а именно ставших на учет до 01.03.2005 года. Изменения в Указ Президента вступили в силу 09.01.2010, тогда как Кириллов А.К. прописывая в своем домовладении внука 09.11.2007 года не мог предвидеть, что в законодательстве будут внесены изменения, позволяющие встать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Таким образом, в постановлении главы администрации муниципального образования Кавказский район от ДД.ММ.ГГГГ. № № об отказе Кириллову А.К. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в отдельном списке по категории «Ветераны и приравненные к ним лица» ссылка на статью 53 Жилищного кодекса РФ с выводом о том, что Кириллов А.К. намеренно ухудшил свои жилищные условия с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, не обоснованна. Пунктом 1 Указа Президента определено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5 –ФЗ. Согласно п. 4 ч.1 ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5 ФЗ к мерам социальной поддержки участников и инвалидов Великой Отечественной войны относится обеспечение за счет средств федерального бюджета лиц данной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Понятие и порядок признания и постановки гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий закреплены ст.ст. 49, 51 и 52 Жилищного кодекса РФ. В соответствии с ч. 3 ст.52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Статьями 7 и 14 Закона Краснодарского края «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» от 29.12.2008 № 1655-КЗ определен порядок признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и перечень документов, предоставляемых для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении. Вместе с тем, при принятии решения об отказе в принятии на учет Кириллова А.К. органом по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не было учтено то обстоятельство, что Кириллов А.К. проживает в домовладении удобства (туалет) которого находятся во дворе, на расстоянии 15 метров от дома, при том, что ветеран испытывает трудности при ходьбе. Из изложенного следует, что решение об отказе Кириллову А.К. в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не законно и должно быть отменено, так как последний нуждается в улучшении жилищных условий. При таких, обстоятельствах суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению. На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199, ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Удовлетворить исковое заявление прокурора Кавказского района в интересах Кириллова <данные изъяты> к Администрации муниципального образования Кавказский район, Управлению имущественных отношений администрации муниципального образования Кавказский район об отмене постановления главы администрации муниципального образования Кавказского района. Признать незаконным постановление главы муниципального образования Кавказский район № № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в принятии на учет Кириллова <данные изъяты> в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории «Ветераны и приравненные к ним лица». Признать Кириллова <данные изъяты>, проживающего по адресу: <адрес> г. Кропоткин, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Обязать администрацию муниципального образования Кавказский район принять Кириллова <данные изъяты> на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории «Ветераны и приравненные к ним лица». Признать право Кириллова <данные изъяты> на обеспечение жильем в рамках Указа Президента от 7 мая 2008 года № 711 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Кропоткинский городской суд в течение 10 дней со дня его вынесения. Председательствующий: