К делу № 2-1062/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28.07.2011 года г. Кропоткин Кропоткинский городской суд Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Волошина Г.Д., при секретаре Ефановой М.В., с участием помощника прокурора Кавказского района - Хижнего В.Д., представителя администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района Войку Т.В., по доверенности, представителя отдела надзорной деятельности Кавказского района – Филимонова А.В., по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кавказского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района, третье лицо: отдел надзорной деятельности Кавказского района о понуждении к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, УСТАНОВИЛ: Прокурор Кавказского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района, третье лицо: отдел надзорной деятельности Кавказского района о понуждении к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности и просит признать незаконным бездействие администрации Кропоткинского городского поселения, выразившееся в неисполнении требований законодательства о пожарной и террористической безопасности; обязать администрацию Кропоткинского городского поселения выполнить мероприятия по устранению имеющихся нарушений законодательства о пожарной безопасности. В судебном заседании помощник прокурора Кавказского района - Хижний В.Д. подтвердил доводы, изложенные в заявлении, и просил их удовлетворить в полном объеме. Представитель отдела надзорной деятельности Кавказского района- Филимонов А.В., по доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме. Представитель администрации Кропоткинского городского поселения – Войку Т.В., по доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласна, возражает против их удовлетворения. Считает, что поданное прокурором Кавказского района заявление о признании незаконным бездействия администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района в области организации противопожарной безопасности не имеет под собой никаких оснований, поскольку указанные в заявлении требования были исполнены администрацией Кропоткинского городского поселения Кавказского района в полном объеме еще до подачи настоящего заявления, что подтверждает следующее. Указанная в заявлении нереализация в полном объеме полномочий по решению вопросов финансового и материально-технического обеспечения пожарной безопасности, исполнение соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность (организацию выполнения целевых программ и муниципальных правовых актов в области пожарной безопасности) (ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года, п. 1,3 ст. 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года), как нарушение норм действующего законодательства устранено. Так в рамках исполнения указанных требований закона были приняты: Постановление администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района от 06 апреля 2009 года № 294 «Об организационно-правовом, финансовом, материально – техническом обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах Кропоткинского городского поселения Кавказского района»; Постановление администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района от 21 сентября 2010 года № 940 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Укрепление пожарной безопасности в организациях и учреждениях, расположенных на территории Кропоткинского городского поселения Кавказского района на период 2010-2012 годов»; Решение Совета Кропоткинского городского поселения Кавказского района от 16 июня 2011 года № 420 «О внесении изменений в решение Совета Кропоткинского городского поселения Кавказского района от 22 декабря 2010 года № 338 «О бюджете Кропоткинского городского поселения Кавказского района на 2011 год». Данные нормативно правовые акты в рамках исполнения требований ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года, п. 1,3 ст. 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года направлены на повышение противопожарной защиты жилых и административных зданий и объектов экономики на территории Кропоткинского городского поселения кавказского района, минимизации рисков, повышения безопасности проживающего населения и сохранности материальных средств, обеспечения укрепления пожарной безопасности на территории Кропоткинского городского поселения Кавказского района, защиты и здоровья граждан. Для этих целей в бюджете Кропоткинского городского поселения Кавказского района в расходной части предусмотрены денежные средства, направленные на реализацию муниципальной целевой программы и нормативных актов в области пожарной безопасности. Указанная в заявлении прокурора Кавказского района нереализация в полном объеме полномочий по созданию необходимых условий для организации добровольной пожарной охраны и ее успешной деятельности, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах (ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года, п. 9 ст. 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года, абз. 7 п. 11 ППБ 01-03) устранена как нарушение, что подтверждает принятое Постановление администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района от 17 декабря 2009 года № 1534 «О создании и организации деятельности добровольной пожарной охраны, порядок ее взаимодействия с другими видами пожарной охраны». Данным муниципальным правовым актом регулируется создание и деятельность на территории Кропоткинского городского поселения Кавказского района добровольной пожарной охраны. Отсутствие определенного порядка, а также осуществление не должным образом информирования населения о принятых органами местного самоуправления решениях по обеспечению пожарной безопасности (ст. 19, п. 5 ст. 26 Федерального закона «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года, п. 8 ст. 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года), как нарушение устранено, что подтверждает принятие Постановления администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района от 18 октября 2010 года № 993 «Об утверждении Положения об обучении мерам пожарной безопасности на территории Кропоткинского городского поселения Кавказского района»; распечатка страниц официального сайта администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района на трех листах, стенд «Информация о принятых решениях по обеспечению пожарной безопасности», вывешенный в общественной приемной города по адресу: г.Кропоткин, ул. Красная, д. 54. Нереализация полномочий по установлению в границах поселения особого противопожарного режима, а также не осуществление контроля за состоянием пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов с установлением на время его действия дополнительных требований пожарной безопасности (ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года, п. 5 ст. 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года) как нарушение устранено, что подтверждает принятое Постановление администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района от 17 августа 2010 года № 833 «О создании временного оперативного штаба» и Постановление администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района от 30 мая 2011 года № 535 «Об установлении на территории Кропоткинского городского поселения Кавказского района особого противопожарного режима», Постановление администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района от 07 апреля 2009 года № 300 «Об утверждении перечня первичных мер пожаротушения для индивидуальных жилых домов». Все нарушения в области пожарной безопасности, указанные в представлении Отдела надзорной деятельности Кавказского были исполнены и устранены еще в мае 2011 года, о чем сообщено Главному государственному инспектору Кавказского района по пожарному надзору А.В.Штилю официальным письмом от 17 мая 2011 года № 200-1875/11-01. Для их устранения был разработан план устранения нарушений обязательных требований пожарной безопасности, изложенных в представлении от 19 апреля 2011 года № 23/9.20-348, утвержденный Главой Кропоткинского городского поселения Кавказского района 22 апреля 2011года. Предложение прокурора о судебном подтверждении незаконности бездействия администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района, возложение на администрацию обязанности по несовершению их в дальнейшем, не может быть принято, так как такое предложение сводится к установлению дополнительной к установленной Федеральным законом административной ответственности - судебной ответственности, не предусмотренной действующим законодательством, Обращаясь с исковым заявлением в суд, прокурор просит обязать администрацию Кропоткинского городского поселения Кавказского района выполнить мероприятия по устранению имеющихся нарушений законодательства о пожарной безопасности. При этом обязать орган местного самоуправления принять определенный нормативный акт прокурор Кавказского района не имеет право. Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право на судебную защиту его прав и свобод, не предполагает возможность по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебного оспаривания - они определяются федеральными законами. При таком положении, заявленные прокурором требования не подлежат рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 ГПК РФ, в связи с чем дело подлежит прекращению на основании статьи 220 ГПК РФ. Исполнение администрацией требований законодательства РФ о пожарной безопасности в том числе подтверждает: - принятие в рамках статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» Постановления Администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района от 17 декабря 2009 года № 1532 «О мерах по предупреждению и тушению пожаров на территории Кропоткинского городского поселения Кавказского района» в целях повышения противопожарной устойчивости; - информирование населения о мерах пожарной безопасности на территории Кропоткинского городского поселения Кавказского района осуществляется в том числе через органы территориального общественного самоуправления, к полномочиям которого относится функция общественного контроля за обеспечением пожарной безопасности и оказанию содействия органам пожарного надзора за осуществлением мероприятий по обеспечению противопожарного состояния жилых домов и других объектов, расположенных на территории их деятельности, согласно статье 12 Положения о порядке организации и осуществления территориального общественного самоуправления в Кропоткинском городском поселении Кавказского района, утвержденного Решением Совета Кропоткинского городского поселения Кавказского района от 17 марта 2011 года № 392. В целях организации участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности приято Постановление администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района от № «Об утверждении перечня социально значимых работ по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории Кропоткинского городского поселения Кавказского района» и Постановление Администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района «Об организации пожарно-профилактической работы в жилом секторе и на объектах с массовым пребыванием людей». Данное постановление принято в целях реализации статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Все предоставленные в суд муниципальные правовые акты Кропоткинского городского поселения Кавказского района не только подтверждают исполнение администрацией в полном объеме требований законодательства РФ о пожарной безопасности, но и реализацию пункта 1 Методических рекомендаций МЧС органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 6 октября 2003годаN131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в котором перечислены акты, рекомендуемые к принятию органам местного самоуправления в целях реализации вышеобозначенных полномочий. Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявление прокурора Кавказского района в интересах неопределенного круга лиц о понуждении к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Изучение материалов дела, показало, что прокуратурой района совместно с отделом надзорной деятельности Кавказского района по поручению прокуратуры Краснодарского края проверено соблюдение законодательства пожарной безопасности в Кропоткинском городском поселении. Согласно статьи 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. В соответствии со статьи 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров и т.д. Статьями 38-39 названного Закона установлена ответственность за нарушение законодательства о пожарной безопасности. Во исполнение вышеназванного закона МЧС России утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Так, в ходе проведенной проверки выявлены следующие нарушения правил пожарной безопасности: - не в полном объеме реализованы полномочия по решению вопросов финансового и материально-технического обеспечения пожарной безопасности, исполнение, соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность ( организацию выполнения целевых программ и муниципальных правовых актов в области пожарной безопасности). (ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» №69-ФЗ от 21.12.1994г.; п. 1,3 ст. 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасной» № 123-ФЗ от 22.07.2008г.). - не в полном объеме реализованы полномочия по созданию необходимых условий для организации добровольной пожарной охраны и ее успешной деятельности, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах. (ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» №69-ФЗ от 21.12.1994г.; п.9 ст. 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-ФЗ от 22.07.2008г.; абз. 7 п. 11 ППБ 01-03). - не определен порядок, а также не должным образом осуществляется информирование населения о принятых органами местного самоуправления решениях по обеспечению пожарной безопасности (ст. 19, п. 5 ст. 26 Федерального закона «О пожарной безопасности» №69-ФЗ от 21.12.1994г.; п.8 ст. 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» №123-ФЗ от 22.07.2008г.). - не реализованы полномочия по установлению в границах поселения особого противопожарного режима, а также не осуществлен контроль за состоянием пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов с установлением на время его действия дополнительных требований пожарной безопасности (ст.19 Федерального закона «О пожарной безопасности» №69-ФЗ от 21.12.1994г.; п.5 ст. 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» №123-ФЗ от 22.07.2008г.). Невыполнение указанных требований закона может повлечь невозможность обеспечения безопасности граждан и привести к причинению вреда их жизни и здоровью. Руководствуясь Федеральным законом «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ, статьями 194-199, ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Удовлетворить заявление прокурора Кавказского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района, третье лицо: отдел надзорной деятельности Кавказского района о понуждении к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности. Признать незаконным бездействие администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района, выразившееся в неисполнении требований законодательства о пожарной и террористической безопасности. Обязать администрацию Кропоткинского городского поселения Кавказского района выполнить мероприятия по устранению имеющихся нарушений законодательства о пожарной безопасности. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в десятидневный срок через Кропоткинский городской суд. Председательствующий