26 сентября 2011 г. г.Кропоткин Кропоткинский городской суд Краснодарского края в составе: председательствующего судьи – Новиковой Н.И., с участием старшего помощника прокурора Кавказского района – Бондаренко О.С., представителя Администрации муниципального образования Кавказский район – Медведцкой А.В. при секретаре Ельчищевой Т.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Кавказского района действовавшего в интересах Насибулиной <данные изъяты> к Администрации муниципального образования Кавказский район, Департаменту семейной политики Краснодарского края, третье лицо Департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: Прокурор Кавказского района действовавший в интересах Насибулиной Т.Р., обратился в Кропоткинский городской суд с заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ к Администрации МО Кавказский район, третье лицо: Департамент семейной политики Краснодарского края и просит обязать ответчиков предоставить Насибулиной Т.Р., жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления общей площади жилого помещения, установленной Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае». Свои требования мотивирует тем, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Насибулиной Т.Р., относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы муниципального образования г.Кропоткина от 10.09.2008 года № 1100/3 «О принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Насибулиной Т.Р.», она поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по общему списку и по льготному списку лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения граждан из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако, до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма вне очереди Насибулиной Т.Р. не представлено. Согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Статья 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает обязанность обеспечения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей находящихся под опекой (попечительством) не имеющих закрепленного жилья, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом, дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством и являются расходными обязательствами субъектов РФ, за исключением гарантий, предоставляемых для детей обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях (статья 4, 5 Федерального закона «о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»). Часть 4 статьи 5 Закона Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий, прав на имущество и жилое помещение детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», лица, имевшие статус лиц, из числа детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на предоставление жилого помещения государственного жилищного фонда Краснодарского края по договору социального найма. Указанным лицам могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законом порядке государственными полномочиями по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями (п.6 ст.5 указанного Закона). Законом Краснодарского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления (в том числе, муниципального образования Кавказский район) наделены отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещения по договору социального найма детям – сирот и детям, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из их числа путем приобретения строительства) жилья. Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта РФ. Исходя из положений статьи 57 Жилищного кодекса РФ и статьи 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление детям – сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законном в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Кроме того, Верховный Суд РФ в образе практики рассмотрения гражданских дел по заявлениям прокуроров о внеочередном обеспечении жилой площадью детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указал на то, что обеспечение детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из их числа вне очереди жилыми помещениями не может быть поставлено в зависимость от каких – либо условий. Согласно части 1 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Основанием для обращения прокурора, в суд с заявлением может являться обращение к нему граждан об обеспечении права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Насибулина Т.Р., в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена, своим заявлением просит, суд рассмотреть иск прокурора в сое отсутствие исковые требования прокурора поддерживает. Представитель администрации муниципального образования Кавказский район, с заявленным требованием не согласился, в своем отзыве на заявление, в котором говорится, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма осуществляется в порядке определяемом высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края. Приобретение, строительство жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма осуществляется за счет краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год. На основании постановления главы МО г.Кропоткин Краснодарского края от 10.09.2008г. № 100/2 «О принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Насибулиной Т.Р.», Насибулина Т.Р., уже состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в отдельный список по категории дети – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица имевшие статус лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», под № 21 (по состоянию на 11.05.2010 год) с датой и временем принятия на учет 25.07.2008 года. В настоящее время ее порядковый № в отдельном списке 55. Реализация ее права на получение жилого помещения зависит от реализации прав других лиц этой же льготной категории, имеющих аналогичное право. Для реализации вышеуказанных норм федерального и краевого законодательства, издано постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 июля 2009 года № 653 «Об утверждении Порядка предоставления жилого помещения лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей..». Предоставление жилого помещения осуществляется только на основании списков претендентов, а, не минуя первоочередников, таких же детей – сирот. Представитель Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в судебное заседание не явился. В своем возражении на заявление, указывает, что департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края является ненадлежащим ответчиком по данному делу и указала, что денежные средства на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот перечисляются на счета муниципальных образований, через департамент семейной политики Краснодарского края, который является главным распорядителем указанных средств, в целях реализации ФЗ No 159-ФЗ от 21.12.96 года и Закона Краснодарского края № 1748-КЗ от 03.06.2009 года, а также считает, что для предоставления Насибулиной Т.Р., жилое помещение по договору социального найма необходимо соблюсти указанную процедуру, оформить документы в соответствии с Порядком. Департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края не обладает информацией в отношении действий Насибулиной Т.Р., и органов местного самоуправления Кавказского района по реализации вышеуказанных нормативных актов, что в соответствии с Законом Краснодарского края от 08.12.2008г. № 1599-КЗ «О краевом бюджете на 2009г. и на плановый период 2010 и 2011 годов» Кавказскому району в 2009г. выделена субвенция из краевого бюджета на реализацию переданного государственного полномочия в размере 5024300 рублей. На основании ч.5 ст.167 ГПК РФ, просит суд рассмотреть дело в отсутствие представителя. Третье лицо Департамент семейной политики Краснодарского края, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения данного дела уведомлен, судом рассматривается дело в отсутствие его представителя. Суд, исследовав материалы дела, выслушав доводы и возражения сторон, считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Насибулина Т.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы администрации муниципального образования город Кропоткин Краснодарского края от 10.09.2008 года, она принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включена в льготный список граждан из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 25 июля 2008 года. В соответствии с п.п.2, 3 ст.8 Федерального закона РФ № 159-ФЗ от 21.12.96 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилья, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Статья 86 Бюджетного кодекса РФ устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта РФ. Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999г. № 184-ФЗ, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации. ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства, при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Таким образом, обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возлагается на те, или иные исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации. Однако из ст. 132 Конституции РФ, следует, что органы местного самоуправления могут быть наделены отдельными государственными полномочиями федеральным законом или законом субъекта РФ. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии со статьей 19 данного закона наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Законом Краснодарского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» от 15.12.2004 года № 805-КЗ (в ред. от 03.03.2010г.) органы местного самоуправления наделены таким полномочием, как предоставление жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (ст.1). Следовательно, администрация муниципального образования Кавказский район является надлежащим ответчиком. Согласно Закона Краснодарского края от 03.06.2009 года №1748- КЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» таким лицам предоставляются жилые помещения по договорам социального найма, если они не были ранее обеспечены жилыми помещениями. Постановлением главы администрации Краснодарского края от 30.07.2009 г. № 653 утвержден порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма. В соответствии с п. 1.3 указанного постановления функции, связанные, с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края. Согласно п. 5 ст. 5 Закона Краснодарского края от 03.06,2009 года No 1748 - КЗ в Краснодарском крае» приобретение, строительство, жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма лицам, указанным в части 2 настоящей статьи, осуществляются за счет краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год. Насибулина Т.Р., имеет право на обеспечение жилым помещением в соответствии с действующим законодательством, в рамках реализации краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 годы, и администрация МО Кавказский район обязана, предоставить ей, жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании Кавказский район, за счет средств бюджета Краснодарского края, в соответствии со списком детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Исполнение краевого бюджета возложено на департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, данный департамент обоснованно указан прокурором ответчиком по иску и обязан осуществить финансирование муниципального образования Кавказский район для обеспечения государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа с целью приобретения (строительства) соответствующего жилого помещения, которое подлежит предоставлению Насибулиной Т.Р., в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани» и с учетом прав других граждан данной категории в соответствии со списком детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Кавказского района в интересах Насибулиной <данные изъяты> к Администрации муниципального образования Кавказский район, Департаменту семейной политики Краснодарского края, третье лицо Департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, удовлетворить. Обязать, Администрацию муниципального образования Кавказский район предоставить Насибулиной <данные изъяты>, жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании Кавказский район за счет средств бюджета Краснодарского края, в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани», и в соответствии со списком очередности лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, имевших статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Обязать, Департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края осуществить финансирование муниципального образования Кавказский район, для обеспечения государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, с целью приобретения (строительства) соответствующего жилого помещения, которое подлежит предоставлению Насибулиной <данные изъяты>, в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани», и в соответствии со списком очередности лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, имевших статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решение может быть обжаловано в край суд в 10-дневный срок через Кропоткинский городской суд. Председательствующий подпись КОПИЯ ВЕРНА Судья Кропоткинского городского суда Н.И.Новикова