к делу № 2-1689/11 г. Кропоткин 09 ноября 2011 г. Кропоткинский городской суд Краснодарского края в составе: председательствующего Щербакова В.Н., при секретаре Юрицыной О.В., с участием помощника прокурора Кавказского района Хижнего В.Д., с участием представителя ответчика МО УДОД «Детская художественная школа» Палий И.В., с участием представителя третьего лица Департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Кавказском районе Тацоху Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кавказского района в интересах неопределенного круга лиц к МОУ ДОД «Детская художественная школа», третье лицо: Департамент социальной защиты населения Краснодарского края в Кавказском районе о понуждении к устранению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, суд, УСТАНОВИЛ: Прокурор Кавказского района в интересах неопределенного круга лиц обратился с заявлением к МОУ ДОД «Детская художественная школа», третье лицо: Департамент социальной защиты населения Краснодарского края в Кавказском районе о понуждении к устранению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов. В судебном заседании помощник прокурора Кавказского района исковые требования подержал, и пояснил что прокуратурой района совместно с департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Кавказском районе проверено соблюдение законодательства о социальной защите инвалидов. В нарушение норм, в МОУ ДОД «Детская художественная школа», расположенной по адресу: Кавказский район, г. Кропоткин, ул. <данные изъяты> установлено, что: наружные лестницы и пандусы не соответствуют требованиям СНиП 35-01-2001 (при входе 3 ступени высотой более 0,12 м, пандус отсутствует), входы и пути движения не соответствуют требованиям СНиП 35-01-2001, санитарно-гигиенические помещения не соответствуют требованиям СНиП 35-01-2001, что является нарушением законодательства о социальной защите инвалидов, так как законодательно маломобильные группы населения имеют право на обеспечение беспрепятственного доступа к любому архитектурному строительному объекту. Данные нарушения стали возможны ввиду недобросовестного исполнения законодательства о социальной защите инвалидов директором МОУ ДОД «Детская художественная школа». Просит суд признать незаконным бездействие МОУ ДОД «Детская художественная школа», выразившееся в неисполнении требований законодательства о социальной защите инвалидов. Обязать МОУ ДОД «Детская художественная школа» выполнить мероприятия по устранению имеющихся нарушений законодательства о социальной защите инвалидов. В судебном заседании представитель ответчика - директор МО УДОД «Детская художественная школа» пояснила, что согласна с требованиями прокурора, примут меры к устранению выявленных нарушений. В судебном заседании представитель третьего лица Департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Кавказском районе пояснила, что согласна с требованиями прокурора, выявленные нарушения необходимо устранить. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора Кавказского района в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению, по следующим основаниям: Согласно статье 15 (Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры) Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Согласно Федерального закона 02.08.1995 №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах. Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности. Федеральным законом гарантировано обеспечение равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов. Законом Краснодарского края от 27 апреля 2007 года № 1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае» установлено: ст.3 Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащие оснащению специальными приспособлениями и оборудованием, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами. К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда постоянного и временного проживания, гостиницы; административные здания и сооружения; культурно-зрелищные учреждения (театры, кинотеатры, концертные, выставочные залы, библиотеки, музеи); учреждения образования, социального назначения, здравоохранения, аптеки, физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения; объекты коммунально-бытового назначения (парикмахерские, для пользования средствами связи и информации (почтовые отделения связи, переговорные пункты, интернет - киоски и другие здания и сооружения); места отдыха, лесопарки, аллеи, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения; сооружения и коммуникации пригородного железнодорожного, автомобильного, речного транспорта (железнодорожные вокзалы, автовокзалы и другие объекты автомобильного, железнодорожного и водного транспорта), предназначенного для обслуживания населения; станции и остановки всех видов городского и пригородного лифтами или подъемными платформами и другими инженерными устройствами и оборудованием в зданиях, посещаемых маломобильными гражданами, на этажах выше или ниже этажа основного входа в здание (первого этажа) со световой и звуковой информирующей сигнализацией у каждой двери лифта; специальными указателями (международными символами) переходов улиц и маршрутов движения маломобильных граждан по территории вокзалов, городских парков и других рекреационных зон, рельефными направляющими для ориентировки незрячих на привокзальных площадях; звуковой сигнализацией у светофоров, звуковыми маяками на входах в подземные переходы; телефонами-автоматами или иными средствами связи, доступными для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках; специальными предупреждающими указателями на пути движения около строящихся и ремонтируемых объектов, в том числе ограждениями, мостиками и перилами; местами для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, расположенными в зрительных залах в отдельных рядах и выходящими на самостоятельный путь эвакуации; санитарно-гигиеническими помещениями, приспособленными для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках; местами хранения кресел-колясок в раздевальных помещениях при спортивных сооружениях для занимающихся спортом инвалидов. 2. На автостоянках независимо от их форм собственности и в местах парковки транспортных средств должно выделяться не менее 10 процентов мест (но не менее одного места), а около учреждений, связанных с лечением болезней спинного мозга и восстановлением опорно-двигательных функций, - не менее 20 процентов мест, наиболее удобных для въезда, выезда и парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. Места следует предусматривать как возле жилых зданий, так и около общественных зданий и сооружений, мест отдыха, при объектах производственного назначения. Места для стоянки личных специальных автотранспортных средств инвалидов выделяются разметкой и оборудуются специальными знаками (международными символами). В нарушение вышеуказанных норм в МОУ ДОД «Детская художественная школа», расположенной по адресу: Кавказский район, г. Кропоткин, ул. <данные изъяты> установлено, что: наружные лестницы и пандусы не соответствуют требованиям СНиП 35-01-2001 (при входе 3 ступени высотой более 0,12 м, пандус отсутствует), входы и пути движения не соответствуют требованиям СНиП 35-01-2001, санитарно-гигиенические помещения не соответствуют требованиям СНиП 35-01-2001, что является нарушением законодательства о социальной защите инвалидов, так как законодательно маломобильные группы населения имеют право на обеспечение беспрепятственного доступа к любому архитектурному строительному объекту. Данные нарушения стали возможны ввиду недобросовестного исполнения законодательства о социальной защите инвалидов директором МОУ ДОД «Детская художественная школа». Суд, при таких обстоятельствах, считает возможным удовлетворить заявленные прокурором Кавказского района требования. На основании изложенного и руководствуясь ст. 196, ст. 199, ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Удовлетворить иск прокурора Кавказского района в интересах неопределенного круга лиц к МОУ ДОД «Детская художественная школа», третье лицо: Департамент социальной защиты населения Краснодарского края в Кавказском районе о понуждении к устранению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов. Признать незаконным бездействие МОУ ДОД «Детская художественная школа», выразившееся в неисполнении требований законодательства о социальной защите инвалидов. Обязать МОУ ДОД «Детская художественная школа» выполнить мероприятия по устранению имеющихся нарушений законодательства о социальной защите инвалидов. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в 10- дневный срок через Кропоткинский городской суд. Председательствующий
общественные бани и другие объекты), общественного питания, торговли; культовые здания и места отправления религиозных обрядов; здания и сооружения, предназначенные
общественного транспорта, стоянки для специальных автотранспортных
средств инвалидов; тротуары и пешеходные дорожки, наземные и подземные переходы
через магистральные улицы и дороги, территории и площади, прилегающие к
вышеперечисленным зданиям и сооружениям; объекты производственного назначения, трудовой деятельности специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов (в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов).Статья 4. Оснащение и обустройство специальными приспособлениями и оборудованием объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур. 1. Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, указанные в статье 3 настоящего Закона, должны обустраиваться и оснащаться в соответствии со строительными нормами и правилами Российской Федерации, предназначенными для обеспечения доступной среды жизнедеятельности для маломобильных граждан, следующими специальными приспособлениями и оборудованием: пандусами и поручнями или подъемными устройствами у лестниц при входах в здания и на лифтовых площадках, у тротуаров в местах наземных и подземных переходов магистральных улиц, дорог, магистралей и остановок общественного транспорта, на привокзальных площадях, платформах, остановках маршрутных транспортных средств и в местах посадки и высадки пассажиров;