Решение по заявлению прокурора Кавказского района о признании действий администрации МО Кавказский район,МРИ ФНС № 5 России по Краснодарскому краю,администрации Кавказского сельского поселения незаконными



К делу № 2-1966/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 декабря 2011 года г. Кропоткин

Кропоткинский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Цыцурина Н.П.,

с участием помощника прокурора Кавказского района Чуприна А.А.,

представителя заинтересованного лица МРИ ФНС России № 5 Дрюковой Е.П.,

представителя администрации МО Кавказского района Соколенко М.В.,

представителя администрации Кавказского сельского поселения Кавказского района Акулова А.В.,

при секретаре Поповой Л.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Кавказского района о признании действий администрации МО Кавказский район, МРИ ФНС России № 5 по Краснодарскому краю, администрации Кавказского сельского поселения Кавказского района незаконным, суд,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Кавказского района обратился в Кропоткинский городской суд с заявлением о признании действий администрации МО Кавказский район, МРИ ФНС России № 5 по Краснодарскому краю, администрации Кавказского сельского поселения Кавказского района незаконным.

В судебном заседании в обоснование заявленных требований помощник прокурора пояснил, что в ходе проведения прокуратурой района по поручению прокуратуры Краснодарского края проверки соблюдения законодательства в правоохранительных и контролирующих органах в сфере противодействия налоговым правонарушениям и преступлениям выявлены нарушения налогового законодательства в части неправомерного возложения на органы местного самоуправления обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством. Так установлено, что 17.11.2010 в трехстороннем порядке между МО образованием Кавказский район в лице главы администрации Очкаласова В.Н., Кавказским сельским поселением, в лице главы администрации Мясищевой О.Г., и МРИ ФНС России № 5 по Краснодарскому краю, в лице начальника Деркач СВ., заключено «Соглашение о взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов федеральной налоговой службы». Указанный акт заверен подписями соответственно главы администрации МО Кавказский район Очкаласова В.Н., главы Кавказского сельского поселения Мясищевой О.Г., а также начальника МРИ ФНС России № 5 по Краснодарскому краю Деркач С.В.

Действующим законодательством органам местного самоуправления в сфере налоговых правоотношений предоставлено только право установления, изменения и отмены местных налогов и сборов (земельный налог, налог на имущество физических лиц), а также возложена обязанность ежегодно до 1 февраля сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения. Каких-либо иных полномочий по взаимодействию с налоговыми органами при осуществлении ими полномочий по налогообложению физических лиц - плательщиков транспортного и земельного налогов, как Налоговым Кодексом РФ, так и Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органам местного самоуправления не предоставлено.

Так главой администрации Кавказского сельского поселения Мясищевой О.Г., главой администрации МО Кавказский район Очкаласовым В.Н. и начальником МРИ ФНС России № 5 по Краснодарскому краю Деркач С.В. при заключении указанного Соглашения не приняты во внимание вышеизложенные требования законодательства, а также возможное последующее негативное влияние на бюджет сельского поселения и МО Кавказский район. Принимая во внимание вышеизложенное следует, что указанные условия Соглашения противоречат действующему законодательству о налогах и сборах, нарушают принцип законности, являющийся одним из основополагающих принципов по противодействию коррупции, установленных Федеральным законом Российской Федерации от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции», а также возлагают на органы местного самоуправления обязанности по осуществлению несвойственных им функций, отнесенных законом к исключительной компетенции налоговых органов Российской Федерации и фактически санкционируют передачу государственных полномочий федерального органа исполнительной власти органам местного самоуправления, что является недопустимым. Просит суд признать незаконными действия администрации МО Кавказский район, МРИ ФНС России № 5 по Краснодарскому краю, администрации Привольного сельского поселения Кавказского района по включению в «Соглашение о взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов федеральной налоговой службы» от 17.11.2011, заключенного между МО образованием Кавказский район, Кавказским сельским поселением Кавказского района и МРИ ФНС России № 5 по Краснодарскому краю пункт 4 статьи 6, противоречащий действующему законодательству о налогах и сборах и возлагающий на органы местного самоуправления обязанности по осуществлению функций, отнесенных к исключительной компетенции налоговых органов. Обязать администрацию МО Кавказский район, МРИ ФНС России № 5 по Краснодарскому краю, администрацию Кавказского сельского поселения Кавказского района устранить нарушения действующего законодательства, путем исключения пункта 4 из статьи 6 «Соглашения о взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов федеральной налоговой службы» от 17.11.2011, заключенного между администрацией МО образования Кавказский район, администрацией Кавказского сельского поселения Кавказского района и МРИ ФНС России № 5 по Краснодарскому краю.

Представитель заинтересованного лица МРИ ФНС России № 5 в судебном заседании с требованиями прокурора не согласилась и просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель администрации МО Кавказского района в судебном заседании пояснила, что в соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов.

Согласно п. 4 ст. 65 указанного закона, территориальные органы федерального органа исполнительной власти по налогам и сборам ведут учет налогоплательщиков по каждому муниципальному образованию и предоставляют финансовому органу местной администрации информацию о начислении и об уплате налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет муниципального образования, в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Считает, что взаимодействие органов местного самоуправления с налоговыми органами осуществляется в целях обеспечения финансовых органов местных администраций информацией, необходимой для формирования и исполнения соответствующих бюджетов в части налогов и сборов, контролируемых налоговыми органами и к осуществлению более тесного взаимодействия органов местного самоуправления с государственными налоговыми органами, что повышает собираемость налогов и способствует развитию государственного и муниципального финансового контроля. Просит суд отказать прокурору в удовлетворении заявленных требований.

Представитель администрации Кавказского сельского поселения Кавказского района в решении вопроса полагается на усмотрение суда.

Суд, выслушав доводы и возражения сторон, исследовав материалы дела, заявление прокурора находит подлежащим удовлетворению.

Согласно п. 4 ст. 6 Соглашения, органы местного самоуправления оказывают содействие налоговому органу, в том числе по вручению под роспись налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налогов налогоплательщиками - физическими лицам с учетом требований ст. 102 Налогового Кодекса Российской Федерации; по проведению мероприятий, направленных на снижение задолженности платежей в бюджет; по выявлению объектов налогообложения и их правообладателей, не учтенных для целей налогообложения.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 3 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 от 27.11.2010 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Налоговым Кодексом РФ, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

Статьей 4 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговые органы решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Налогового Кодекса РФ система налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения в Российской Федерации, в том числе основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, устанавливаются Налоговым Кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами о налогах и сборах.

Согласно ст. 85 Налогового Кодекса РФ на налоговые органы возложены обязанности по учету налогоплательщиков - организаций и физических лиц, а также объектов налогообложения.

В силу положений ст.ст. 358, 362, 396 Налогового Кодекса РФ суммы земельного и транспортного налогов, подлежащие уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляются налоговыми органами на основании сведений, предоставляемых органами, осуществляющими кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств.

Пунктом 9 ч. 1 ст. 32 Налогового Кодекса РФ деятельность по направлению налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту налогового уведомления и (или) требования об уплате налога и сбора отнесена к обязанностям налоговых органов.

Действующим законодательством органам местного самоуправления в сфере налоговых правоотношений предоставлено только право установления, изменения и отмены местных налогов и сборов (земельный налог, налог на имущество физических лиц), а также возложена обязанность ежегодно до 1 февраля сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения. Каких-либо иных полномочий по взаимодействию с налоговыми органами при осуществлении ими полномочий по налогообложению физических лиц - плательщиков транспортного и земельного налогов, как Налоговым Кодексом РФ, так и Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органам местного самоуправления не предоставлено.

Выполнение органами местного самоуправления функций по вручению под роспись налогоплательщику уведомлений и (или) требований об уплате налога и сбора, выявлению объектов налогообложения, может повлечь необоснованное дополнительное расходование бюджетных средств муниципального образования, что грубо противоречит требованиям ч. 2 ст. 132 Конституции РФ, согласно которой органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями только законом и с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Выполнение органами местного самоуправления функций по вручению налогоплательщику уведомлений и (или) требований об уплате налога и сбора, выявлению объектов налогообложения, влечет необоснованное дополнительное расходование бюджетных средств муниципального образования, что грубо противоречит требованиям ч. 2 ст. 132 Конституции РФ, согласно которой органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями только законом и с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Указанные условия Соглашения противоречат действующему законодательству о налогах и сборах, нарушают принцип законности, являющийся одним из основополагающих принципов по противодействию коррупции, установленных Федеральным законом Российской Федерации от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции», а также возлагают на органы местного самоуправления обязанности по осуществлению несвойственных им функций, отнесенных законом к исключительной компетенции налоговых органов Российской Федерации и фактически санкционируют передачу государственных полномочий федерального органа исполнительной власти органам местного самоуправления, что является недопустимым.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Кавказского района о признании действий администрации МО Кавказский район, МРИ ФНС России № 5 по Краснодарскому краю, администрации Кавказского сельского поселения Кавказского района незаконным удовлетворить.

Признать незаконными действия администрации МО Кавказский район, МРИ ФНС России № 5 по Краснодарскому краю, администрации Кавказского сельского поселения Кавказского района по включению в «Соглашение о взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов федеральной налоговой службы» от 17.11.2011 года, заключенного между МО образованием Кавказский район, Кавказским сельским поселением Кавказского района и МРИ ФНС России № 5 по Краснодарскому краю пункт 4 статьи 6, противоречащий действующему законодательству о налогах и сборах и возлагающий на органы местного самоуправления обязанности по осуществлению функций, отнесенных к исключительной компетенции налоговых органов.

Обязать администрацию МО Кавказский район, МРИ ФНС России № 5 по Краснодарскому краю, администрацию Кавказского сельского поселения Кавказского района устранить нарушения действующего законодательства, путем исключения пункта 4 из статьи 6 «Соглашения о взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов федеральной налоговой службы» от 17.11.2011 года, заключенного между администрацией МО образования Кавказский район, администрацией Кавказского сельского поселения Кавказского района и МРИ ФНС России №5 по Краснодарскому краю.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в десятидневный срок через Кропоткинский городской суд.

Председательствующий