К делу №2-1639/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 06 декабря 2011 года г. Кропоткин Кропоткинский городской суд Краснодарского края в составе: Председательствующего Цыцурина Н.П., при секретаре судебного заседания Поповой Л.Б., с участием помощника прокурора Кавказского района Завгороднего Р.И., представителей ответчика администрации муниципального образования Кавказский район Медвецкой А.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кавказского района в интересах Бирюкова Сергея Николаевича к администрации муниципального образования Кавказский район Краснодарского края, департаменту семейной политики Краснодарского края, третьи лица: департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, управление по вопросам семьи и детства муниципального образования Кавказский район, Краснодарского края о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: Прокурор Кавказского района, в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в Кропоткинский городской суд с иском в интересах Бирюкова С.Н. к администрации муниципального образования Кавказский район, департаменту семейной политики Краснодарского края о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма жилого помещения, ссылаясь на необходимость обеспечения Бирюкова С.Н., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением в Кавказском районе в соответствии с требованиями Федерального Закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Краснодарского края от 03.06.2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» и Закона Краснодарского края от 15.12.2004 года № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы». В судебном заседании старший помощник прокурора Кавказского района Завгородний Р.И. уточнил требования и просит суд в целях реализации прав Бирюкова С.Н. на обеспечение жилым помещением обязать администрацию муниципального образования Кавказский район и департамент семейной политики Краснодарского края предоставить Бирюкову С.Н. жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное муниципальном образовании Кавказский район за счет средств бюджета Краснодарского края, в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани», и в соответствии со списком очередности лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, имевших статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В судебное заседание Бирюков С.Н. не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещен, причину уважительности неявки суду не сообщил. Суд рассматривает дело по существу в отсутствие Бирюкова С.Н. Представитель ответчика администрации муниципального образования Кавказский район Медвецкая А.В. в судебном заседании иск не признала и суду пояснила, что Законом Краснодарского края от 21 июля 2008 года №1535-К3 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по ведению учета граждан отдельных категорий, в качестве нуждающихся в жилых помещениях», органы местного самоуправления муниципальных районов наделены отдельными государственными полномочиями по ведению учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан отдельных категорий, в том числе граждан по категории «лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лица, имевшие статус лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно статье 5 Закона Краснодарского края от 3 июня 2009 года № 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае", лицам, имеющим статус «лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, имевших статус лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» предоставляются жилые помещения по договорам социального найма в государственном жилищном фонде Краснодарского края. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма осуществляется в порядке, определяемом высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края. Приобретение, строительство жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляются за счет краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год. Государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 года №805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» переданы органам местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета. Размеры субвенций, предоставляемых из краевого бюджета муниципальным образованиям на осуществление отдельных государственных полномочий, определяются законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год. Распределение данных субвенций утверждается Законом Краснодарского края о краевом бюджете по каждому муниципальному образованию. В соответствии со статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Для реализации вышеуказанных норм федерального и краевого законодательства, издано постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 июля 2009 г. № 653 «Об утверждении Порядка предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма». Предоставление жилого помещения осуществляется согласно сводному списку претендентов. Данный список формируется в той же последовательности, в какой каждый гражданин был принят на учет. При осуществлении государственной функции по предоставлению жилого помещения органы местного самоуправления обязаны соблюдать вышеуказанный порядок. На основании постановления главы муниципального образования Кавказский район от 15 сентября 2009 года № 832/1 «Об учете Бирюкова С.Н. в отдельном списке граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», Бирюкова С.Н., принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в отдельный список по категории «лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лица, имевшие статус лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», с датой учета 30 августа 2004 года и значиться под порядковым номером № Реализация права Бирюкова С.Н. на получение жилого помещения поставлена в зависимость от реализации прав других лиц этой же отдельной категории, имеющих аналогичное право, в связи с чем предоставление Бирюкову С.Н. жилого помещения вне очереди не является возможным, так как это нарушило бы право на обеспечение жилым помещением впереди стоящих очередников. Представитель ответчика – департамента семейной политики Краснодарского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания истец уведомлен надлежащим образом. Представитель ответчика по доверенности Кириченко Н.А. просит рассмотреть дело в ее отсутствии. В суд направила отзыв относительно иска прокурора, в котором указывает, что выделение субвенций из краевого бюджета муниципальным образованиям производится по подпрограмме «Дети-Сироты» в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013» годы в соответствии с имеющейся очередностью. Не возражает против признания права Бирюкова С.Н. на обеспечение жилым помещением в рамках краевой целевой программы в соответствии с датой постановки на льготный учет граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Представитель третьего лица - департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края по доверенности Карасулова Н.В. в суд направила отзыв относительно иска прокурора, в котором возражает против удовлетворения требований прокурора и просит рассмотреть дело в ее отсутствии. Представитель третьего лица - управления по вопросам семьи и детства муниципального образования Кавказский район Филиппова Л.В. в решении вопроса полагается на усмотрение суда. Суд, выслушав доводы и возражения сторон, с учетом мнения третьих лиц, исследовав материалы дела, находит иск прокурора подлежащим удовлетворению. Бирюков С.Н. в интересах которого прокурором Кавказского района подан настоящий иск, в соответствии с требованиями Федерального Закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», бесспорно относится к категории граждан - лиц из числа детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы муниципального образования Кавказский район от 15 сентября 2009 года № 832/1 «Об учете Бирюкова С.Н. в отдельном списке граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», Бирюков С.Н. принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по льготному списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Вместе с тем очередь данной категории граждан в муниципальном образовании Кавказский район ведется с 1994 года, а Бирюков С.Н. был поставлен на льготный учет ДД.ММ.ГГГГ Суд считает, что внеочередным предоставлением жилого помещения Бирюкову С.Н. будут нарушены права по обеспечению жильем впереди стоящих очередников по льготному списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вытекающие из принципа равенства, который гарантируют гражданам защиту от всех форм дискриминации при реализации прав и свобод в соответствиями со ст. 19 Конституции РФ. Согласно п.п. 2, 3 ст. 8 Федерального закона РФ № 159-ФЗ от 21.12.96 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно ст.1 Закона Краснодарского края № 805-КЗ от 15.12.2004 года «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей. Согласно Закона Краснодарского края от 03.06.2009 года № 1748 - КЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» таким лицам предоставляются жилые помещения по договорам социального найма, если они не были ранее обеспечены жилыми помещениями. Постановлением главы администрации Краснодарского края от 30.07.2009 г. № 653 утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма. В соответствии с п. 1.3 указанного постановления функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес>. Согласно ч. 5 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № - КЗ в <адрес>», приобретение, строительство жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма лицам, указанным в части 2 ст. 5 указанного закона, осуществляются за счет средств краевого бюджета, в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом <адрес> о краевом бюджете на соответствующий финансовый год. Как установлено в судебном заседании в <адрес> действует краевая целевая программа «Дети Кубани», на реализацию этой программы в 2009 году выделено 339.2 млн.рублей, на реализацию подпрограммы «Дети-сироты» в 2010 году выделено 275932,0 тыс. рублей, из них 11290,4 тыс. рублей из федерального бюджета. В 2011 году в рамках вышеуказанной программы на обеспечение жильем выделено 484600 тысяч рублей, за счет которых планируется обеспечить жильем 500 человек. В 2011 году в <адрес> в рамках реализации краевой программы планируется строительство 30-квартирного жилого дома. При выделении денежных средств из краевого бюджета в 2008-2009 годах <адрес> для приобретения жилья для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникли трудности в приобретении по причине отсутствия на жилищном рынке жилья, соответствующего установленным социальным нормам и отвечающего санитарным и техническим требованиям жилья согласно действующему законодательству, что следует из отзыва представителя департамента семейной политики <адрес> относительно искового заявления прокурора <адрес> в интересах ФИО1 ФИО1 имеет право на обеспечение жилым помещением в соответствии с действующим законодательством, в рамках реализации краевой целевой программы «Дети-Кубани» на 2009-2013 годы, и администрация <адрес>, обоснованно указанная прокурором ответчиком по делу, обязана предоставить ему жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании <адрес>, за счет средств бюджета <адрес>, в соответствии со списком детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. <адрес>вого бюджета возложено на департамент по финансам, бюджету и контролю <адрес>, который обязан осуществить финансирование муниципального образования <адрес> для обеспечения государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа с целью приобретения (строительства) соответствующего жилого помещения, которое подлежит предоставлению ФИО1 в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани» и с учетом прав других граждан данной категории, в соответствии со списком очередности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск прокурора <адрес> в интересах ФИО1 удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования <адрес>, департамент семейной политики <адрес> предоставить ФИО1 жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления общей площади жилого помещения, установленной <адрес> «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <адрес>» в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани» и в соответствии со списком очередности лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Кропоткинский городской суд в течение 10 дней со дня его вынесения. Председательствующий