к делу № 2-298/12 г. Кропоткин 15.02.2012 г. Кропоткинский городской суд Краснодарского края в составе: председательствующего Жалыбина С. В., при секретаре Горбуновой Н.Г., с участием помощника прокурора Кавказского района Серого Д.Н., представителя по доверенности отдела надзорной деятельности Кавказского района Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю Филимонова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кавказского района в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Канонировой <данные изъяты>, третье лицо: отдел надзорной деятельности Кавказского района, о понужден к устранению нарушений законодательства о пожарной и террористической безопасности, суд УСТАНОВИЛ: Прокурор Кавказского района в интересах неопределенного круга лиц обратился с заявлением, и просит суд признать незаконным бездействие ИП Канонировой <данные изъяты>, выразившееся в неисполнении требований законодательства о пожарной и террористической безопасности; приостановить деятельность ИП Канонировой <данные изъяты>, до полного устранения нарушений правил пожарной безопасности; возложить обязанность на ИП Канонирову <данные изъяты> выполнить мероприятия по устранению имеющихся нарушений законодательства о пожарной и террористической безопасности, а именно: разработать инструкцию о мерах пожарной безопасности в соответствие с приложением №1 ППБ 01-03; установить распорядительным документом противопожарный режим, в том числе: определить и оборудовать места для курения; установить порядок уборки горючих отходов; определить порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня; регламентировать порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ; регламентировать порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; определить порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму; согласовать разработанный план эвакуации с территориальным подразделением федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности и утвержден руководителем организации; произвести реконструкцию автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности, в части: размещения приборов приемно-контрольных и приборов управления; подачи электропитания к приборам пожарной сигнализации; оборудования тепловыми пожарными извещателями на 1-м этаже вместо дымовых пожарных извещателей в защищаемых помещениях; отсутствия извещателей пожарных ручных; разместить в помещениях, где установлены приборы приемно-контрольные и приборы управления инструкцию о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установки пожарной автоматики; убрать из под лестничных маршей подвального этажа горючие материалы; проверить имеющиеся в наличии огнетушители. В судебном заседании помощник прокурора Кавказского района Сурый Д.Н. исковые требования поддержал в полном объеме в обоснование заявленных требований пояснил, что прокуратурой района совместно с отделом надзорной деятельности Кавказского района по поручению прокуратуры Краснодарского края проверено соблюдение законодательства о пожарной и террористической безопасности в развлекательных учреждениях с массовым пребыванием людей в деятельности ИП Канонировой Л.П. Так, в ходе проведенной проверки выявлены следующие нарушения правил пожарной безопасности: инструкция о мерах пожарной безопасности разработана не в соответствие с приложением № 1 ППБ 01-03 (п. 6 ППБ 01- 03); распорядительным документом не установлен противопожарный режим, в том числе: не определены и не оборудованы места для курения; не установлен порядок уборки горючих отходов; не определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня; не регламентирован порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ; не регламентирован порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; не определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно - техническому минимуму (п. 15 ППБ 01-03); разработанный план эвакуации не согласован с территориальным подразделением федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности и не утвержден руководителем организации (п. 3 ППБ 01-03; п.4.5.1 ГОСТ Р 12.2.143-2009); автоматическая установка пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре выполнена в нарушении требований нормативных документов по пожарной безопасности, в части: размещения приборов приемно-контрольных и приборов управления; подачи электропитания к приборам пожарной сигнализации; оборудования тепловыми пожарными извещателями на 1-м этаже вместо дымовых пожарных извещателей в защищаемых помещениях; отсутствия извещателей пожарных ручных (п. 3 ППБ 01-03; п.7 НПБ 110-03; п.3.10 НПБ 104-03*); в помещении, где установлены приборы приемно-контрольные и приборы управления отсутствует (не вывешена) инструкция о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установки пожарной автоматики (п. 97 ППБ 01-03); под лестничным маршем первого этажа устроено помещение с хранением в нем горючих материалов (п. 3, абз.11 п.40 ППБ 01-03, п.6.32* СНиП 21-01-97*); имеющиеся в наличии огнетушители не проверяются ежегодно (отсутствует отметка на огнетушителе, в его паспорте и в журнале учета огнетушителей) (п. 3 ППБ 01-03; п.4.3.1, 4.3.7, 4.3.16 СП 9.13130.2009; п.7.1, 7.7, 7.17 НПБ 166-97). В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» основными принципами противодействия терроризму являются: приоритет мер предупреждения терроризма, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергшихся террористической опасности и т.д. Невыполнение указанных требований закона может повлечь невозможность обеспечения безопасности граждан и привести к причинению вреда их жизни и здоровью. Указанные нарушения законодательства о пожарной безопасности могут привести к чрезвычайным ситуациям, возгораниям, и ставят под угрозу безопасное пребывание людей в помещение ИП Канонировой Л.Н. Указанные обстоятельства в соответствии со ст. 45 ГПК РФ позволяют прокурору обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Индивидуальный предприниматель Канонирова <данные изъяты> в судебном заседании исковые требования не признала, поскольку указанные нарушения в настоящий момент устраняются, часть из них устранены. Представитель по доверенности отдела надзорной деятельности Кавказского района Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю Филимонов А.В. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал в полном объеме. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает; что исковые требования прокурора Кавказского района в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению, по следующим основаниям: Согласно статьи 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ: пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. В соответствии с требованиями указанного закона обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. В соответствии со статьей 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ: организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты. Статьями 38-39 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ установлена ответственность за нарушение законодательства о пожарной безопасности. В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» основными принципами противодействия терроризму являются: приоритет мер предупреждения терроризма, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергшихся террористической опасности и т.д. Кроме того, во исполнение Федерального закона «О пожарной безопасности» приказами министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г. №№ 313, 315 от 20.06.2003 г. № 323 утверждены и действуют Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) и Нормы пожарной безопасности (НПБ 110-03, НПБ 104-03), которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Проведенной проверкой прокуратурой Кавказского района совместно с отделом надзорной деятельности Кавказского района 16.01.2012 года выявлены следующие нарушения правил пожарной безопасности: инструкция о мерах пожарной безопасности разработана не в соответствие с приложением № 1 ППБ 01-03 (п. 6 ППБ 01-03); распорядительным документом не установлен противопожарный режим, в том числе: не определены и не оборудованы места для курения; не установлен порядок уборки горючих отходов; не определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня; не регламентирован порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ; не регламентирован порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; не определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно - техническому минимуму (п. 15 ППБ 01-03); разработанный план эвакуации не согласован с территориальным подразделением федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности и не утвержден руководителем организации (п. 3 ППБ 01-03; п.4.5.1 ГОСТ Р 12.2.143-2009); автоматическая установка пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре выполнена в нарушении требований нормативных документов по пожарной безопасности, в части: размещения приборов приемно-контрольных и приборов управления; подачи электропитания к приборам пожарной сигнализации; оборудования тепловыми пожарными извещателями на 1-м этаже вместо дымовых пожарных извещателей в защищаемых помещениях; отсутствия извещателей пожарных ручных (п. 3 ППБ 01-03; п.7 НПБ 110-03; п.3.10 НПБ 104-03*); в помещении, где установлены приборы приемно-контрольные и приборы управления отсутствует (не вывешена) инструкция о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установки пожарной автоматики (п. 97 ППБ 01-03); под лестничным маршем первого этажа устроено помещение с хранением в нем горючих материалов (п. 3, абз.11 п.40 ППБ 01-03, п.6.32* СНиП 21-01-97*); имеющиеся в наличии огнетушители не проверяются ежегодно (отсутствует отметка на огнетушителе, в его паспорте и в журнале учета огнетушителей) (п. 3 ППБ 01-03; п.4.3.1, 4.3.7, 4.3.16 СП 9.13130.2009; п.7.1, 7.7, 7.17 НПБ 166-97). Несоблюдение указанных требований закона ИПИ Канонировой Л.Н., выразившееся в неисполнении требований законодательства, может повлечь невозможность обеспечения безопасности граждан и привести к причинению вреда их жизни и здоровью. Указанные нарушения законодательства о пожарной безопасности могут привести к чрезвычайным ситуациям, возгораниям, и ставят под угрозу безопасное пребывание людей в помещении, принадлежащем ИП Канонировой Л.Н.. При таких обстоятельствах, считаю возможным удовлетворить заявленные прокурором Кавказского района требования. На основании изложенного и руководствуясь ст. 196, ст. 199, ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Удовлетворить иск прокурора Кавказского района в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Канонировой Людмиле Николаевне, третье лицо: отдел надзорной деятельности Кавказского района, о понужден к устранению нарушений законодательства о пожарной и террористической безопасности. Признать незаконным бездействие ИП Канонировой <данные изъяты>, выразившееся в неисполнении требований законодательства о пожарной и террористической безопасности. Приостановить деятельность ИП Канонировой <данные изъяты>, до полного устранения нарушений правил пожарной безопасности. Возложить обязанность на ИП Канонирову <данные изъяты> выполнить мероприятия по устранению имеющихся нарушений законодательства о пожарной и террористической безопасности, а именно: разработать инструкцию о мерах пожарной безопасности в соответствие с приложением №1 ППБ 01-03; установить распорядительным документом противопожарный режим, в том числе: определить и оборудовать места для курения; установить порядок уборки горючих отходов; определить порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня; регламентировать порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ; регламентировать порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; определить порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму; согласовать разработанный план эвакуации с территориальным подразделением федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности и утвержден руководителем организации; произвести реконструкцию автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности, в части: размещения приборов приемно-контрольных и приборов управления; подачи электропитания к приборам пожарной сигнализации; оборудования тепловыми пожарными извещателями на 1-м этаже вместо дымовых пожарных извещателей в защищаемых помещениях; отсутствия извещателей пожарных ручных; разместить в помещениях, где установлены приборы приемно-контрольные и приборы управления инструкцию о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установки пожарной автоматики; убрать из под лестничных маршей подвального этажа горючие материалы; проверить имеющиеся в наличии огнетушители. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в Краснодарский краевой суд в течение месяца через Кропоткинский городской суд. Председательствующий Копия верна