К делу № 2-1812/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 ноября 2011 года город Кропоткин Кропоткинский городской суд Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Щербакова В.Н., с участием помощника прокурора Кавказского района Чуприна А.А., представителя заинтересованного лица МРИ ФНС России №5 Дрюковой Е.П., представителя Администрации МО Кавказского района Соколенко М.В., представителя Администрации Темижбекского сельского поселения Кавказского района Сахно С.В., при секретаре Юрицыной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Кавказского района в интересах МО Кавказский район, заинтересованные лица: Администрация МО Кавказский район, МРИ ФНС России №5 по Краснодарскому краю, Администрация Темижбекского сельского поселения Кавказского района о признании действий Администрации МО Кавказский район, МРИ ФНС России №5 по Краснодарскому краю, Администрации Темижбекского сельского поселения Кавказского района незаконным, суд, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Кавказского района в интересах МО Кавказский район обратился в Кропоткинский городской суд с заявлением к заинтересованным лицам: Администрация МО Кавказский район, МРИ ФНС России №5 по Краснодарскому краю, Администрация Темижбекского сельского поселения Кавказского района о признании действий Администрации МО Кавказский район, МРИ ФНС России №5 по Краснодарскому краю, Администрации Темижбекского сельского поселения Кавказского района незаконным. В судебном заседании помощник прокурора пояснил, что в ходе проведения прокуратурой района по поручению прокуратуры Краснодарского края проверки соблюдения законодательства в правоохранительных и контролирующих органах в сфере противодействия налоговым правонарушениям и преступлениям выявлены нарушения налогового законодательства в части неправомерного возложения на органы местного самоуправления обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством. Так установлено, что 17.11.2010 в трехстороннем порядке между МО образованием Кавказский район в лице главы ФИО3 ФИО10, Темижбекским сельским поселением, в лице главы администрации ФИО8, и МРИ ФНС России №5 по Краснодарскому краю, в лице начальника Деркач СВ., заключено «Соглашение о взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов федеральной налоговой службы». Указанный акт заверен подписями соответственно главы администрации МО Кавказский район ФИО10, главы Темижбекского сельского поселения ФИО8, а также начальника МРИ ФНС России № 5 по Краснодарскому краю ФИО11. Действующим законодательством органам местного самоуправления в сфере налоговых правоотношений предоставлено только право установления, изменения и отмены местных налогов и сборов (земельный налог, налог на имущество физических лиц), а также возложена обязанность ежегодно до 1 февраля сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения. Каких-либо иных полномочий по взаимодействию с налоговыми органами при осуществлении ими полномочий по налогообложению физических лиц - плательщиков транспортного и земельного налогов, как Налоговым Кодексом РФ, так и Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органам местного самоуправления не предоставлено. Так главой администрации Темижбекского сельского поселения ФИО8, главой администрации МО Кавказский район ФИО10 и начальником МРИ ФНС России №5 по Краснодарскому краю ФИО12. при заключении указанного Соглашения не приняты во внимание вышеизложенные требования законодательства, а также возможное последующее негативное влияние на бюджет поселения и МО Кавказский район. Принимая во внимание вышеизложенное следует, что указанные условия Соглашения противоречат действующему законодательству о налогах и сборах, нарушают принцип законности, являющийся одним из основополагающих принципов по противодействию коррупции, установленных Федеральным законом Российской Федерации от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции», а также возлагают на органы местного самоуправления обязанности по осуществлению несвойственных им функций, отнесенных законом к исключительной компетенции налоговых органов Российской Федерации и фактически санкционируют передачу государственных полномочий федерального органа исполнительной власти органам местного самоуправления, что является недопустимым. Поскольку условия Соглашения противоречат действующему законодательству о налогах и сборах и способны оказать негативное воздействие на бюджет поселения и МО Кавказский район, то указанное обстоятельство, согласно ст. 45 ГПК РФ, дает прокурору право обращения в суд в интересах муниципального образования. Просит суд признать незаконными действия администрации МО Кавказский район, МРИ ФНС России № по Краснодарскому краю, администрации Темижбекского сельского поселения Кавказского района по включению в «Соглашение о взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов федеральной налоговой службы» от 17.11.2011, заключенного между МО образованием Кавказский район, Темижбекским сельским поселением Кавказского района и МРИ ФНС России №5 по Краснодарскому краю пункт 4 статьи 6, противоречащий действующему законодательству о налогах и сборах и возлагающий на органы местного самоуправления обязанности по осуществлению функций, отнесенных к исключительной компетенции налоговых органов. Обязать администрацию МО Кавказский район, МРИ ФНС России №5 по Краснодарскому краю, администрацию Темижбекского сельского поселения Кавказского района устранить нарушения действующего законодательства, путем исключения пункта 4 из статьи 6 «Соглашения о взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов федеральной налоговой службы» от 17.11.2011, заключенного между администрацией МО образования Кавказский район, администрацией Темижбекского сельского поселения кавказского района и МРИ ФНС России №5 по Краснодарскому краю. Представитель заинтересованного лица МРИ ФНС России №5 в судебном заседании пояснила, что не согласна с требованиями прокурора. Просила в удовлетворении заявления отказать. Представитель Администрации МО Кавказского района в судебном заседании пояснила, что не согласна с заявленными требованиями прокурора, считает их не подлежащими удовлетворению. Представитель Администрации Темижбекского сельского поселения Кавказского района в судебном заседании пояснила что согласна с заявлением прокурора Кавказского района, Суд, исследовав материалы дела, доводы сторон, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям: Согласно п. 4 ст. 6 Соглашения, органы местного самоуправления оказывают содействие налоговому органу, в том числе по вручению под роспись налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налогов налогоплательщиками - физическими лицам с учетом требований ст. 102 Налогового Кодекса Российской Федерации; по проведению мероприятий, направленных на снижение задолженности платежей в бюджет; по выявлению объектов налогообложения и их правообладателей, не учтенных для целей налогообложения. Вместе с тем, в соответствии со ст. 3 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 от 27.11.2010 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Налоговым Кодексом РФ, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов. Статьей 4 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговые органы решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. В соответствии с п. 1 ст. 1 Налогового Кодекса РФ система налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения в Российской Федерации, в том числе основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, устанавливаются Налоговым Кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами о налогах и сборах. Согласно ст. 85 Налогового Кодекса РФ на налоговые органы возложены обязанности по учету налогоплательщиков - организаций и физических лиц, а также объектов налогообложения. В силу положений ст.ст. 358, 362, 396 Налогового Кодекса РФ суммы земельного и транспортного налогов, подлежащие уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляются налоговыми органами на основании сведений, предоставляемых органами, осуществляющими кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств. Пунктом 9 ч. 1 ст. 32 Налогового Кодекса РФ деятельность по направлению налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту налогового уведомления и (или) требования об уплате налога и сбора отнесена к обязанностям налоговых органов. Действующим законодательством органам местного самоуправления в сфере налоговых правоотношений предоставлено только право установления, изменения и отмены местных налогов и сборов (земельный налог, налог на имущество физических лиц), а также возложена обязанность ежегодно до 1 февраля сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения. Каких-либо иных полномочий по взаимодействию с налоговыми органами при осуществлении ими полномочий по налогообложению физических лиц - плательщиков транспортного и земельного налогов, как Налоговым Кодексом РФ, так и Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органам местного самоуправления не предоставлено. Выполнение органами местного самоуправления функций по вручению под роспись налогоплательщику уведомлений и (или) требований об уплате налога и сбора, выявлению объектов налогообложения, может повлечь необоснованное дополнительное расходование бюджетных средств муниципального образования, что грубо противоречит требованиям ч. 2 ст. 132 Конституции РФ, согласно которой органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями только законом и с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Выполнение органами местного самоуправления функций по вручению налогоплательщику уведомлений и (или) требований об уплате налога и сбора, выявлению объектов налогообложения, влечет необоснованное дополнительное расходование бюджетных средств муниципального образования, что грубо противоречит требованиям ч. 2 ст. 132 Конституции РФ, согласно которой органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями только законом и с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Указанные условия Соглашения противоречат действующему законодательству о налогах и сборах, нарушают принцип законности, являющийся одним из основополагающих принципов по противодействию коррупции, установленных Федеральным законом Российской Федерации от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции», а также возлагают на органы местного самоуправления обязанности по осуществлению несвойственных им функций, отнесенных законом к исключительной компетенции налоговых органов Российской Федерации и фактически санкционируют передачу государственных полномочий федерального органа исполнительной власти органам местного самоуправления, что является недопустимым. При таких обстоятельствах суд считает необходимым удовлетворить заявление прокурора Кавказского района в интересах МО Кавказский район, заинтересованные лица: Администрация МО Кавказский район, МРИ ФНС России №5 по Краснодарскому краю, Администрация Темижбекского сельского поселения Кавказского района о признании действий Администрации МО Кавказский район, МРИ ФНС России №5 по Краснодарскому краю, Администрации Темижбекского сельского поселения Кавказского района незаконным. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Кавказского района в интересах МО Кавказский район, заинтересованные лица: Администрация МО Кавказский район, МРИ ФНС России №5 по Краснодарскому краю, Администрация Темижбекского сельского поселения Кавказского района о признании действий Администрации МО Кавказский район, МРИ ФНС России №5 по Краснодарскому краю, Администрации Темижбекского сельского поселения Кавказского района незаконным удовлетворить. Признать незаконными действия администрации МО Кавказский район, МРИ ФНС России №5 по Краснодарскому краю, администрации Темижбекского сельского поселения Кавказского района по включению в «Соглашение о взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов федеральной налоговой службы» от 17.11.2011 года, заключенного между МО образованием Кавказский район, Темижбекским сельским поселением Кавказского района и МРИ ФНС России №5 по Краснодарскому краю пункт 4 статьи 6, противоречащий действующему законодательству о налогах и сборах и возлагающий на органы местного самоуправления обязанности по осуществлению функций, отнесенных к исключительной компетенции налоговых органов. Обязать администрацию МО Кавказский район, МРИ ФНС России №5 по Краснодарскому краю, администрацию Темижбекского сельского поселения Кавказского района устранить нарушения действующего законодательства, путем исключения пункта 4 из статьи 6 «Соглашения о взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов федеральной налоговой службы» от 17.11.2011 года, заключенного между администрацией МО образования Кавказский район, администрацией Темижбекского сельского поселения кавказского района и МРИ ФНС России №5 по Краснодарскому краю. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в десятидневный срок через Кропоткинский городской суд. Председательствующий