Решение по иску Лукьяненко Ю.В. к ВВ МВД России войсковая часть 3219, Минестерство внутренних дел РФ, третьи лица: Министерство Финансов РФ, Управление Федерального Казначейства РФ, о возмещении вреда, причиненного здоровью гражданина



к делу № 2-1628/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Кропоткин 05.12.2011 г.

Кропоткинский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Жалыбина С.В.,

при секретаре Горбуновой Н.Г.,

с участием представителя по доверенности истца Корякиной Е.Ф.,

представителя по доверенности ВВ МВД России войсковая часть 3219 Грязнова Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лукьяненко <данные изъяты> к ВВ МВД России войсковая часть 3219, Министерство внутренних дел РФ, третьи лица: Министерство Финансов РФ, Управление Федерального Казначейства РФ по Краснодарскому краю, о возмещении вреда, причиненного здоровью гражданина, суд

УСТАНОВИЛ:

Лукьяненко <данные изъяты> обратился с заявлением, и просит суд взыскать с ответчика – войсковой части 3219 ВВ МВД России в его, Лукьяненко <данные изъяты>, пользу в счет возмещения вреда причиненного здоровью при исполнении обязанностей военной службы за счет средств Министерства Внутренних Дел РФ сумму утраченного заработка в размере 18646 (восемнадцать тысяч шестьсот сорок шесть) рублей 02 копейки ежемесячно, с даты обращения с настоящим иском в суд, взыскание которой производить с индексацией пропорционально увеличению цен на товары и услуги в РФ на весь срок действия инвалидности; взыскать с ответчика – войсковой части 3219 ВВ МВД России в его, Лукьяненко <данные изъяты>, пользу сумму единовременного возмещения вреда причиненного здоровью за период с 01.06.2010 г. по 30.09.2011 г. в сумме 288608 (двести восемьдесят восемь тысяч шестьсот восемь) рублей 83 копейки за счет средств Министерства Внутренних Дел РФ; взыскать с ответчика – войсковой части 3219 ВВ МВД России в его, Лукьяненко <данные изъяты>, пользу с учетом принципа разумности и справедливости в возмещение морального вреда 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей, за счет средств Министерства Внутренних Дел РФ.

В судебном заседании представитель по доверенности истца Корякина Е.Ф. исковые требования поддержала в полном объеме, в обоснование заявленных требований пояснила, что ее доверитель, Лукьяненко <данные изъяты>, проходил действительную военную службу во Внутренних войсках МВД России. В период прохождения военной службы он неоднократно направлялся в командировки в горячие точки, участвовал в контртеррористической операции по разоружению незаконных формирований и осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом в Чеченской республике. При исполнении служебных обязанностей он получил травмы: в январе 1995 г. минно-взрывные дважды – 01 января сотрясение головного мозга и акубаротравму, 07 января сотрясение головного мозга и множественные ушибы тела; 06.10.2000 г. минно-взрывную в виде сотрясения головного мозга и осколочного ранения мягких тканей правого бедра; 27.04.2006 г. резаную рану средней трети правого предплечья с повреждением мышц разгибателей и локтевого нерва, в связи с чем, проходил лечение в различных медицинских учреждениях. Приказом командира войсковой части 3219 от 06.05.2010 г. № 95 он был исключен из списков личного состава войсковой части и со всех видов довольствия, уволен с военной службы в запас приказом командующего войсками Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск МВД России от 16.04.2010 г. № 19 л/с, по подпункту «б» пункта 3 статьи 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и по подпункту «б» пункта 5 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы – в связи с признанием военнослужащего военно-врачебной комиссией ограниченно-годным к военной службе, и направлен на войсковой учет в военный комиссариат г. Кропоткина и Кавказского района Краснодарского края, с 31.05.2010 г. То есть служить он продолжал в органах внутренних дел до 31.05.2010 г. С 22.11.2010 г. он является инвалидом второй группы, причина инвалидности – военная травма, инвалидность установлена до декабря 2011 г. В настоящее время у него имеются последствия неоднократных травм в виде посттравматических диффузных изменений головного мозга с синдромом ликворной гипертензии, частыми тяжелыми ликвородинамическими кризами, умеренно выраженной вестибуло-мозжечковой атаксии; посттравматической нейропатии правого локтевого нерва с нарушением функции. Также у него имеется снижение слуха на правое ухо. На основании его личного заявления от 06.05.2011 г. ему было произведено судебно-медицинское освидетельствование по представленным документам и результатам клинического осмотра в Государственном учреждении здравоохранения «Бюро судебно-медицинской экспертизы» департамента здравоохранения Краснодарского края, что подтверждается Актом судебно-медицинского освидетельствования № 201/2011 (освидетельствование начато 18.05.2011 г., окончено – 30.05.2011 г.). Согласно заключению судебно-медицинских экспертов, вышеуказанные последствия травм, полученных истцом при исполнении служебных обязанностей, соответствуют утрате общей трудоспособности в размере 65%, профессиональной трудоспособности 80%. Указанные проценты утраты общей и профессиональной трудоспособности у него определены с момента его увольнения из внутренних войск МВД России 31.05.2010 г.. Считает, что вред здоровью причиненный истцу при исполнении им обязанностей военной службы, подлежит возмещению по правилам главы 59 ГК РФ. Согласно ч. 1 ст. 1085 ГК РФ при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья. Определяя объем и характер возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья, п. 1 ст. 1085 ГК РФ исходит из защиты интересов гражданина, здоровью которого был причинен вред, путем возмещения ему как утраченного заработка (дохода), так и дополнительно понесенных расходов, вызванных повреждением здоровья. При этом способ определения заработка (дохода), утраченного в результате повреждения здоровья, устанавливается ст. 1086 Кодекса, которая, в частности, предусматривает, что размер подлежащего возмещению утраченного потерпевшим заработка (дохода) определяется в процентах к его среднему месячному заработку (доходу) до увечья или иного повреждения здоровья либо до утраты им трудоспособности, соответствующих степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности - степени утраты общей трудоспособности. Пунктом 2 ст. 1086 ГК РФ предусмотрено, что в состав утраченного заработка (дохода) потерпевшего включаются все виды оплаты его труда по трудовым и гражданско-правовым договорам как по месту основной работы, так по совместительству, облагаемые подоходным налогом. Все виды заработка (дохода) учитываются в суммах, начисленных до удержания налогов. Согласно правилу, закрепленному в п. 3 ст. 1086 ГК РФ, среднемесячный заработок (доход) потерпевшего подсчитывается путем деления общей суммы его заработка (дохода) за двенадцать месяцев работы, предшествовавших повреждению здоровью. В соответствии с п. 3 ст. 230 НК РФ налоговые агенты выдают физическим лицам по их заявлениям справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога по форме, утвержденной ФНС России. В настоящее время это справка по форме 2-НДФЛ, утвержденная Приказом ФНС России от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611@. Согласно справкам о полученных истцом доходах и удержанных суммах налога за 2009 г. и 2010 г. по форме, утвержденной ФНС России (справка № 141 от 13.09.2011 г., справка № 142 от 19.09.2011 г.), все виды его заработка, за предшествующие утрате трудоспособности 12 месяцев: с 01 июня 2009 г. по 31 мая 2010 г. составили: 254 986,45 руб. Таким образом, его среднемесячный заработок на 01 июня 2010 года составил: 254 986,45 руб. / 12 месяцев = 21 248,87 руб. Размер утраченного заработка, подлежащего возмещению, с учетом 80% утраты профессиональной трудоспособности, установленной ему в ходе проведения судебно-медицинской экспертизы, на дату увольнения (31.05.2010 г.) составляет: 21 248,87 руб. х 80 % = 16 999,10 руб. Согласно ст. 1091 ГК РФ, предусматривающей увеличение размера возмещения вреда в связи с повышением стоимости жизни, суммы выплачиваемого гражданам возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, при повышении стоимости жизни подлежат индексации в установленном законом порядке (статья 318). Согласно ст. 318 ГК РФ сумма, выплачиваемая по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина: в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, по договору пожизненного содержания и в других случаях - индексируется с учетом уровня инфляции в порядке и случаях, которые предусмотрены законом. Целью правила, установленного в данной статье, является нейтрализация негативных для получающего денежные выплаты гражданина последствий инфляции. Под индексацией понимается установленный государством механизм увеличения денежных доходов и сбережений граждан в связи с ростом потребительских цен. Цель индексации - поддержание покупательной способности денежных доходов и сбережений граждан. Индексация может сочетаться, а в некоторых случаях и заменяться иными методами государственного регулирования доходов населения. Для индексации денежных доходов граждан используется индекс потребительских цен на продовольственные и непродовольственные товары, а также платные услуги. Он рассчитывается нарастающим итогом ежеквартально с начала года на базе статистических данных, полученных в результате наблюдений за изменением розничных цен в торговле, а также в сфере услуг на основе фактически сложившегося уровня потребления за предыдущий год в Российской Федерации по фиксированному набору основных потребительских товаров и услуг. Информация об индексе потребительских цен ежеквартально публикуется в «Российской газете». Таким образом, право на увеличение размера возмещения при повышении стоимости жизни в связи с инфляцией (ст. 318, ст. 1091 ГК РФ) принадлежит всем лицам, которым возмещается вред. В настоящее время коэффициенты индексации сумм, выплачиваемых в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, могут устанавливаться только на федеральном уровне. Индекс потребительских цен рассчитывается в соответствии с Основными положениями о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен, утвержденными Постановлением Госкомстата РФ от 25.03.2002 № 23. Таким образом, в соответствии с индексами потребительских цен на товары и платные услуги населению, размер утраченного заработка должен быть проиндексирован за период с 01.06.2010 г. по 31.08.2011 г. следующим образом: Июнь 2010 года индекс 100,4%, т.о. 16999,10 руб. х 100,4% = 17 067,09 руб. Июль 2010 года индекс 100,4%, т.о. 17 067,09 руб. х 100,4% = 17 135,36 руб. Август 2010 года индекс 100,6%, т.о. 17 135,36 руб. х100,6% = 17 238,17 руб. Сентябрь 2010 года индекс 100,8%, т.о. 17238,17 руб. х 100,8% = 17 376,08 руб. Октябрь 2010 года индекс 100,5%, т.о. 17 376,08 руб. х 100,5% = 17 462,96 руб. Ноябрь 2010 года индекс 100,8%, т.о. 17 462,96 руб. х 100,8% = 17 602,66 руб. Декабрь 2010 года индекс 101,1%, т.о. 17 602,66 руб. х 101,1% = 17 796,29 руб. Январь 2011 года индекс 102,4%, т.о. 17 796,29 руб. х 102,4% = 18 223,40 руб. Февраль 2011 года индекс 100,8%, т.о. 18 223,40 руб. х 100,8% = 18 369,19 руб. Март 2011 года индекс 100,6%, т.о. 18 369,19 руб. х 100,6% = 18 479,41 руб. Апрель 2011 года индекс 100,4%, т.о. 18 479,41 руб. х 100,4% = 18 553,32 руб. Май 2011 года индекс 100,5%, т.о. 18 553,32 руб. х 100,5% = 18 646,09 руб. Июнь 2011 года индекс 100,2%, т.о. 18 646,09 руб. х 100,2% = 18 683,38 руб. Июль 2011 года индекс 100,0%, т.о. 18 683,38 руб. х 100% = 18 683,38 руб. Август 2011 года индекс 99,8%, т.о. 18 683,38 руб. х 99,8% = 18 646,02 руб. Таким образом, по состоянию на август 2011 года проиндексированная сумма утраченного заработка составляет 18 646,02 руб. Задолженность по суммам в возмещение вреда причиненного здоровью, подлежащая взысканию с ответчика, в пользу истца единовременно за период с 01.06.2010 г. по 30.09.2011 г. составляет 288 608,83 руб. В соответствии с п. 1 ст. 1092 ГК РФ возмещение вреда, вызванного уменьшением трудоспособности или смертью потерпевшего, производится ежемесячными платежами. При наличии уважительных причин суд с учетом возможностей причинителя вреда может по требованию гражданина, имеющего право на возмещение вреда, присудить ему причитающиеся платежи единовременно, но не более чем за три года. Учитывая тот факт, что при выполнении служебно-боевых задач он получил военную травму, которая явилась причиной инвалидности, последствия военной травмы выразились в неизгладимых последствиях для здоровья, и что данные обстоятельства подтверждены предоставленными в материалы дела медицинскими и иными документами, полагает, что причинение морального вреда при таких обстоятельствах является доказанным, в соответствии с п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший наряду возмещением ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда… Моральный вред, причиненный истцу, выражается в физических и нравственных страданиях, в связи с полученными телесными повреждениями, повлекшими болевые ощущения, пребывание в медицинских учреждениях с целью восстановления здоровья. Социальный статус, позволяющий обеспечивать материально его семью, им был утрачен. Исходя из фактических обстоятельств дела, характера физических и нравственных страданий, при которых им был получен моральный вред, с учетом принципа разумности и справедливости считает необходимым определить сумму морального вреда, подлежащую взысканию с ответчика в мою пользу, в размере 50000 руб.

Представители по доверенности ВВ МВД России войсковая часть 3219 Грязнова Ю.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился в полном объеме, считает, что ВВ МВД России войсковая часть 3219 не является причинителем вреда истцу. Истец не представил ни каких доказательств, подтверждающих вину воинской части.

Представитель Министерства внутренних дел РФ в судебное заседание не явился, хотя о месте и времени проведения судебного заседания был уведомлен надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.

Представитель по доверенности Управления Федерального Казначейства РФ по Краснодарскому краю Левчукова Т.А. в судебное заседание не явилась, предоставив заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился, хотя о месте и времени проведения судебного заседания был уведомлен надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает; что в исковые требования Лукьяненко Ю.В. подлежат частичному удовлетворению, по следующим основаниям:

Судом установлено, что Лукьяненко <данные изъяты>, проходил действительную военную службу во Внутренних войсках МВД России. В период прохождения военной службы он неоднократно направлялся в командировки в горячие точки, участвовал в контртеррористической операции по разоружению незаконных формирований и осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом в Чеченской республике.

При исполнении служебных обязанностей он получил травмы: в январе 1995 г. минно-взрывные дважды – 01 января сотрясение головного мозга и акубаротравму, 07 января сотрясение головного мозга и множественные ушибы тела; 06.10.2000 г. минно-взрывную в виде сотрясения головного мозга и осколочного ранения мягких тканей правого бедра; 27.04.2006 г. резаную рану средней трети правого предплечья с повреждением мышц разгибателей и локтевого нерва, в связи с чем, проходил лечение в различных медицинских учреждениях.

Приказом командира войсковой части 3219 от 06.05.2010 г. № 95 он был исключен из списков личного состава войсковой части и со всех видов довольствия, уволен с военной службы в запас приказом командующего войсками Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск МВД России от 16.04.2010 г. № 19 л/с, по подпункту «б» пункта 3 статьи 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и по подпункту «б» пункта 5 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы – в связи с признанием военнослужащего военно-врачебной комиссией ограниченно-годным к военной службе, и направлен на войсковой учет в военный комиссариат г. Кропоткина и Кавказского района Краснодарского края, с 31.05.2010 г.

С 22.11.2010 г. он является инвалидом второй группы, причина инвалидности – военная травма, инвалидность установлена до декабря 2011 г. Согласно Акту судебно-медицинского освидетельствования № 201/2011 по представленным документам и результатам клинического осмотра в Государственном учреждении здравоохранения «Бюро судебно-медицинской экспертизы» департамента здравоохранения Краснодарского края: последствия травм, полученных истцом при исполнении служебных обязанностей, соответствуют утрате общей трудоспособности в размере 65%, профессиональной трудоспособности 80%. Указанные проценты утраты общей и профессиональной трудоспособности у истца определены с момента его увольнения из внутренних войск МВД России 31.05.2010 г.

В Российской Федерации, согласно Конституции РФ, обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2), гарантируются равенство прав и свобод человека и гражданина (статья 19, часть 2), социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Соответственно, Российская Федерация как социальное государство обязано стремиться к максимальному социальному эффекту в сфере защиты здоровья граждан и возмещения им вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья в связи с осуществлением ими трудовой (служебной) деятельности, используя для этого все необходимые правовые средства, включая частноправовые (страхование, возмещение вреда) и публично-правовые (государственное и социальное страхование, социальное обеспечение, денежные компенсации) институты.

По смыслу статьи 37 (часть 1) Конституции РФ во взаимосвязи с ее статьями 32 (часть 4), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункт "е"), военная служба, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26 декабря 2002 года № 17-П, особый вид государственной службы, непосредственно связанной с охраной и обороной, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такую службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним. Обязанности, возлагаемые на этих лиц, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что в силу статей 1 (часть 1), 2, 7, 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1) и 71 (пункт "в") Конституции Российской Федерации влечет обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда жизни или здоровью при прохождении военной службы. Исходя из вышеизложенного, Государство призвано гарантировать военнослужащим возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, в объеме, позволяющем в максимальной степени компенсировать последствия изменения их материального и (или) социального статуса. При этом характер выполняемых этими лицами функций - в силу конституционных принципов справедливости и соразмерности - предполагает установление для них условий возмещения вреда, по крайней мере, не худших по сравнению с другими категориями граждан.

В соответствии со ст. 1084 ГК РФ, вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным главой 59, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.

Данная норма является специальной императивной нормой и устанавливает ответственность работодателя, и иных лиц и органов по иным договорам и контрактам, за вред, причиненный здоровью гражданина при исполнении им соответствующих обязанностей.

Статья 10 ФЗ «О статусе военнослужащих» устанавливает, что военнослужащий реализует свое право на труд посредством прохождения военной службы.

Согласно ст. 19 Конституции РФ, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, социального и должностного положения и др. обстоятельств.

Статья 3 ФЗ «О статусе военнослужащих» устанавливает функцию государства по социальной защите военнослужащих, в том числе по охране их жизни и здоровья, а так же гарантию исполнения обязательств, предусмотренных настоящим ФЗ, Федеральными законами, и иными правовыми актами Российской Федерации при осуществлении призыва на военную службу, заключении с военнослужащим контракта о прохождении военной службы, а так же при увольнении военнослужащих с военной службы

Обязанность возместить вред гражданину при исполнении им обязанностей военной службы прямо установлена законом в не зависимости от вины, иначе это противоречило бы смыслу ст. 1084 ГК РФ, Конституции РФ и названным нормам Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Статья 1084 ГК РФ объявляет все правила установленные ст.ст. 1085-1094 ГК РФ диспозитивными, поскольку они действуют лишь в той мере в какой иные правила (предусматривающие более высокий размер ответственности) не установлены самими договорами (в рамках которых гражданин исполняет обязанности, упомянутые в ст. 1084 ГК РФ), либо Федеральными законами.

При этом, ни правила договоров, ни нормы отдельных Федеральных законов не подлежат применению, если устанавливают меньший размер ответственности за причинение вреда, поскольку это противоречило бы ст. 1084 и ст. 3 ГК РФ.

В Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.98г. №53-Ф3 и ФЗ «О статусе военнослужащих» не оговорены какие-либо специальные правила, определяющие размер ответственности государства в лице Министерства внутренних дел РФ за вред, причиненный здоровью истца, подобные, предусмотренным в гл. 59 ГК РФ (ст. 1085 утраченный заработок).

Федеральный закон «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы» № 52-ФЗ является одной из форм исполнения государством обязанности возместить ущерб, который может быть причинен жизни и здоровью военнослужащего, наряду с иными выплатами, которые могут быть установлены им на основании других законов (в частности Гражданским Кодексом РФ).

Выплаты страховых сумм и единовременные пособия, предусмотренные названными законами, не являются более высоким размером ответственности и не являются по своей правовой природе возмещением утраченного заработка, предусмотренного ст. 1085, ст. 1086 ГК РФ, а следовательно, не могут уменьшить его размер.

Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 10 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ» № 4015-1 от 27.12.92 года, страховое обеспечение выплачивается страхователю или третьему лицу независимо от сумм, причитающихся по другим договорам страхования, а так же по социальному страхованию, социальному обеспечению и в порядке возмещения вреда.

Таким образом, вред здоровью причиненный истцу при исполнении им обязанностей военной службы, подлежит возмещению по правилам главы 59 ГК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 1085 ГК РФ при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья.

Определяя объем и характер возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья, п. 1 ст. 1085 ГК РФ исходит из защиты интересов гражданина, здоровью которого был причинен вред, путем возмещения ему как утраченного заработка (дохода), так и дополнительно понесенных расходов, вызванных повреждением здоровья.

При этом способ определения заработка (дохода), утраченного в результате повреждения здоровья, устанавливается ст. 1086 Кодекса, которая, в частности, предусматривает, что размер подлежащего возмещению утраченного потерпевшим заработка (дохода) определяется в процентах к его среднему месячному заработку (доходу) до увечья или иного повреждения здоровья либо до утраты им трудоспособности, соответствующих степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности - степени утраты общей трудоспособности.

Пунктом 2 ст. 1086 ГК РФ предусмотрено, что в состав утраченного заработка (дохода) потерпевшего включаются все виды оплаты его труда по трудовым и гражданско-правовым договорам как по месту основной работы, так по совместительству, облагаемые подоходным налогом. Все виды заработка (дохода) учитываются в суммах, начисленных до удержания налогов.

Согласно правилу, закрепленному в п. 3 ст. 1086 ГК РФ, среднемесячный заработок (доход) потерпевшего подсчитывается путем деления общей суммы его заработка (дохода) за двенадцать месяцев работы, предшествовавших повреждению здоровью.

Согласно справкам о полученных истцом доходах и удержанных суммах налога за 2009г. и 2010г. по форме, утвержденной ФНС России (справка №141 от 13.09.2011г., справка №142 от 19.09.2011г.), все виды моего заработка, за предшествующие утрате трудоспособности 12 месяцев: с 01 июня 2009г. по 31 мая 2010г. составили: 254 986,45 руб.

Таким образом, среднемесячный заработок истца на 01 июня 2010 года составил:

254 986,45 руб. / 12 месяцев = 21 248,87 руб.

Размер утраченного заработка, подлежащего возмещению, с учетом 80% утраты профессиональной трудоспособности, установленной Лукьяненко Ю.В. в ходе проведения судебно-медицинской экспертизы, на дату увольнения (31.05.2010г.) составляет:

21 248,87 руб. х 80% = 16 999,10 руб.

Согласно ст. 1091 ГК РФ, предусматривающей увеличение размера возмещения вреда в связи с повышением стоимости жизни, суммы выплачиваемого гражданам возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, при повышении стоимости жизни подлежат индексации в установленном законом порядке (статья 318).

Согласно ст. 318 ГК РФ сумма, выплачиваемая по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина: в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, по договору пожизненного содержания и в других случаях - индексируется с учетом уровня инфляции в порядке и случаях, которые предусмотрены законом.

Право на увеличение размера возмещения при повышении стоимости жизни в связи с инфляцией (ст. 318, ст. 1091 ГК РФ) принадлежит всем лицам, которым возмещается вред.

Суд считает верными расчеты истца произведенные, в соответствии с индексами потребительских цен на товары и платные услуги населению, таким образом, по состоянию на август 2011 года проиндексированная сумма утраченного заработка составляет 18 646,02 руб.

Задолженность по суммам в возмещение вреда причиненного здоровью, подлежащая взысканию с ответчика в пользу истца единовременно за период с 01.06.2010г. по 30.09.2011г. составляет 288 608,83 руб.

В соответствии с п. 1 ст. 1092 ГК РФ возмещение вреда, вызванного уменьшением трудоспособности или смертью потерпевшего, производится ежемесячными платежами. При наличии уважительных причин суд с учетом возможностей причинителя вреда может по требованию гражданина, имеющего право на возмещение вреда, присудить ему причитающиеся платежи единовременно, но не более чем за три года.

В соответствии с п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший наряду возмещением ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда.

Рассматривая вопрос о возмещении морального вреда, который истец оценивает в 50 000 рублей, суд учитывает объем и характер нравственных страданий причиненных Лукьяненко Ю.В., который выражается в его физических и нравственных страданиях, в связи с полученными телесными повреждениями, повлекшими болевые ощущения, пребывание в медицинских учреждениях с целью восстановления здоровья, при этом им был утрачен социальный статус, позволяющий обеспечивать материально его семью, поэтому с учетом разумности и справедливости суд считает необходимым в соответствии со ст. 151 ГК РФ взыскать компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 196, ст. 199, ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить частично исковое заявление Лукьяненко <данные изъяты> к ВВ МВД России войсковая часть 3219, Министерство внутренних дел РФ, третьи лица: Министерство Финансов РФ, Управление Федерального Казначейства РФ по Краснодарскому краю, о возмещении вреда, причиненного здоровью гражданина.

Взыскать с ответчика – войсковой части 3219 ВВ МВД России в пользу Лукьяненко Юрия Владимировича в счет возмещения вреда причиненного здоровью при исполнении обязанностей военной службы за счет средств Министерства Внутренних Дел РФ сумму утраченного заработка в размере 18646 (восемнадцать тысяч шестьсот сорок шесть) рублей 02 копейки ежемесячно, начиная с 18.10.2011 года, взыскание которой производить с индексацией пропорционально увеличению цен на товары и услуги в РФ на весь срок действия инвалидности.

Взыскать с ответчика – войсковой части 3219 ВВ МВД России в пользу Лукьяненко Юрия Владимировича сумму единовременного возмещения вреда причиненного здоровью за период с 01.06.2010 г. по 30.09.2011 г. в сумме 288608 (двести восемьдесят восемь тысяч шестьсот восемь) рублей 83 копейки за счет средств Министерства Внутренних Дел РФ.

Взыскать с ответчика – войсковой части 3219 ВВ МВД России в пользу Лукьяненко <данные изъяты> в счет возмещение морального вреда 20 000 (пятьдесят тысяч) рублей, за счет средств Министерства Внутренних Дел РФ.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в 10 - дневный срок через Кропоткинский городской суд.

Председательствующий

Копия верна