Дело № Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19 декабря 2011 года г. Волгоград Краснооктябрьский районный суд г. Волгограда в составе: председательствующего судьи Ненад И.А., при секретаре судебного заседания Дроздюк Т.А., с участием прокурора Краснооктябрьского районного суда Волгограда Ершовой А.С., представителя заинтересованного лица администрации Волгограда Качуренко С.А., действующего на основании доверенности, заинтересованного лица Мигаль Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Краснооктябрьского района Волгограда в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Волгограда, УСТАНОВИЛ: Прокурор Краснооктябрьского района Волгограда в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Волгограда. В обоснование требований ссылается на то, что проверкой установлено, что газоснабжение индивидуальных жилых домов, расположенных в <адрес>, осуществляется посредством использования газорегуляторного пункта шкафного (ГРПШ ГСГО №). Несмотря на то, что ГРПШ ГСГО № относится промышленным опасным объектом, в настоящее время ГРПШ ГСГО № является бесхозяйным. По информации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области сведения о государственной регистрации прав на газораспределительное оборудование в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют. Таким образом, в отсутствие собственника ГРПШ ГСГО № не осуществляется техническое обслуживание газораспределительной сети, что впоследствии может привести к чрезвычайной ситуации. Однако по информации Департамента муниципального имущества администрации Волгограда принятие указанного газораспределительного оборудования в муниципальную собственность является нецелесообразным. Соответственно, ГРПШ ГСГО № должно относиться к муниципальной собственности.Признать бездействие администрации Волгограда, выразившееся в непринятия мер по обеспечению безопасности при эксплуатации газораспределительного оборудования и по непринятию мер к постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества, незаконным. Возложить на администрацию Волгограда обязанность обратиться с заявлением о постановке газораспределительного оборудования ГРПШ ГСГО № на учет в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области в качестве бесхозяйного объекта. Прокурор Краснооктябрьского района Волгограда Ершова А.С. в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявления. Представитель заинтересованного лица администрации Волгограда - Качуренко С.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления. В обоснование своих возражений ссылалась на то, что в заявлении прокурора отсутствует какое-либо описание спорного объекта, в частности, не указаны его технические характеристики, протяженность, площадь газораспределительного оборудования, в материалах дела отсутствует техническая документация: технический паспорт, технические условия на объект. Указанное обстоятельство не позволяет идентифицировать спорный объект. Заявителем не доказан тот факт, что газораспределительное оборудование ГРПШ ГСГО № является объектом недвижимого имущества. Также полагает, что администрация Волгограда является ненадлежащим ответчиком. В соответствии с ч. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Согласно Положению о департаменте муниципального имущества администрации Волгограда Департамент муниципального имущества администрации Волгограда является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации Волгограда, уполномоченным осуществлять от имени муниципального образования городской округ город-герой Волгоград права собственника муниципального имущества Волгограда в части и порядке, определенных в соответствии с действующим законодательством. В соответствии с п. 3.9. указанного выше Положения функциями Департамента являются: выявление объектов бесхозяйного имущества, подготовка и передача документов в уполномоченный орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для постановки на государственный учет объектов бесхозяйного имущества, обращение в судебные органы с требованиями о признании права муниципальной собственности Волгограда на объекты бесхозяйного имущества, принятие в муниципальную собственность Волгограда объектов бесхозяйного имущества, признанных по решению суда муниципальной собственностью Волгограда. Таким образом, бесхозяйные недвижимые вещи должны быть приняты на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению департамента муниципального имущества администрации Волгограда. Это функция департамента муниципального имущества администрации Волгограда. В силу ст. 45 ГПК РФ полагает, что прокурор был не вправе обратиться в суд с данным заявлением, поскольку в конкретном случае определен круг лиц: жильцы <адрес>, которые снабжаются газом от ГРПШ ГСГО №. Заинтересованное лицо Мигаль Н.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования. Привлеченные судом в качестве заинтересованных лиц- Морозов А.О., представитель Департамента муниципального имущества администрации Волгограда, представитель ОАО «Волгоградгоргаз», о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна, об отложении слушания дела не просили, возражений на иск не представили. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. В силу статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В соответствии с п. 13 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» от 10.02.2009 г. № 2 прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых для него наступили последствия, названные в статье 255 ГПК РФ, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, а также в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа, в числе прочего, относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. В силу ст. 2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» система газоснабжения - имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа; газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям. На основании ст. 7 указанного Закона организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами. Организация газоснабжения поселений в границах муниципального района является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами. Порядок определения границ охранных зон газораспределительных сетей, условия использования земельных участков, расположенных в их пределах, и ограничения хозяйственной деятельности, которая может привести к повреждению газораспределительных сетей, определение прав и обязанностей эксплуатационных организаций в области обеспечения сохранности газораспределительных сетей при их эксплуатации, обслуживании, ремонте, а также предотвращении аварий на газораспределительных сетях и ликвидации их последствий регламентирован Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 № 878. Пунктом 2 Правил предусмотрено, что Правила действуют на всей территории Российской Федерации и являются обязательными для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей, либо проектирующих объекты жилищно - гражданского и производственного назначения, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, либо осуществляющих в границах указанных земельных участков любую хозяйственную деятельность. Согласно п. 3 Правил «газорегуляторный пункт» - технологическое оборудование, размещаемое в специальных зданиях, шкафах или блоках, предназначенное для снижения давления газа и поддержания его на заданном уровне в газораспределительных сетях. В силу п. 4 Правил в состав газораспределительных сетей, в числе прочего, входят наружные подземные, наземные и надземные распределительные газопроводы, межпоселковые газопроводы, газопроводы - вводы с установленной на них запорной арматурой; отдельно стоящие газорегуляторные пункты, расположенные на территории и за территорией населенных пунктов, промышленных и иных предприятий, а также газорегуляторные пункты, размещенные в зданиях, шкафах или блоках. Согласно п. 5 Правил в соответствии с законодательством Российской Федерации газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа. Основы безопасной эксплуатации газораспределительных сетей определены Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». В соответствии с п. 3 Правил охраны газораспределительной сети «эксплуатационной организацией газораспределительной сети» является специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной сети и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Эксплуатационной организацией может быть организация - собственник этой сети либо организация, заключившая с организацией - собственником сети договор на ее эксплуатацию. В силу п. 25 Правил эксплуатационная организация газораспределительных сетей осуществляется техническое обслуживание, ремонт и диагностирование газораспределительных сетей. Проверяя обоснованность заявленных требований, суд установил, что газоснабжение индивидуальных жилых домов, расположенных в <адрес>, осуществляется посредством использования газорегуляторного пункта шкафного (ГРПШ ГСГО №). Как усматривается из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №, сведения о зарегистрированных правах, ограничениях (обременениях) на газораспределительное оборудование ГРПШ ГСГО №, расположенного по адресу: <адрес>, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют (л.д. 12). По информации Департамента муниципального имущества администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ № принятие спорного газораспределительного оборудования в муниципальную собственность является нецелесообразным. Администрацией Волгограда направлено обращение в ОАО «Волгоградгоргаз» от ДД.ММ.ГГГГ № о рассмотрении возможности принятия ГРПШ в <адрес> в собственность ОАО «Волгоградгоргаз» (л.д. 13). На основании ст. 2 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» линейные объекты топливно-энергетического комплекса - система линейно- протяженных объектов топливно-энергетического комплекса (электрические сети, магистральные газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы), предназначенных для обеспечения передачи электрической энергии, транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов. В силу ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» линейные сооружения - объекты недвижимого имущества, являющиеся сложными или неделимыми вещами - подлежат государственной регистрации прав. Согласно ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Поскольку данный объект является бесхозяйным, в силу ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Таким образом, в соответствии с пп. 4 и 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 г. N 580, органы местного самоуправления должны были обратиться в Федеральную регистрационную службу с соответствующим заявлением. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 1 ч. 2 ст. 50 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения. По смыслу ч. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Согласно Положению о Департаменте муниципального имущества администрации Волгограда (в ред. решений Волгоградской городской Думы от 23.09.2009 N 23/723, от 13.04.2011 N 44/1378) Департамент муниципального имущества администрации Волгограда является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации Волгограда, уполномоченным осуществлять от имени муниципального образования городской округ город-герой Волгоград права собственника муниципального имущества Волгограда в части и порядке, определенных в соответствии с действующим законодательством. В соответствии с п. 3.9. указанного выше положения функциями Департамента являются: выявление объектов бесхозяйного имущества, подготовка и передача документов в уполномоченный орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для постановки на государственный учет объектов бесхозяйного имущества, обращение в судебные органы с требованиями о признании права муниципальной собственности Волгограда на объекты бесхозяйного имущества, принятие в муниципальную собственность Волгограда объектов бесхозяйного имущества, признанных по решению суда муниципальной собственностью Волгограда. Учитывая фактические обстоятельства дела, принимая во внимание, что собственник объекта не определен, учитывая функции органов местного самоуправления, суд считает, что бесхозяйные недвижимые вещи должны быть приняты на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению департамента муниципального имущества администрации Волгограда. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Прокурор Краснооктябрьского района Волгограда в заявлении ссылается на тот факт, что газорегуляторный пункт шкафной (ГРПШ ГСГО №) является объектом недвижимого имущества. Вместе с тем, в материалах дела отсутствует какое-либо описание спорного объекта, в частности, не указаны его технические характеристики, протяженность, площадь, не представлена суду техническая документация: технический паспорт, технические условия. Указанное обстоятельство не позволяет идентифицировать спорный объект. Таким образом, заявителем не доказан тот факт, что газораспределительное оборудование ГРПШ ГСГО № является объектом недвижимого имущества. В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Учитывая положение выше приведенной нормы закона, прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, но в данном случае определен круг лиц: жильцы <адрес>, которые снабжаются газом от ГРПШ ГСГО №. Оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к выводу, в удовлетворении заявления прокурора Краснооктябрьского района Волгограда в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Волгограда - отказать. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 254-255 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления прокурора Краснооктябрьского района Волгограда в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Волгограда - отказать. Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы через Краснооктябрьский районный суд г. Волгограда. <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты>