о признании незаконным положения - отказано



                                                                                                 Дело № 2-948/2012

Р Е Ш Е Н И Е
      Именем Российской Федерации

17 февраля 2012 года                                      г.Волгоград

Краснооктябрьский районный суд г.Волгограда

в составе: председательствующего судьи Забровского Б.Д.

при секретаре судебного заседания Маслове А.А.

с участием помощника прокурора <адрес> Мельник Э.Г.,

представителей УФНС России по <адрес> Дубачева А.В. и Шадрина В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к УФНС России по <адрес> о признании незаконными пунктов Положения о Контакт-центре налоговых органов <адрес>

                                         У С Т А Н О В И Л:

    Заместитель прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к УФНС России по <адрес> о признании действий незаконными, ссылаясь на то, что была проведена проверка соблюдения УФНС России по <адрес> требований законодательства при выполнении государственной функции по бесплатному информированию налогоплательщиков по телефону о нормах налогового законодательства и деятельности налоговых органов региона, в ходе которой было установлено, что приказом руководителя Управления от ДД.ММ.ГГГГ @ утверждено Положение о Контакт-центре налоговых органов <адрес>, в соответствии с которым Контакт-центр функционирует на базе МИ ФНС России по <адрес> выполняет функции информирования по телефону налогоплательщиков <адрес> о нормах налогового законодательства и деятельности налоговых органов региона. При обработке обращений Контакт-центр взаимодействует с Управлением и инспекциями ФНС <адрес> с возможностью перевода поступающего в центр звонка в конкретную инспекцию или Управление. При этом пунктом 3.3 Положения предусмотрено ведение записи всех телефонных переговоров, срок хранения которых составляет 3 месяца с момента записи. Кроме того, согласно п.6.10 Положения, отдел работы с налогоплательщиками и СМИ Управления проводит выборочное прослушивание записей телефонных переговоров операторов Контакт-центра в целях контроля за качеством их работы. Указанные пункты Положения противоречат базовым конституционным нормам и требованиям иного федерального законодательства. Просит суд признать незаконными п.п. 3.3 и 6.10 Положения о Контакт-центре налоговых органов <адрес>, утвержденного Приказом УФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ @, и обязать Управление ФНС России по <адрес> привести изданных приказ в соответствие с требованиями федерального законодательства путем исключения из текста Положения о Контакт-центре налоговых органов <адрес> 3.3 и 6.10.

    Помощник прокурора <адрес> Мельник Э.Г. в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований.

     Представитель ответчика Дубачев А.В., Шадрин В.А., в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований, в обоснование своих возражений указали, что Контакт-центр налоговых органов <адрес> осуществляет свою деятельность на основании положения утвержденного Приказом Управления от ДД.ММ.ГГГГ @. В своей деятельности он руководствуется нормами НК РФ, Административного регламента ФНС России по исполнению государственной функции по бесплатному информированию налогоплательщиков, утвержденного приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ н, о чем указано в п.1.2 положения. Обязанность налоговых органов по бесплатному информированию налогоплательщиков закреплена как в п.п.4 п.1 ст.32 НК РФ, так и в п.25-27 регламента ФНС России, согласно которому индивидуальное информирование налогоплательщика на основании обращений в устной форме осуществляют должностные лица структурного подразделения инспекции ФНС России, ответственного за исполнение государственной функции, в обязанности которых входит информирование налогоплательщиков в устной форме, лично или по телефону. Между тем, перед соединением с оператором, налогоплательщик в обязательном порядке предупреждается о ведении записи телефонного разговора, и продолжая разговор по сути выражается волеизъявление (согласие) на дальнейшее получение информации, на принятых условиях. Таким образом, записи телефонных разговоров осуществляются только с ведома и волеизъявления налогоплательщика (гражданина). Действующее законодательство Российской Федерации не содержит запрета на осуществление записи разговора с ведома и согласия гражданина. Аналогичным образом построен принцип работы большинства органов государственной власти, правоохранительной системы, бизнес структу<адрес> разговоры записываются и выборочно анализируются (прослушиваются) с целью контроля за квалифицированным, и корректным информационным обеспечением граждан, для иных целей полученная информация не используется. Соответствующие разговоры носят исключительно информативный характер, о задолженности интересующего налогоплательщика, способах и сроках оплаты налога, налоговых вычетах. В связи с чем, считают доводы прокуратуры <адрес> несостоятельными.

    Выслушав стороны и исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

    Судом установлено, что приказом УФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о Контакт-центре налоговых органов <адрес> (л.д.10). Согласно указанного положения пунктом 3.3 в Контакт-центре ведется запись всех телефонных разговоров, срок хранения которых 3 месяца с момента записи, а согласно п.6.10 отдел работы с налогоплательщиками и СМИ Управления проводит выборочное прослушивание записей телефонных разговоров операторов Контакт-центра в целях контроля за качеством работы (л.д.11-17).

    В соответствии со статьей 23 Конституции РФ каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

    Статья 32 Федерального закона "О связи" гласит «тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, охраняется Конституцией Российской Федерации».

    В настоящее время заместитель прокурора <адрес>, полагая, что запись телефонных разговоров и их выборочное прослушивание, предусмотренные Положение о Контакт-центре налоговых органов <адрес>, противоречит Конституции Российской Федерации и действующему законодательству, обратился в суд с указанным иском в интересах неопределенного круга лиц.

    Однако, суд не может согласиться с позицией прокурора о нарушении УФНС России по <адрес> Конституции РФ, ФЗ «О связи» и другого действующего законодательства в части запись телефонных разговоров и их выборочное прослушивание, предусмотренного Положением о Контакт-центре налоговых органов <адрес>, так как все лица, участвующие в разговоре, предупреждаются оператором в обязательном порядке о ведении записи телефонного разговора, что признала в судебном заседании и представитель прокуратуры. Таким образом, лицо имеет право выбора продолжить телефонный разговор с сотрудником налогового органа либо прервать разговор, и соответственно, продолжив такой разговор, гражданин не возражает против записи его разговора.

    Аналогичные записи телефонных разговоров граждан с их согласия фиксируют и другие государственные органы и их структуры - полиция, «Скорая медицинская помощь», а также справочная служба «09», при этом каких-либо требований и запретов к указанным службам не выставляется.     

    Федеральный закон от 09.02.2009 года №8 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственной органов и органов местного самоуправления» регулирует предоставление информации, осуществляемое в устной форме. Дополнительно к личному приему законодатель распространяет возможность устной передачи информации при предоставлении ее справочными службами государственных или муниципальных органов либо по телефонам уполномоченных должностных лиц, в чьи обязанности входит давать устные ответы на устно запрашиваемую информацию. Главное условие при использовании этой формы предоставления информации - это обеспечение ее доступности. В этих целях телефоны справочных служб должны быть известны как можно более широкому кругу лиц. Кроме того, справочные службы должны быть оборудованы многоканальными системами связи. Лица, обеспечивающие функционирование справочных служб, при общении с абонентами должны в обязательном порядке представляться, называя свою фамилию и занимаемую должность, а не свой порядковый номер. Во избежание конфликтных ситуаций нормативными актами, предусматривающими организацию работы справочных служб, может быть предусмотрена ее аудиозапись с определенным этим актом сроком хранения.

    Поскольку работниками налоговой службы не производится негласный съем информации, все действия происходят открыто, при этом обращающийся гражданин добровольно и открыто передает и получает необходимую для него информацию, в которой, в первую очередь, заинтересован он сам, то действия налогового органа по записи телефонных разговоров не могут быть признаны незаконными.

    Соответственно, при законно произведенной записи телефонных разговоров, государственные служащие налоговых органов вправе и их выборочно прослушивать с целью оптимизации работы как сотрудников, так и деятельности самой налоговой службы (аналогичная позиция связана с тайной переписки, когда добровольное открытое письменное обращение гражданина в налоговую службу препятствовало бы его оглашению среди работников службы с целью разрешения обращения и подготовки ответа со ссылкой на тайну переписки).

    Доводы представителя прокуратуры о том, что запись телефонных разговоров и их выборочное прослушивание нарушает права и сотрудников налогового органа, также не может быть принято судом во внимание, поскольку работники обязаны выполнять свои функциональные обязанности, о чем все сотрудники налоговой службы были уведомлены в установленном порядке и запись таких телефонных разговоров и их выборочное прослушивание не является для них тайной, чтобы нарушало их права.

    Таким образом, судом установлено, что целью принятого УФНС России по <адрес> Положения о Контакт-центре налоговых органов <адрес>, в том числе положения пункта 3.3 и пункта 6.10 - записи и прослушивания телефонных переговоров явилось обеспечение контроля за служебной деятельностью сотрудников, контроля качества и компетентности, предоставляемых гражданам консультаций, все сотрудники знали о запуске указанной системы, в которой прослушивание телефонных переговоров велось гласно и не противоречит действующему законодательству.

    При таких данных, суд считает необходимым в удовлетворении требований заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к УФНС России по <адрес> о признании действий незаконными отказать.

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    В удовлетворении заявления заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к УФНС России по <адрес> о признании незаконными п.п.3.3 и 6.10 Положения о Контакт-центре налоговых органов <адрес> и приведения Положения в соответствии с требованиями федерального законодательства путем исключения из текста Положения о Контакт-центре налоговых органов <адрес> пунктов 3.3 и 6.10 - отказать.

    Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Краснооктябрьский районный суд <адрес>.

    Судья: подпись

    Справка: мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

    Судья: подпись

    Копия верна: судья                                       Забровский Б.Д.