Дело № 5-9/2012 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания 07 февраля 2012 года город Волгоград Судья Краснооктябрьского районного суда города Волгограда Костюк И.И., рассмотрев поступившее в суд 21 декабря 2011 года дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, в отношении юридического лица - Администрации Волгограда, юридический адрес: <адрес>, У С Т А Н О В И Л : Государственным инспектором Волгоградской области по охране природы, по геологическому контролю, по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренным статьей 8.2 КоАП РФ, в отношении администрации Волгограда, о чём 21 октября 2011 года вынесено определение. В обоснование определения о возбуждении дела об административномправонарушении Государственный инспектор Волгоградской области по охране природы, по геологическому контролю, по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов указал следующее: в ходе осуществления выезда 21 октября 2011 года с 09 часов 00 минут до 10 часов 00 минут установлен факт переполнения канализационного колодца (септика), аккумулирующего жидкие бытовые отходы от двух этажных многоквартирных жилых домов, расположенные по улице Героев Тулы, 16 и 16а Тракторозаводского района города Волгограда (визуально определен излив (переполнение) жидких бытовых отходов). В результате ненадлежащей эксплуатации вышеуказанного септика канализационные стоки от домов № 16 и № 16а по улице Героев Тулы попадают на почву и образуют загрязнение почвенного слоя канализационными стоками. Класс опасности указанной группы отходов Федеральным классификационным каталогом не определен. В ходе проверки установлен факт загрязнения почвенного слоя площадью 2,4 кв.м. Хозяйственно-бытовые стоки от переполненного колодца стекают по уклону до железобетонного забора и попадают на территорию 2-й насосной станции 1-го подъема МУП «Городской водоканал». В результате несанкционированного сброса загрязняющих веществ в составе хозяйственно-бытовых стоков от 2-х этажных многоквартирных домов на почву, через канализационный колодец, происходит загрязнение почвенного слоя следующими загрязняющими веществами: взвешенными веществами; легкоокисляемыми органическими соединениями по БПК и ХПК; сульфатами; хлоридами; общим и аммонийным азотом; нитратами; нитритами; соединений калия; магния; железа; меди; никеля; цинка; фосфора и др. Данный факт нарушения был зафиксирован фотоаппаратом PanasonikDMC-F3, инвентарный № 1101040848, замеры проводились при помощи рулетки Р 20 УЗК № 069, фототаблица от 21 октября 2011 года. Данное правонарушение квалифицируется по статье 8.2 КоАП РФ, как несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Представители администрации Волгограда Кузнецова И.В., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, Цымлова А.В., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения не признали, суду пояснили, что ДД.ММ.ГГГГ зафиксирован факт переполнения колодца для накопления ЖБО от многоквартирных домов № 16 и 16а по улице Героев Тулы Тракторозаводского района города Волгограда, факт сброса на почвенный слой жидких бытовых отходов. Как указано в определении о возбуждении административного расследования причиной переполнения колодца стал факт ненадлежащей эксплуатации вышеуказанного септика, а не нарушения экологических и санитарных норм, что не соответствует составу вменяемого администрации Волгограда административного правонарушения. Как следует из протокола, управляющая организация ООО «Перспективы ЖКХ» по решению Арбитражного суда Волгоградской области признана банкротом и в отношении нее открыто конкурсное производство. В дальнейшем было принято решение о прекращении хозяйственной деятельности, работники управляющей организации были уволены, следовательно управляющая компания не осуществляет эксплуатацию жилого фонда. В протоколе также указано, что администрация Волгограда обладая властными полномочиями в соответствии с Уставом города-героя Волгограда не выполнила возложенные на нее обязанности по соблюдению санитарных норм при обращении с отходами. При этом, при административном расследовании не были выяснены следующие обстоятельства. После получения уведомления о банкротстве управляющей организации, орган местного самоуправления провел 30 декабря 2011 года конкурс, который был признана несостоявшимся ввиду отсутствия участников. Таким образом, администрация Волгограда выполнила все требования возложенные на нее законодательством для определения способа управления многоквартирным домом. Как вытекает из информации, предоставленной МУП «Городской водоканал города Волгограда», канализование домов №№ 16, 16а по улице Героев Тулы осуществляется в септик. Вышеуказанные многоквартирные дома к централизованной системе водоснабжения и водоотведения не подключены. Начисление платы собственникам помещений указанных домов производится только за техническую воду, используемую ими для полива земельных участков в летнее время. Следовательно, данные септики относятся к общему имуществу собственников многоквартирных домов. Ссылка в протоколе на нормы Устава, в соответствии с которыми на орган местного самоуправления возложена обязанность по организации эксплуатации объектов коммунального хозяйства, осуществления контроля за эксплуатацией данных объектов, организации сбора и вывоза отходов, в данном случае не состоятельна, ввиду того, что на орган местного самоуправления возлагается обязанность по эксплуатации объектов коммунального хозяйства находящихся в муниципальной собственности, однако септик является общим имуществом собственников, в реестр муниципального имущества данный септик не включен. Сведения о наружной системе канализации с сооружениями от многоквартирных домов правообладателями объектов в Департамент муниципального имущества администрации Волгограда не представлялись в соответствии с требованиями решения Волгоградской городской Думы от 20 мая 2009 года № 19/563. Прекращение хозяйственной деятельности управляющей организации не снимает с нее обязанности передать оставшееся имущество в орган местного самоуправления. Таким образом, у администрации Волгограда отсутствовала реальная возможность осуществлять контроль за эксплуатацией данных объектов коммунального хозяйства, организовывать вывоз отходов, что подтверждает отсутствие состава административного правонарушения, предусмотренный статьей 8.2 КоАП РФ. Обязанности по определению способа управления многоквартирным домом, возложенных на администрацию Волгограда ЖК РФ, были выполнены. В протоколе об административном правонарушении указано, что представитель администрации Волгограда на составление протокола не явился. Однако, данные сведения не соответствуют действительности. 15 декабря 2011 года в 14 часов 00 минут начальник отдела комитета по правовым вопросам администрации Волгограда Погребняк Д.В. явился в Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области, однако допущен к составлению протокола допущен не был, ввиду того, что у представителя администрации Волгограда ненадлежащая доверенность. Вместе с тем, в доверенности указано на возможность представление интересов администрации Волгограда в административных органах, доверенность была заверена печатью и подписана руководителем. Просит производство по делу об административном правонарушении прекратить. Представитель Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области Вавилов А.П., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании пояснил, что вина администрации Волгограда в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ доказана и подтверждается материалами дела, считает возможным назначить минимальное наказание в пределах санкции статьи в виде административного штрафа. Выслушав представителя органа, составившего протокол об административном правонарушении, представителей администрации Волгограда, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что производство по делу об административном правонарушении следует прекратить по следующим основаниям. В соответствии со статьёй 8.2 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного указанной статьёй, составляют действия или бездействие, в том числе, юридических лиц, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В статье 42 Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в статье 58 Конституции Российской Федерации. Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от 10 января 2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека. Согласно статье 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В силу статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. Из материалов дела следует, что в ходе осуществления выезда 21 октября 2011 года с 09 часов 00 минут до 10 часов 00 минут установлен факт переполнения канализационного колодца (септика), аккумулирующего жидкие бытовые отходы от двух этажных многоквартирных жилых домов, расположенные по улице Героев Тулы, 16 и 16а Тракторозаводского района города Волгограда (визуально определен излив (переполнение) жидких бытовых отходов). В результате ненадлежащей эксплуатации вышеуказанного септика канализационные стоки от домов № 16 и № 16а по улице Героев Тулы попадают на почву и образуют загрязнение почвенного слоя канализационными стоками. Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении (л.д.4-8), фотоматериалами (л.д. 13-15). По данным нарушениям в отношении юридического лица - администрации Волгограда составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Судом установлено, что согласно сообщению Департамента муниципального имущества администрации Волгограда, сведения о жилых домах №№ 16, 16а по улице Героев Тулы, в реестре муниципального имущества не значатся (л.д.19). Согласно информации Департамента ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда, жилые дома № 16 и № 16а по улице Героев Тулы города Волгограда, переданы управляющей организации ООО «Перспективы ЖКХ» (л.д.17). Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 27 апреля 2011 года по делу № А12-21272/2010 ООО «Перспективы ЖКХ» признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство сроком на 6 месяцев (л.д.26). Из сообщения конкурсного управляющего ООО «Перспективы ЖКХ», в комитет природных ресурсов и охраны окружающее природной среды Администрации Волгоградской области, усматривается, что собранием кредиторов ООО «Перспективы ЖКХ» от 07 июля 2011 года принято решение о прекращении хозяйственной деятельности должника в соответствии с пунктом 6 статьи 129 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Персонал ООО «Перспективы ЖКХ» уволен. Деятельность ООО «Перспективы ЖКХ» не осуществляется, в том числе не осуществляется эксплуатация жилого фонда по адресам: город Волгоград, улица Героев Тулы дом № 16 и дом № 16а (л.д.23). Однако как установлено в судебном заседании, ООО «Перспективы ЖКХ», не смотря на прекращение хозяйственной деятельности, принимали от жильцов домов № 16а и 16 по улице Героев Тулы, оплату по обслуживанию указанных домов, до августа 2011 года включительно. При этом из вышеуказанного сообщения не усматривается, что конкурсный управляющий ООО «Перспективы ЖКХ» сообщил указанную информацию в июле 2011 года Администрации Волгограда, для принятия соответствующих организационных мер. 17 ноября 2011 года руководителю департамента ЖКХ и ТЭК поступила жалоба от жильцов дома № 16 по улице Героев Тулы о том, что ООО «Перспективы ЖКХ» принимая от граждан оплату платежей за обслуживание, не ведет хозяйственной деятельности и не обслуживает жилые дома в том числе и септик. 25 ноября 2011 года состоялось заседание конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными жилыми домами администрации Тракторозаводского района Волгограда. Комиссия решила объявить проведение открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными жилыми домами администрации Тракторозаводского района Волгограда 29 декабря 2011 года. 23 декабря 2011 года, после окончания процедуры конкурсного наблюдения, конкурсный управляющий ООО «Перспективы ЖКХ» направил в администрацию Тракторозаводского района города Волгограда уведомление, в которой просил принять меры по оказанию помощи в выборе способа управления в многоквартирном доме по улице Героев Тулы. Дом № 16 и № 16а, а также коммунальных услуг жителям перечисленных домов. 29 декабря 2011 года конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными жилыми домами администрации Тракторозаводского района Волгограда было проведено заседание. Комиссия решила: признать конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами несостоявшимся в отношении многоквартирных жилых домов № 16, № 16а по улице Героев Тулы города Волгограда. По ходатайству представителя Администрации Волгограда, в судебном заседании, в качестве свидетелей, были допрошены: ФИО7, ФИО8, ФИО9 Так свидетель ФИО7 в судебном заседании показал, что он является юристом ООО «Перспектива ЖКХ», неприязни к участникам процесса не испытывает. ООО «Перспектива ЖКХ» осуществляет свою деятельность с 2007 года, правопреемником ООО «Перспективы ЖКХ» не является. Дома № 16 и 16а по улице Героев Тулы на их обслуживании не находятся. Септик домов № 16 и 16а по улице Героев Тулы на балансе ООО «Перспектива ЖКХ» так же не числятся. В чьей собственности находятся септики ему не известно. Свидетель ФИО8 в судебном заседании показала, что она работает начальником отдела в Департаменте ЖКХ и ТЭК, неприязни к участникам процесса не испытывает. Жильцы дома № 16 и 16а по улице Героев Тулы производили оплату услуг в ООО «Перспективы ЖКХ» до августа 2011 года. О том, что ООО «Перспективы ЖКХ» перестало обслуживать септик с мая 2011 года, Департаменту стало известно из жалоб граждан поступивших в их адрес 17 ноября 2011 года. Данный септик не относится к муниципальному имуществу. Септик обслуживает дома № 16 и 16а по улице Героев Тулы, не подключен к центральной канализации города Волгограда и его необходимо очищать согласно нормативам 1 раз в неделю. Свидетель ФИО9 в судебном заседании показал, что он является ведущим специалистом юридического отдела по правовым вопросам в МУП Горводоканал, неприязни ни к кому из участников процесса не испытывает. МУП Горводоканал не осуществляет водоотведение домов № 16 и 16а по улице Героев Тулы, так как канализационные трубы не подключены к центральной городской канализации. Септик не является муниципальным имуществом. Показания допрошенных свидетелей суд признает допустимыми и относимыми, оснований по которым свидетели могли исказить обстоятельства дела, не названы, а судом не добыты. Согласно Устава города Волгограда на орган местного самоуправления возлагается обязанность по эксплуатации объектов коммунального хозяйства находящихся в муниципальной собственности Согласно информации МУП «Городской водоканал города Волгограда», канализование домов №№ 16, 16а по улице Героев Тулы осуществляется в септик. Септик является общим имуществом собственников, в реестр муниципального имущества данный септик не включен. В связи с чем, администрация Волгограда не вправе выполнять обязанность по эксплуатации септика. На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что администрация Волгограда в установленный срок выполнила все требования, возложенные на нее законодательством, для определения способа управления многоквартирным домом, септик не является муниципальным имуществом, о том, что хозяйственная деятельность ООО «Перспективы ЖКХ» прекращена, администрацию Волгограда уведомили лишь 29 декабря 2011 года, в связи с чем, у администрации Волгограда отсутствовала возможность ранее организовать конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами № 16, № 16а по улице Героев Тулы города Волгограда. К вопросам местного значения относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа Волгоград (пункт 14 части 1 статьи 5). Организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (пункт 26 статьи 5). Однако, состав статьи 8.2 КоАП РФ является специальным, поскольку объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного указанной статьёй, составляют действия или бездействие, в том числе, юридических лиц, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, то есть санкция данной статьи применяется при нарушении гражданами, должностными лицами, юридическими лицами, на которых законом возложена обязанность соблюдать экологические требования при выполнении определенных действий (бездействие), при этом действия (бездействие) по организации (ненадлежащей организации) работы по эксплуатации объектов коммунального хозяйства, организации (ненадлежащей организации) по сбору, вывозу, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, не содержат признаки состава административного правонарушения предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ. Учитывая изложенное, суд считает, что в действиях администрации Волгограда отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ. В соответствии со статьей 29.9 КоАП РФ, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса. Согласно статье 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствие состава административного правонарушения. При таких данных, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ в отношении администрации Волгограда надлежит прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 23.1, 29.7, 29.9-29.11 КоАП РФ, судья ПОСТАНОВИЛ : Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ в отношении администрации Волгограда - прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Постановление может быть обжаловано в Волгоградский областной суд, через Краснооктябрьский районный суд города Волгограда, в течение десяти суток со дня получения копии постановления. Судья: Справка: постановление изготовлено в совещательной комнате. Судья: