Дело № 5-171/2012 ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу об административном правонарушении 15 августа 2012 года город Волгоград Судья Краснооктябрьского районного суда города Волгограда Костюк И.И., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении Территориального общественного самоуправления «ТИР», расположенного по адресу: город Волгоград улица Веселая дом № 66, в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ, У С Т А Н О В И Л: В Краснооктябрьский районный суд города Волгограда из Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области (Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области) поступил административный материал в отношении ТОС «ТИР» о совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ. Как усматривается из представленных материалов, в том числе протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, при проведении административного расследования в соответствии с определением № АР-01568 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ТОС «ТИР», с 10 часов 15 минут до 12 часов 00 минут 20 минут ДД.ММ.ГГГГ произведен осмотр территории контейнерных площадок по адресам: <адрес>, ответственность за содержание которых в соответствии с договором № от ДД.ММ.ГГГГ несет ТОС «ТИР». В результате проведенного осмотра (протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ прилагается) выявлено отсутствие водонепроницаемого покрытия под размещенные контейнеры для сбора твердых бытовых отходов (ТБО) и ограждение с 3-х сторон. Вокруг контейнерных площадок для твердых бытовых отходов обнаружены свалки мусора (крупногабаритные и бытовые отходы) <адрес>, что нарушает требования пункта 1.4, 2.1.3, 2.2.1 СанПиН 42-1284690-88 «Санитарные правила содержания населенных мест». В судебном заседании председатель ТОС «ТИР» Егорова С.В. и представитель ТОС «ТИР» Меркулова О.Г., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, вину в совершении указанного административного правонарушения не признали и пояснили, что ТОС «ТИР» не является субъектом данного правонарушения, так как представляет собой общественную организацию без собственного дохода, а ответственность за содержание контейнерной площадки несет администрация района, куда руководителем ТОС «ТИР» направлялись письма о необходимости надлежащего доукомплектования 13-ти установленных из 38 установленных площадок. Кроме того указали, что в соответствии с «Правилами благоустройства городских территорий, обеспечения чистоты и порядка в Волгограде», граждане проживающие в индивидуальном жилищном фонде, обязаны самостоятельно содержать в чистоте и порядке прилегающую к домовладению территорию. Ответственность за уборку территорий, прилегающих к индивидуальным жилым домам, несут физические лица - собственники жилых домов, проживающие в них. ТБО вывозится ежедневно, а КГО по заявкам по мере накопления КГО, при этом строительный мусор, ветки и т.п. к КГО не относится и должны быть вывезены физическими лицами - собственниками жилых домов самостоятельно, что предусмотрено пунктом 3.1.7 Договора № от ДД.ММ.ГГГГ «На оказание услуг по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов от населения». Представитель Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области Дубянская Н.В., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, полагала, что вина ТОС «ТИР» в совершении административного правонарушения доказана представленным в судебное заседание материалом, а ответственность юридического лица за надлежащее содержание контейнерной площадки прямо вытекает из условий договора № от ДД.ММ.ГГГГ «На оказание услуг по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов от населения» и Устава ТОС «ТИР». Суд, выслушав мнение участников судебного заседании, исследовав представленный материал, приходит к следующему. В соответствии со статьей 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Объектом правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В комментируемой статье содержится формальный состав административного правонарушения с альтернативными признаками объективной стороны, которая может выражаться либо в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, либо в нарушении требований технических регламентов, либо в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Положениями части 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека (часть 3 статьи 13 указанного Федерального закона). Согласно пункта 18 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии с пунктом 2.3.13 и пунктом 2.3.15 Положения «Об администрации Краснооктябрьского района Волгограда» (утвержденного Решением Волгоградской городской Думы от 24 декабря 2010 года № 40М252 «Об утверждении положений об администрациях районов Волгограда») администрация Краснооктябрьского района города Волгограда осуществляет полномочия по организации и сбору твердых бытовых отходов, и организует мероприятия по предотвращению образования, выявлению и ликвидации несанкционированных свалок на территории района. Согласнопункта 2.1.1.1. Администрация исполняет в порядке, установленном действующим законодательством, функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств Волгограда, предусмотренных на содержание Администрации и реализацию возложенных на нее функций, в том числе: обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации, условий, установленных при их предоставлении; отвечает от имени муниципального образования город- герой Волгоград по денежным обязательствам подведомственных ей получателей бюджетных средств Волгограда. На основании статьи 2 Решения Волгоградской городской Думы от 21 февраля 2007 года № 41/1010 «О положении о территориальном общественном самоуправлении в Волгограде» органы местного самоуправления Волгограда по взаимному соглашению могут наделять территориальные общественные самоуправления своих полномочий по осуществлению социально-экономического развития территории, а также оказывать финансовую и иную поддержку. Взаимоотношения территориального общественного самоуправления с органами местного самоуправления Волгограда строятся на договорной основе. Согласно статье 24 и статье 25 указанного Решения источниками формирования имущества территориального общественного самоуправления в денежной и иных формах являются, в том числе, средства, передаваемые органами местного самоуправления на основании гражданско-правовых договоров, заключаемых в соответствии с действующим законодательством; выделение средств из бюджета Волгограда территориальному общественному самоуправлению осуществляется в соответствии с действующим законодательством. С целью поддержки осуществления территориального общественного самоуправления в Волгограде за счет средств бюджета Волгограда в рамках муниципальных целевых программ могут быть выделены целевые субсидии на проведение мероприятий, связанных с выполнением уставной деятельности территориального общественного самоуправления. Территориальное общественное самоуправление может получать средства из бюджета Волгограда на основании договоров, заключаемых с органами местного самоуправления Волгограда, в соответствии с действующим законодательством. В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. В судебное заседание установлено, что на территории ТОС «ТИР» установлено 28 контейнерных площадок, на которых размещено 40 мусорных контейнеров и 2 бункера. Из 28 контейнерных площадок - 15 соответствуют правилам благоустройства. Оставшиеся 13 контейнерных площадок, в связи с отсутствием финансирования, не доукомплектованы водонепроницаемым покрытием и ограждением по периметру с трех сторон и включены в план работ на 2013 год, что не оспаривается сторонами. Председателем ТОС представлены сведения об обращении юридического лица в адрес Администрации Краснооктябрьского района города Волгограда с просьбой о выделении денежных средств. При этом судья принимает во внимание, что в соответствии с Уставом ТОС «ТИР» (п.п.3 п.3.3) основным направлением деятельности ТОС является участие в контроле над выполнением условий владения, распоряжения, пользования, приватизации и аренды муниципальной собственности, расположенной в пределах установленных границ ТОС, а согласно п.п.9, 10 Устава - ТОС оказывает содействие в проведении мероприятий санитарного, эпидемиологического, экологического и пожарного контроля и безопасности, а также осуществляет контроль над качеством уборки территории, вывозом мусора, работой соответствующих служб по эксплуатации жилищного фонда и устранению аварийных ситуаций. Согласно пункта 6.2 Устава финансовые средства ТОС могут состоять из собственных средств, средств, передаваемых им по договорам местного самоуправления, средств из иных источников, не запрещенных действующим законодательством. Суд учитывает, что в соответствии с пунктом 3.1.3 и пунктом 3.1.5 Договора № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на ТОС возложена обязанность обеспечить пригодность контейнерной площадки к использованию; поддерживать в чистоте и порядке контейнерные площадки и подъезды к ним, а также организовывать и проводить необходимые работы по сбору, временному хранению и подготовке Отходов к отгрузке. При этом в соответствии с пунктом 3.1.7 Договора к крупногабаритным отходам не относится строительный мусор, обрезки веток. Вместе с тем, данных о том, что Администрацией Краснооктябрьского района города Волгограда полномочия по устройству и содержанию контейнерных площадок были переданы ТОС «ТИР», а также о том, что контейнерная площадка по адресу: <адрес>, улицы состоят на балансе ТОС «ТИР», и данной общественной организации выделяются средства для надлежащего содержания указанных контейнерных площадок, материалы административного дела не содержат. Таким образом, судья приходит к выводу, что доказательств обязанности ТОС «ТИР» по содержанию имущества, находящегося в собственности Администрации Краснооктябрьского района города Волгограда, материалы административного дела не содержит, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, то есть за отсутствие в действиях ТОС «ТИР» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ. Руководствуясь ст. ст. 23.1, 29.9, 29.10, 24.5 ч.1 п.2 КоАП РФ, судья №">ПОСТАНОВИЛ: №"> Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 КоАП РФ, в отношении Территориальное общественное самоуправление «ТИР», расположенное по адресу: город Волгоград улица Веселая дом № 66 - прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, то есть за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения, в Волгоградский областной суд, путем подачи жалобы в Краснооктябрьский районный суд города Волгограда. Судья: И.И. Костюк