Дело № 12-444/2011 Р Е Ш Е Н И Е 06 октября 2011 года город Волгоград Судья Краснооктябрьского районного суда города Волгограда Набиев Р.Г., рассмотрев жалобу директора ОО по Волгоградской области «Центр Экологического Контроля» Налимовой С.С. на постановление Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области № от 09 июня 2011 года, о привлечении её к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.41 КоАП РФ, У С Т А Н О В И Л: Постановлением Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области № от 09 июня 2011 года директор ОО по Волгоградской области «Центр Экологического Контроля» (далее ОО по Волгоградской области «ЦЭК») Налимова С.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.41 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию, на основании ст. 8.41 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей. Налимова С.С. с данным постановлением не согласилась, подала жалобу, в которой просит постановление признать незаконным и отменить его, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает, что решением Двенадцатого апелляционного Арбитражного суда отменено решение Арбитражного суда Волгоградской области и вынесен новый судебный акт, в котором постановление о привлечении ОО по Волгоградской области «ЦЭК» к административной ответственности за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения признано не законным, производство по делу прекращено, с указанием на то, что надзорный орган не доказал наличие состава административного правонарушения в действиях Общества. В соответствии с требованиями закона, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возлагается на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды. Такого воздействия на окружающую среду, в результате своей деятельности, ОО по Волгоградской области «ЦЭК» не производит, а следовательно не обязано производить вышеназванную плату. В судебное заседание лицо, подавшее жалобу Налимова С.С., не явилась, извещена надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила, ходатайства об отложении дела не представила. Защитник Налимовой С.С. - Высоцких С.Ю., действующий на основании доверенности, в судебном заседании доводы жалобы поддерживает, просит её удовлетворить, отменить постановление и прекратить производство по делу, так как выброс вредных веществ ОО по Волгоградской области «ЦЭК» не доказан. Представитель заинтересованного лица Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области Вавилов А.П., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражает против удовлетворения жалобы, считает, что постановление вынесено, обосновано, в соответствии с действующим законодательством, оснований для признания правонарушения малозначительным не имеется. Прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Гасанов Р.А. в судебном заседании возражает против удовлетворения жалобы, поскольку административным органом правильно определена квалификация административного правонарушения, правильно и объективно установлены обстоятельства по делу. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, судья приходит к следующему. В соответствии с ч. 3 статья 30.6. КоАП РФ, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме. Согласно статье 8.41 КоАП РФ, невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей Согласно материалам дела, в ходе проведения Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки соблюдения законодательства об охране окружающей природной среды, 25 мая 2011 г. в 15 час. 20 мин. при рассмотрении материалов проверки в помещении природоохранной прокуратуры (<адрес>,) в деятельности ОО по Волгоградской области «ЦЭК» выявлены нарушения в части соблюдения требований, законодательства об охране окружающей среды. Основным видом деятельности ОО по Волгоградской области «ЦЭК» является <данные изъяты>. Для осуществления вышеуказанной деятельности ОО по Волгоградской области «ЦЭК» на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ принимает во временное пользование у <данные изъяты> офисное помещение по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> На основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты> ОО по Волгоградской области «ЦЭК» арендует помещения общей площадью <данные изъяты>, расположенные в отдельно стоящем здании по адресу: <адрес>, в которых размещена лаборатория ЦЭК. Согласно перечисленных договоров обязанность по утилизации образующихся отходов по всем адресам возложена на арендодателей, при этом у арендодателей отсутствует ответственность за соблюдение природоохранного законодательства в целом на занимаемых объектах. Согласно поведенной инвентаризации у ОО по Волгоградской области «ЦЭК» имеется <данные изъяты>, расположенных в здании по адресу: <адрес>. Сведения о количестве выброшенных в атмосферный воздух загрязняющих веществ в 2010 году отражены в отчете по форме № 2-ТП (воздух), которое составило за отчетный период всего <данные изъяты> тонн. Предприятием разработан проект предельно-допустимых выбросов (далее - проект ПДВ), загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Согласно проведенной организацией инвентаризации загрязняющих веществ и источниковвыбросов, а также согласно проекту ПДВ в вытяжном шкафу 1 (ист. 0001) используются жидкие и сыпучие вещества, при использовании которых через трубу местной вытяжной вентиляции, которой оборудован данный шкаф, в атмосферу удаляются пары азотной кислоты (код загрязняющего вещества 0304), хлороформа (0898), четыреххлористого углерода (0906), изобутилового спирта (1048), ацетона (1401) и др., также пыль хлорида железа (0122), гидроксида натрия (0150), ртути динитрат гидрат (0175) и др. В этом же шкафу установлен атомно-абсорбционный спектрометр «Спектр-5», предназначенный для проведения количественного элементного атомно-абсобционного и атомно-эмиссионного анализов при определении содержания металлов. Конструкция прибора предусматривает наличие газовой горелки. При сжигании ацетилен-пропановой смеси через местную вытяжную вентиляцию удаляются продукты сгорания газа: диоксид и оксид азота (0301, 0304), оксид углерода (0337), бензаперен (0703). Вытяжной шкаф № 2 (ист. 0002) оборудован местной вытяжной вентиляцией, через которую в процессе работы в атмосферу выбрасываются пары жидких реактивов: азотной кислоты (0302), аммиака (0303), хлористого водорода (0316), серной кислоты (0322), ортофосфорной кислоты (0348), этиленгликоля (1078), ацетона (1401) и др., и сыпучих реактивов: диалюминия триоксида (0101), гидроаксида натрия (0150), ртути динитрат гидрат (0175) и др. Директору ОО по Волгоградской области «ЦЭК» вменяется Налимовой С.С. то, что обязательные платежи за негативное воздействие на окружающую среду за 2, 3 кварталы 2010 года, произвела с пропуском установленного законом срока, а именно ДД.ММ.ГГГГ Данный обстоятельства подтверждаются справкой проверки соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды ОО по Волгоградской области «ЦЭК», в том числе при проведении аналитических работ в сфере экологии от 25 мая 2011 года (л.д. 19-26); постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении (л.д. 30-31). Однако, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04 мая 1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон № 96-ФЗ) под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержаться в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду. Поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, влечет его загрязнение. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) не использует термин «вредное вещество», применяя понятие «загрязняющее вещество», под которым понимается вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Из изложенного следует, что для отнесения какого-либо вещества к категории вредных (загрязняющих) необходимо установить превышение его количества и (или) концентрации определенных нормативов. Таким образом, в протоколе об административном правонарушении и постановлении о привлечении лица к административной ответственности должны быть отражены сведения о том, какие вредные вещества выбрасываются в воздух, об их количестве и (или) концентрации, а также нормативы содержания этих веществ в атмосферном воздухе и факт их превышения. В противном случае факт выброса хозяйствующим субъектом вредных веществ в атмосферный воздух в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, без специального на это разрешения нельзя считать доказанным. Согласно пункту 1 статьи 23 Закона № 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Статьей 12 Закона № 96-ФЗ определено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов; предельно допустимые выбросы. Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов. Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона № 96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на сновании разрешения, выданного территориальным органом федерального органе исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечиваю охрану атмосферного воздуха. Как следует из статьи 14 Закона № 96-ФЗ, пункта 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Административного регламенте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденного Приказом Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.10.2008 г №288 административному органу помимо факта выброса необходимо также подтвердить, что источник выбросов отнесен к источнику вредных выбросов, требующих получение специального разрешения. Ни из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, ни из оспариваемого постановления невозможно установить, какие источники выбросов эксплуатирует организация, где они расположены, какие вещества выбрасываются в атмосферный воздух, каком количестве и (или) концентрациях. Также административным органом не указам нормативы содержания этих веществ в атмосферном воздухе и факт их превышения. Соответственно административным органом не доказан тот факт, что ОО по Волгоградской области «ЦЭК» обязано производить оплату обязательных платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 2, 3 кварталы 2010 года. При таких обстоятельствах, с учётом положений ст. 1.5 КоАП РФ, судья приходит к выводу о недоказанности административным органом в действиях Организации состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.41 КоАП РФ, события административного правонарушения. Согласно статье 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9,24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. При таких обстоятельствах, судья считает необходимым отменить постановление о привлечении директора ОО по Волгоградской области «ЦЭК» к административной ответственности, производство по делу прекратить, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.1 - 30.9 КоАП РФ, судья Р Е Ш И Л : Постановление Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области № от 09 июня 2011 года, о привлечении директора ОО по Волгоградской области «Центр Экологического Контроля» Налимовой С.С. к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.41 КоАП РФ - отменить, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, производство по делу прекратить Решение может быть обжаловано в течение 10 суток, со дня получения в Волгоградский областной суд, через Краснооктябрьский районный суд г.Волгограда. Судья: Р.Г. Набиев