ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ постановление отменено, производство по делу прекращено



Дело № 12-446/2011

Р Е Ш Е Н И Е

06 октября 2011 года                                                                                 город Волгоград

Судья Краснооктябрьского районного суда города Волгограда Набиев Р.Г., рассмотрев жалобу директора ОО по Волгоградской области «Центр Экологического Контроля» Налимовой С.С. на постановление Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области от 09 июня 2011 года, о привлечении её к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области от 09 июня 2011 года директор ОО по Волгоградской области «Центр Экологического Контроля» (далее ОО по Волгоградской области «ЦЭК») Налимова С.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию, на основании ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.

Налимова С.С. с данным постановлением не согласилась, подала жалобу, в которой просит постановление признать незаконным и отменить его, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает, что решением Двенадцатого апелляционного Арбитражного суда отменено решение Арбитражного суда Волгоградской области и вынесен новый судебный акт, в котором постановление о привлечении ОО по Волгоградской области «ЦЭК» к административной ответственности за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения признано не законным, производство по делу прекращено, с указанием на то, что надзорный орган не доказал наличие состава административного правонарушения в действиях Общества.

В судебное заседание лицо, подавшее жалобу Налимова С.С., не явилась, извещена надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила, ходатайства об отложении дела не представила.

Защитник Налимовой С.С. - Высоцких С.Ю., действующий на основании доверенности, в судебном заседании доводы жалобы поддерживает, просит её удовлетворить, отменить постановление и прекратить производство по делу.

Представитель заинтересованного лица Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области Вавилов А.П., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражает против удовлетворения жалобы, считает, что постановление вынесено, обосновано, в соответствии с действующим законодательством.

Прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Гасанов Р.А. в судебном заседании возражает против удовлетворения жалобы, поскольку административным органом правильно определена квалификация административного правонарушения, правильно и объективно установлены обстоятельства по делу.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, судья приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 статья 30.6. КоАП РФ, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Согласно ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ, выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно материалам дела, в ходе проведения Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки соблюдения законодательства об охране окружающей природной среды, 25 мая 2011 г. в 15 час. 05 мин. при рассмотрении материалов проверки в помещении природоохранной прокуратуры (<адрес>,) в деятельности ОО по Волгоградской области «ЦЭК» выявлены нарушения в части соблюдения требований, законодательства об охране окружающей среды. Основным видом деятельности ОО по Волгоградской области «ЦЭК» является <данные изъяты>, а также <данные изъяты>, <данные изъяты>. Для осуществления вышеуказанной деятельности ОО по Волгоградской области «ЦЭК» на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ принимает во временное пользование у <данные изъяты> офисное помещение по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты>. На основании договора от ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты> ОО по Волгоградской области «ЦЭК» арендует помещения общей площадью <данные изъяты>, расположенные в отдельно стоящем здании по адресу: <адрес>, в которых размещена лаборатория ЦЭК. Согласно перечисленных договоров обязанность по утилизации образующихся отходов по всем адресам возложена на арендодателей, при этом у арендодателей отсутствует ответственность за соблюдение природоохранного законодательства в целом на занимаемых объектах. Согласно поведенной инвентаризации у ОО по Волгоградской области «ЦЭК» имеется <данные изъяты>, расположенных в здании по адресу: <адрес>. Сведения о количестве выброшенных в атмосферный воздух загрязняющих веществ в 2010 году отражены в отчете по форме № 2-ТП (воздух), которое составило за отчетный период всего <данные изъяты> тонн. Предприятием разработан проект предельно-допустимых выбросов (далее - проект ПДВ), загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Согласно проведенной организацией инвентаризации загрязняющих веществ и источниковвыбросов, а также согласно проекту ПДВ в вытяжном шкафу 1 (ист. 0001) используются жидкие и сыпучие вещества, при использовании которых через трубу местной вытяжной вентиляции, которой оборудован данный шкаф, в атмосферу удаляются пары азотной кислоты (код загрязняющего вещества 0304), хлороформа (0898), четыреххлористого углерода (0906), изобутилового спирта (1048), ацетона (1401) и др., также пыль хлорида железа (0122), гидроксида натрия (0150), ртути динитрат гидрат (0175) и др. В этом же шкафу установлен атомно-абсорбционный спектрометр «Спектр-5»,     предназначенный для проведения количественного элементного атомно-абсобционного и атомно-эмиссионного анализов при определении содержания металлов. Конструкция прибора предусматривает наличие газовой горелки. При сжигании ацетилен-пропановой смеси через местную вытяжную вентиляцию удаляются продукты сгорания газа: диоксид и оксид азота (0301, 0304), оксид углерода (0337), бензаперен (0703). Вытяжной шкаф № 2 (ист. 0002) оборудован местной вытяжной вентиляцией, через которую в процессе работы в атмосферу выбрасываются пары жидких реактивов: азотной кислоты (0302), аммиака (0303), хлористого водорода (0316), серной кислоты (0322), ортофосфорной кислоты (0348), этиленгликоля (1078), ацетона (1401) и др., и сыпучих реактивов: диалюминия триоксида (0101), гидроаксида натрия (0150), ртути динитрат гидрат (0175) и др.

Директору ОО по Волгоградской области «ЦЭК» вменяется Налимовой С.С. то, что организация осуществляет производственную деятельность, сопровождающуюся выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух из стационарных источников, без разрешения, выдаваемого территориальным федеральным или органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды.

Данный обстоятельства подтверждаются справкой проверки соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды ОО по Волгоградской области «ЦЭК», в том числе при проведении аналитических работ в сфере экологии от 25 мая 2011 года (л.д. 23-30); постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении (л.д. 20-22).

Однако, В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04 мая 1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон № 96-ФЗ) под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержаться в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

Поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, влечет его загрязнение.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) не использует термин «вредное вещество», применяя понятие «загрязняющее вещество», под которым понимается вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Из изложенного следует, что для отнесения какого-либо вещества к категории вредных (загрязняющих) необходимо установить превышение его количества и (или) концентрации определенных нормативов.

Таким образом, в протоколе об административном правонарушении и постановлении о привлечении лица к административной ответственности должны быть отражены сведения о том, какие вредные вещества выбрасываются в воздух, об их количестве и (или) концентрации, а также нормативы содержания этих веществ в атмосферном воздухе и факт их превышения.

В противном случае факт выброса хозяйствующим субъектом вредных веществ в атмосферный воздух в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, без специального на это разрешения нельзя считать доказанным.

Согласно пункту 1 статьи 23 Закона № 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Статьей 12 Закона № 96-ФЗ определено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов; предельно допустимые выбросы.

Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов.

Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона № 96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на сновании разрешения, выданного территориальным органом федерального органе исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечиваю охрану атмосферного воздуха.

Как следует из статьи 14 Закона № 96-ФЗ, пункта 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Административного регламенте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденного Приказом Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.10.2008 г №288 административному органу помимо факта выброса необходимо также подтвердить, что источник выбросов отнесен к источнику вредных выбросов, требующих получение специального разрешения.

Таким образом, изложенные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении и постановлении на назначении наказания обстоятельства о выбросе в атмосферный воздух веществ сами по себе еще не свидетельствуют о наличии в действии лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса      Российской      Федерации      об       административных      правонарушения. Административному органу следует доказать, что хозяйствующий субъект относится к числу лиц, обязанных получать специальное разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух.                                                                                                            

Ни из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, ни из оспариваемого постановления невозможно установить, какие источники выбросов эксплуатирует организация, где они расположены, какие вещества выбрасываются в атмосферный воздух, каком количестве и (или) концентрациях. Также административным органом не указам нормативы содержания этих веществ в атмосферном воздухе и факт их превышения.          

При таких данных, судья приходит к выводу о недоказанности административным органом в действиях Организации состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, события административного правонарушения.

Согласно статье 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9,24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах, судья считает необходимым отменить постановление о привлечении директора ОО по Волгоградской области «ЦЭК» к административной ответственности, производство по делу прекратить, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.1 - 30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области от 09 июня 2011 года, о привлечении директора ОО по Волгоградской области «Центр Экологического Контроля» Налимовой С.С. к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ - отменить, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, производство по делу прекратить

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток, со дня получения в Волгоградский областной суд, через Краснооктябрьский районный суд г.Волгограда.

Судья:                                                                                                                  Р.Г. Набиев