ст. 8.39 КоАП РФ постановление без изменения



Дело № 12-457/2011

Р Е Ш Е Н И Е

17 октября 2011 года                                                                                 город Волгоград

Федеральный судья Краснооктябрьского районного суда города Волгограда Набиев Р.Г рассмотрев единолично жалобу Богданова Е.П. на постановление государственного инспектора Волгоградской области по охране природы, по геологическому контролю, по контролю и надзору за охраной и использованием водных объектов от 01 сентября 2011 года и решение от 19 сентября 2011 года по жалобе на указанное постановление, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением Государственного инспектора Волгоградской области по охране природы, по геологическому контролю, по контролю и надзору за охраной и использованием водных объектов от 01 сентября 2011 года Богданов Е.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.39 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 1 000 рублей.

Богданов Е.П. не согласился с постановлением и обжаловал его вышестоящему должностному лицу.

Решением старшего государственного инспектора Волгоградской области по охране природы, по геологическому контролю, по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов от 19 сентября 2011 года постановление от 01 сентября 2011 года о назначении наказания оставлено без изменения, а жалоба Богданова Е.П. - без удовлетворения.     

Не согласившись с постановлением и решением, Богданов Е.П. подал жалобу, в которой просит их отменить, ссылаясь на то, что Постановлением Главы Волгоградской области от 17 июня 2010 года прописаны границы природного парка Волго-Ахтубинская пойма, причем зона, возле посёлка Каршевитый отнесена к рекреационной зоне парка. Согласно действующему законодательству, на природные парки возлагаются следующие задачи: сохранение природной среды, природных ландшафтов; создание условий для отдыха (в том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов. Рекреационная зона - это специально выделяемая территория в пригородной местности или в городе, предназначенная для организации мест отдыха населения и включающие в себя парки, сады, городские леса, лесопарки, пляжи, иные объекты. В рекреационные зоны могут включаться особо охраняемые природные территории и природные объекты. Для осуществления отдыха он приехал в рекреационную зону и совершил стоянку, в соответствии с ПДД РФ. Так как в пределах природного парка Волго-Ахтубинская пойма, вблизи посёлка Каршевитый отсутствуют специализированные стоянки, он, действуя в соответствии с ПДД РФ, съехал с дороги и совершил стоянку вне пределах дороги, приблизительно на 5 метров.

Лицо, подавшее жалобу, Богданов Е.П. в судебном заседании доводы, изложенные в жалобе, поддерживает, просит отменить состоявшиеся по делу акты.

Представитель Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области Козловцев И.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражает против удовлетворения жалобы, считает, что постановление и решение по жалобе на данное постановление приняты обоснованно, в соответствии с действующим законодательством.

Выслушав лицо, подавшее жалобу, представителя Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

Согласно статье 30.6 КоАП РФ, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Согласно статье 8.39 КоАП РФ, нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах) - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

По смыслу данной статьи нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов представляет собой совершение действий, которые прямо запрещены соответствующими законодательными и подзаконными нормативными актами, в частности: проникновение на территорию заповедника, ведение хозяйственной деятельности в заповедных зонах национальных парков, разведка и разработка полезных ископаемых, предоставление права на размещение на территориях национальных парков садоводческих и дачных участков, а также на движение и стоянку механизированных транспортных средств, если только это не связано с функционированием национального парка, и т.д. Субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. То есть состав данной статьи формальный.

Согласно материалам дела 23 апреля 2011 года в 10 часов 40 минут в ходе проведения сотрудниками ГБУ ВОПП «Волго-Ахтубинская пойма» рейда по охране природных комплексов и объектов животного и растительного мира на особо охраняемой природной территории ГУ «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» Ленинского района Волгоградской области, был выявлен факт нарушения установленных правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемой природной территории, а именно было зафиксировано, что автомобиль <данные изъяты>» г/н под управлением гражданина Богданова Е.П. осуществлял движение и стоянку вне дорог общего пользования в вне специального оборудованного места, не имеющего твердого покрытия на левом берегу р. Волга, в 1 км. восточнее с. Каршевитое на территории Каршевитского сельского поселения Ленинского муниципального района Волгоградской области, в границах рекреационной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения ГУ «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма», что явилось нарушением ст. 21 Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях», ст. 18 закона Волгоградской области «Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области» от 07.12.2001 года № 641-ОД, п. 5 положения «Об утверждении положения о природном парке «Волго-Ахтубинская пойма», утверждённого постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 17 июня 2010 года № 917.

По данному факту 22 июля 2011 года государственным инспектором Волгоградской области по охране природы, по геологическому контролю, по контролю и надзору за охраной и использованием водных объектов Козловцевым И.А. было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ (л.д. 20).

По итогам проведенного расследования, 17 августа 2011 года в отношении Богданова Е.П. был составлен протокол об административном правонарушении (л.д. 22-23), после чего, 01 сентября 2011 года вынесено государственным инспектором Волгоградской области по охране природы постановление о назначении Богданову Е.П. административного наказания в виде штрафа в размере 1 000 рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ - нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях (л.д. 29-30).

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» определил, что особо охраняемыми природными территориями являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частями 3,4 ст. 21 указанного Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», на территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры.

В границах природных парков могут быть запрещены или ограничены виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности их территорий.

Норма ч. 3 ст. 21 вышеуказанного Федерального закона также отражена в ст. 18 Закона Волгоградской области от 07 декабря 2001 года № 641-ОД «Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области.

Пунктом 5.2 главы 5 Положения о государственном учреждении «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма», утверждённого постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 17.06.2010 года № 917 закреплено, что на всей территории природного парка запрещается движение транспортных средств вне дорог общего пользования. В рекреационной зоне парка запрещается организация стоянок транспортных средств вне отведенных мест.

Материалами административного дела установлено, что территория Каршевитского сельского поселения Ленинского района Волгоградской области расположена в границах природного парка «Волго-Ахтубинская пойма», являющегося особо охраняемой природной территорией.

Согласно информации, представленной отделом природоохранных мероприятий и развития системы особо охраняемых природных территорий Комитета, на территории ГБУ ПП «Волго-Ахтубинская пойма» установлено семь аншлагов по природоохранной тематике, 10 аншлагов природоохранной зоны, 16 информационных аншлагов «Природный парк Волго-Ахтубинская пойма», а также три въездных щита ГБУ ВО «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» (л.д. 39-45).

В материалах дела имеется фототаблица и акт проверки от 23 апреля 2011 года, согласно которым автомобиль «<данные изъяты>» Нива сине-зеленого цвета, г/н рус. в момент фиксации осуществляет стоянку на травяном покрове вне дороги общего пользования (л.д. 16, 17).

Богданов Е.П. в судебном заседании подтвердил, что 23 апреля 2011 года он действительно находился за рулем указанного автомобиля на территории природного парка «Волго-Ахтубинская пойма» и совершил стоянку на длительное время, однако просил принять во внимание, что при съезде с грунтовой дороги до места стоянки он руководствовался п. 12.3. Правил дорожного движения Российской Федерации, согласно которого, стоянка с целью длительного отдыха, ночлега и тому подобное вне населенного пункта разрешается только на предусмотренных для этого площадках или за пределами дороги. При этом Богданов Е.П. отметил, что специализированных мест для стоянки автотранспорта в районе с. Каршевитое им замечено не было, в связи с чем, он был вынужден остановиться за пределами дороги.

Вместе с тем, в соответствии с Законом Волгоградской области от 07.12.2001 года № 641-ОД "Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области" под особо охраняемыми природными территориями понимаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти Волгоградской области и местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

При этом, п. 5.2 указанного Закона Волгоградской области, движение транспортных средств вне дорог общего пользования запрещается на всей территории природного парка «Волго-Ахтубинская пойма». Каких либо исключений данная норма закона не содержит.

Доводы заявителя, что он только совершил съезд с дороги общего пользования и не совершал движение вне указанной дороги на своем автомобиле, проверялся при рассмотрении жалобы, вышестоящим должностным лицом и обоснованно отвергнут. Ссылка Богданова Е.А. на то, что он действовал в соответствии с ПДД РФ, необоснованна, поскольку ПДД РФ регламентируют отношения в области дорожного движения и не содержат норм, позволяющих совершать длительную стоянку в особо охраняемых природных зонах.

В соответствии с п. 6 положения «Об утверждении положения о природном парке «Волго-Ахтубинская пойма», утвержденного Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 17.06.2010 года , лица, виновные в нарушении установленного режима особой охраны или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территории природного парка, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и Волгоградской области.

Таким образом, вина Богданова Е.П. в совершении административного правонарушения подтверждается материалами дела, действия Богданова Е.П. правильно квалифицированы инспектором, процессуальных нарушений при рассмотрении дела не допущено, наказание назначено минимальное с учетом обстоятельств дела, в пределах санкции статьи, в связи с чем, не имеется оснований для отмены принятых по делу постановления и решения.

В соответствии со статьёй 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

При таких данных, постановление государственного инспектора Волгоградской области по охране природы, по геологическому контролю, по контролю и надзору за охраной и использованием водных объектов от 01 сентября 2011 года и решение старшего государственного инспектора Волгоградской области по охране природы, по геологическому контролю, по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов от 19 сентября 2011 года по жалобе на указанное постановление, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ надлежит оставить без изменения, а жалобу Богданова Е.П. - без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление государственного инспектора Волгоградской области по охране природы, по геологическому контролю, по контролю и надзору за охраной и использованием водных объектов от 01 сентября 2011 года № 39/978-09-11 и решение старшего государственного инспектора Волгоградской области по охране природы, по геологическому контролю, по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов от 19 сентября 2011 года по жалобе на указанное постановление, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ - оставить без изменения, а жалобу Богданова Е.П. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения или вручения в Волгоградский областной суд, через Краснооктябрьский районный суд города Волгограда.

Судья:                                                                                                                  Р.Г. Набиев