Дело № 12-445/2011 Р Е Ш Е Н И Е 24 октября 2011 года город Волгоград Федеральный судья Краснооктябрьского районного суда города Волгограда Набиев Р.Г рассмотрев единолично жалобу Налимовой С.С. на постановление Государственного инспектора Волгоградской области по охране природы, по геологическому контролю, по контролю и надзору за охраной и использованием водных объектов от 09 июня 2011 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, У С Т А Н О В И Л : Постановлением Государственного инспектора Волгоградской области по охране природы, по геологическому контролю, по контролю и надзору за охраной и использованием водных объектов от 09 июня 2011 года № директор <данные изъяты> (далее <данные изъяты> Налимова С.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей. Налимова С.С. с данным постановлением не согласилась и обжаловала его. В обосновании жалобы указала, что <данные изъяты> арендует помещения у <данные изъяты>. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и получать лимиты на размещение отходов должна быть возложена на собственников помещений <данные изъяты> так как именно данное предприятие эксплуатирует данные помещения для получения прибыли, занимаясь видом деятельности, зарегистрированном в Росстате, как сдачу в аренду помещений. Договором аренды не предусмотрена обязанность Общества вести соответствующую техническую документацию принятые в аренду помещения. По договору аренды ч. 6 п. 5.2 именно арендатор производит утилизацию мусора (отходов). В постановлении надзорного органа указано, что образование отходов определено, исходя из проведённой инвентаризации отходов, однако акт инвентаризации отсутствует. Факт образования <данные изъяты> отходов в 2010 году не доказан. Также в постановлении неверно определены виды отходов, которые были образованы в организации. Ошибочно указаны в постановлении как образующий отход: - отходы, содержащие ртуть, код по ФКО 3531070002011; - стеклянные отходы, - код по ФККО 3140080001000; - мусор от бытовых помещений организаций несортированный, код по ФККО 9120040001004. Кроме того, в спорном постановлении ссылка на бытовые помещения, используемые организацией, не были указаны. Указанные в постановлении практически неопасные отходы ошибочно названы отходами пятого класса опасности. Разрабатывать паспорта на отходы с первого по четвёртый класс опасности и получать свидетельства о классе опасности данных отходов необходимо только при наличии фактов доказательства их образования. При этом, в связи с отсутствием в обжалуемом постановлении доказательства фактов образования перечисленных отходов разрабатывать паспорта на данные виды отходов организации не требуется. Поскольку на федеральном уровне до настоящего времени и на момент проверки отсутствуют утверждённые образцы заполняемых форм документов для организации по ведению учёта количества и состава образующихся отходов, то в данном случае, учёт отходов должен вестись также собственником помещения. Поскольку до июня 2011 года в Облкомприроде отсутствовал установленный порядок организации согласования производственного контроля за обращением с отходами производства и потребления, то следовательно дынный пункт организацией не мог быть выполнен. В настоящий момент у <данные изъяты> отсутствуют отходы, которые возможно было бы проанализировать. Просит постановление отменить, производство по делу прекратить. Лицо, подавшее жалобу, Налимова С.С. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила, ходатайства об отложении дела не представила. Защитник Налимовой С.С. - Высоцких С.Ю., действующий на основании доверенности, в судебном заседании доводы жалобы поддерживает, просит её удовлетворить, изменить постановление, снизив размер наказания. Представитель заинтересованного лица Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области Вавилов А.П., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражает против удовлетворения жалобы, считает, что постановление вынесено, обосновано, в соответствии с действующим законодательством. Прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Гасанов Р.А. в судебном заседании возражает против удовлетворения жалобы, поскольку административным органом правильно определена квалификация административного правонарушения, правильно и объективно установлены обстоятельства по делу. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, судья приходит к следующему. Согласно статье 30.6 КоАП РФ, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме. Согласно статье 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно - строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей. Согласно материалам дела, в ходе проведения Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки соблюдения законодательства об охране окружающей природной среды, 25 мая 2011 года в 15 часов 05 минут при рассмотрении материалов проверки в помещении природоохранной прокуратуры (<адрес>,) в деятельности <данные изъяты> выявлены нарушения в части соблюдения требований, законодательства об охране окружающей среды. Основным видом деятельности <данные изъяты> является деятельность прочих общественных объединений (ОКВЭД 91.3), а также осуществление работ по выполнению количественного химического анализа объектов окружающей среды (почв, грунтов, природных поверхностных, подземных и сточных вод и т.д.), по мониторингу и графикам производственного экологического контроля, а также определение компонентного состава отходов и их класса опасности. Для осуществления вышеуказанной деятельности <данные изъяты> на основании договора № от 01.12.2010 года принимает во временное пользование у <данные изъяты> офисное помещение по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> м2. На основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты> <данные изъяты> арендует помещения общей площадью <данные изъяты> м2, расположенные в отдельно стоящем здании по адресу: <адрес>, в которых размещена лаборатория ЦЭК. Согласно перечисленных договоров обязанность по утилизации образующихся отходов по всем адресам возложена на арендодателей, при этом у арендодателей отсутствует ответственность за соблюдение природоохранного законодательства в целом на занимаемых объектах. В ходе проведенной инвентаризации отходов в результате осуществления хозяйственной деятельности у <данные изъяты> образуются собственные отходы, а именно: код по ФККО 353 107 00 02 01 1 - отходы, содержащие ртуть (ртутьсодержащие лабораторные жидкости (лабораторные жидкости, содержащие соединения ртути после определения химического потребления кислорода) - I класса опасности; код по ФККО 314 008 00 01 00 0 - стеклянные отходы (лабораторное степи код по ФККО 314 008 00 01 00 0); код по ФККО 912 004 00 01 00 4 - мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) - IV класса опасности; код по ФККО 187 107 00 01 00 5 - бумажные фильтры - V класс опасности код по ФККО 571 029 02 01 99 5; отходы полиэтилена в виде пленки - V класс опасное - код по ФККО 187 103 00 01 00 5 - отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства - V класс опасности и др. Согласно ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. В соответствии со ст. 11 ФЗ «Об отходах производства и потреблении индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установления законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов, лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования. На основании ст. 18 вышеуказанного закона в целях обеспечения охраны окружающей природной среды к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливании нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельное которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и средне предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Порядок разработки и утверждения нормативов образовали отходов и лимитов на их размещение устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами. Данный порядок определен Приказе Минприроды РФ от 25.02.2010 года № 50 "О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение". Из вышеизложенных правовых норм следует, что индивидуальные предприниматели и юридические лица (за исключением субъектов малого и средне предпринимательства, к которым <данные изъяты> не относится) при осуществлении деятельности, в процессе которой образуются отходы, обязаны разрабатывать нормативы образования отходов и лимитов на размещение, а также получать в уполномоченных органах лимиты на размещение отходов. Вопреки изложенным требованиям законодательства, <данные изъяты> осуществляет свою деятельность в отсутствие разработанного проекта нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов, то есть без нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также без оформленных надлежащим образом в уполномоченном органе лимитов на размещение отходов. В соответствии с пунктами 2,3 ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. В соответствии с п. 1 инструкции по заполнению паспорта опасного отхода, утвержденной Приказом МПР РФ от 02.12.2002 года № 785 "Об утверждении паспорта опасного отхода", паспорт опасного отхода составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, по согласованию с территориальным органом МПР России по соответствующему субъекту Российской Федерации. Между тем, как установлено в ходе проверки, у <данные изъяты> отсутствуют согласованные в установленном порядке паспорта на отходы I, IV класса опасности, образующиеся в результате хозяйственной деятельности предприятия. Согласно ч. 1 ст. 19 вышеназванного закона «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Вместе с тем, как установлено в ходе проверки, <данные изъяты> учет образовавшихся отходов не ведется, сведения об учете образующихся отходов не представлены. В соответствии с пунктами 1,2 ст. 26 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами. <данные изъяты> разработано и утверждено Положение-план о производственном экологическом контроле в 2009 года, в котором определен порядок организации производственного контроля в области обращения с отходами (Раздел 9 Положения-плана). Однако, на момент проверки <данные изъяты> не представлен на согласование в уполномоченный орган порядок организации производственного контроля в области обращения с отходами, и не проводится производственный экологический контроль за обращением с отходами производства и потребления. Данные факты подтверждаются справкой проверки соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды <данные изъяты> от 25 мая 2011 года (л.д. 34-41), объяснениями директора <данные изъяты> Налимовой С.С. от 25 мая 2011 года (л.д.42-43), постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении от 25 мая 2011 года (45-46). Причиной допущенных нарушений является ненадлежащее отношение к исполнению своих обязанностей по соблюдению природоохранного законодательства со стороны должностного лица - директора <данные изъяты> Налимовой С.С., ответственного за соблюдение норм природоохранного законодательства в организации в целом. На основании вышеизложенного, постановлением Государственного инспектора Волгоградской области по охране природы, по геологическому контролю, по контролю и надзору за охраной и использованием водных объектов от 09 июня 2011 года № директор <данные изъяты> Налимова С.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей (л.д. 49-51). Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях Налимовой С.С. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, вина в совершении административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами. В соответствии со статьёй 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление. Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. При таких данных, Государственный инспектор обоснованно пришел к выводу о виновности Налимовой С.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, вместе с тем, учитывая, обстоятельства дела, личность виновного, то, что совершённое ею правонарушение не повлекло причинение вреда, имущественного вреда, отсутствует угроза чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, суд считает возможным изменить постановление в части назначения наказания и вынести Налимовой С.С. предупреждение. На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья Р Е Ш И Л : Постановление Государственного инспектора Волгоградской области по охране природы, по геологическому контролю, по контролю и надзору за охраной и использованием водных объектов от 09 июня 2011 года № изменить в части наказания, назначить директору <данные изъяты> Налимовой С.С. административное наказание в виде предупреждения. Решение может быть обжаловано в течение 10 суток с момента получения или вручения в Волгоградский областной суд. Судья: Р.Г. Набиев