Дело № 12-483/2011 Р Е Ш Е Н И Е 08 декабря 2011 года город Волгоград Судья Краснооктябрьского районного суда города Волгограда Набиев Р.Г., рассмотрев единолично жалобу Мельник А.И. на постановление Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области от 11 октября 2011 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, У С Т А Н О В И Л : Постановлением Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области от 11 октября 2011 года № директор ООО «<данные изъяты>» Мельник А.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ, привлечён к административной ответственности и подвергнут административному наказанию на основании ст. 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей. Мельник А.И. не согласился с принятым постановлением и подал жалобу, в которой просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить. В жалобе указывает на то, что в обоснование выводов о квалификации и назначении наказания инспектор указал в постановлении, что ООО «<данные изъяты>» осуществляет обращение с отходами 1-го, 3-го, 4-го класса опасности в отсутствие назначенного лица, ответственного по работе с отходами 1-4 класса опасности, прошедшего профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельством (сертификатом) на право работы с отходами 104 класса опасности, что является нарушением требований ч. 2 ст. 15 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Также административным органом указано, что составленные паспорта на отходы 1-го, 2-го и 4-го класса опасности не согласованы в уполномоченном органе исполнительной власти, осуществляющем регулирование в области охраны окружающей среды. Паспорт на отход - Масла автомобильные отработанные не составлен и не согласован с территориальным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование в области охраны окружающей среды. Накопление отхода - Масла автомобильные отработанные происходит в пластиковой емкости объемом 30 литров и учет данного отхода на предприятии не ведется. Указанные выводы сделаны административным органом на основании проведенной в ООО «<данные изъяты>» в период с 22 августа 2011 года по 15 сентября 2011 года проверки деятельности предприятия на предмет соблюдения природоохранного законодательства. В ходе проверки установлено, что ООО «<данные изъяты>» осуществляет торгово-коммерческую деятельность, а также монтаж и установку систем вентиляции, кондиционирования и отопления на территории Волгоградской области. При осуществлении указанных видов деятельности у предприятия образуются отходы производства и потребления - ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак, мусор от бытовых помещений, мусор строительный и другие отходы. Таким образом, ООО «<данные изъяты>», по мнению административного органа, нарушило требования ч. 3 ст. 14, ч. 2 ст. 15, ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Результаты проверки отражены в акте проверки № от 15.09.2011 года. В связи с чем, в отношении должностного лица - директора ООО «<данные изъяты>» Мельника А.И. 29.09.2011 года составлен протокол об административном правонарушении № о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2. КоАП РФ. Из состава видов деятельности по обращению с отходами исключена деятельность, в процессе которой образуются отходы, и включен новый вид деятельности - деятельность по накоплению отходов. Изменения, внесенные в статью 1 Закона № 89-ФЗ, вступили в силу с 30.06.2009 года, следовательно, с этой даты законодатель фактически вывел лиц, не занимающихся специализированной деятельностью по обращению с отходами, из состава субъектов ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами. Возможность привлечения неспециализированных по обращению с отходами предприятий к административной ответственности за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований предусмотрена в статье 8.1 КоАП РФ. На основании изложенного ООО «<данные изъяты>» и его руководитель Мельник А.И. не являются субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2. КоАП РФ. Кроме того, актом проверки установлено наличие у предприятия отходов - ртутных ламп, люминесцентных ртутьсодержащих трубок отработанных и брак, аккумуляторов свинцовых отработанных неразборных, масел автомобильных. При этом акт проверки не содержит сведений об установлении конкретных обстоятельств, подтверждающих наличие этих отходов - места их нахождения, сведений об измерении их объема и т.д. Следовательно, в данном случае отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2. КоАП РФ, что в соответствии с п. 1 ст. 24.5. исключает производство по делу об административном правонарушении. В судебное заседание Мельник А.И. и его защитник Загарев Д.В., не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайство об отложении дела не представили. Заинтересованное лицо представитель Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области Вавилов А.П., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражает против удовлетворения жалобы, по основаниям, указанным в письменных возражениях. Выслушав представителя Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области Вавилова А.П., исследовав письменные материалы дела, судья приходит к выводу о том, что постановление Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области надлежит оставить без изменения, а жалобу Мельника А.И. - без удовлетворения, по следующим основаниям. Согласно статье 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Как следует из материалов дела, в ходе проверки соблюдения требований природоохранного законодательства, установлено, что ООО «<данные изъяты>» осуществляет торгово-коммерческую деятельность, а также монтаж и установку систем вентиляции, кондиционирования и отопления на территории Волгоградской области, выявлены нарушения природоохранного законодательства, выразившееся в несоблюдении экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а именно установлено, что при штатной численности - 18 сотрудников и эксплуатации двух автомобилей (Хундай Старек и Нисан Пасфайндер), производственного участка (административная служба, стоянка автотранспорта, складские помещения) - свидетельство о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельство о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по адресу <адрес>, магазина (торгово-выстовочный зал) площадью <данные изъяты> кв.м. (свидетельство о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ) расположенного по адресу: <адрес>, согласно проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в ходе деятельности Общества образуются отходы 1-го, 2-го, 3-го и 4-го класса опасности (код по ФККО 3533010013011 - Ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак, 1-го класса опасности; код по ФККО 9211010113012- Аккумуляторы свинцовые отработанные неразборные, с не слитым электролитом, 2-го класса опасности; код по ФККО 5410020202033 - Масла автомобильные отработанные, 3-го класса опасности; код по ФККО 9120040001004 - Мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), 4-го класса опасности; код по ФККО 9120060101004 - Мусор строительный от разборки зданий, 4-го класса опасности; код по ФККО 490270101034 - Обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15%), 4-го класса опасности; код по ФККО 3140230301034 - песок, загрязненный маслами (содержание масел менее 15%)4-го класса опасности; код по ФККО 3515036611004 - пыль (или порошок) от шлифования черных металлов с содержанием металла 50% и более, 4-го класса опасности). При этом, составленные паспорта на указанные отходы 1-го, 2-го и 4-го класса опасности не согласованы в уполномоченном органе исполнительной власти осуществляющим регулирование в области охраны окружающей среды, паспорт на отход (код по ФККО 5410020202033 - Масла автомобильные отработанные, 3-го класса опасности) не составлен и не согласован с территориальным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование в области охраны окружающей среды, что является нарушением требований ч. 2, 3 ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления», приказа МНР России № 785 от 02.12.2002 года «Об утверждении паспорта опасного отхода», приказа Ростехнадзора № 570 от 15.08.2007 года «Об организации работы по паспортизации опасных отходов» (Зарегистрировано в Минюсте РФ № 9996 от 17.08.2007 года). Накопление отходов (код по ФККО 9120040001004 - Мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), 4-го класса опасности; код по ФККО 9120060101004 - Мусор строительный от разборки зданий, 4-го класса опасности; код по ФККО 490270101034 - Обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15%), 4-го класса опасности; код по ФККО 3140230301034 - песок, загрязненный маслами (содержание масел менее 15%) 4-го класса опасности; код по ФККО 3515036611004 - пыль (или порошок) от шлифования черных металлов с содержанием металла 50% и более, 4-го класса опасности; код по ФККО 3140430201995 - абразивные круги отработанные, лом отработанных абразивных кругов, 5-го класса опасности; код по ФККО 1711200001005 -Древесные отходы из натуральной чистой древесины несортированные, 5-го класса опасности; код по ФККО 9120110001005 - Отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами, 5-го класса опасности; код по ФККО 9231010001995 - Электрические лампы накаливания отработанные и брак, 5-го класса опасности; код по ФККО 1871030001005 - Отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, 5-го класса опасности; код по ФККО 3513200001995 - Стружка черных металлов незагрязненная, 5-го класса опасности; код по ФККО 9231010001995 - Электрические лампы накаливания отработанные и брак, 5-го класса опасности) происходит в металлическом контейнере, установленном на оборудованной площадке, которая расположена на эксплуатируемой Обществом территории по <адрес>. Указанная площадка имеет бетонное покрытие. Фактически вывезено отходов за 2011 год в объеме 3,00 м3 (акты выполненных работ № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ). Согласно действующему договору ТБО № от ДД.ММ.ГГГГ, отходы производства и потребления, образующиеся в результате хозяйственной деятельности ООО «<данные изъяты>», передаются специализированному предприятию <данные изъяты> для размещения и захоронения на полигоне. Накопление отхода (код по ФККО 5410020202033 - Масла автомобильные отработанные, 3-го класса опасности) происходит в пластиковой ёмкости объёмом 30 литров рядом с контейнером для ТБО на бетонном покрытии. На момент проверки накоплено указанного отхода 20 литров. Учет указанного отхода на предприятии не ведется, что является нарушением требований ч. 1 ст. 19 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления». Отходы (код по ФККО 3533010013011 - ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отобранные и брак, первого класса опасности; код по ФККО 9211010113012 - аккумуляторы свинцовые отработанные неразборные, с не слитым электролитом, второго класса опасности) накапливаются и размещаются в неустановленных местах. Учёт указанных отходов на предприятии не ведётся, что является нарушение требований ч. 1 ст. 19 ФЗ № 89-ФЗ от 26 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления». У ООО «<данные изъяты>» отсутствует назначенное лицо, ответственное по работе с отходами первого, второго, третьего, четвёртого класса опасности, прошедшее профессиональную подготовку, подтверждённую свидетельством (сертификатом) на право работы с отходами, указанных классов опасности. Данные обстоятельства подтверждаются исследованными доказательствами: копией распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ о проведении плановой выездной проверки «<данные изъяты>» (л.д.23 -24); копией акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, с приложенной фототаблицей (л.д. 27-28, 30); протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, где установлено событие административного правонарушения (л.д. 33-34). На основании вышеизложенного, постановлением Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области от 11 октября 2011 года № директор ООО «<данные изъяты>» Мельник А.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ, привлечён к административной ответственности и подвергнут административному наказанию на основании ст. 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей (л.д. 36-37). Субъектами административной ответственности за данное правонарушение являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица. Согласно статье 1 Закона № 7-ФЗ экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды. В соответствии со статьей 1 Закона № 89-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент проведения проверки) под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования. Общество на своей территории складировало и хранило отходы, факт образования которых в результате его производственной деятельности подтвержден материалами дела. В силу части 1 статьи 51 Закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Согласно статье 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Как следует из пункта 3.7 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03, введенных в действие с 15.06.2003 года постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 года № 80, при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.), по периметру площадки должны быть предусмотрены обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями. Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами допускается временное складирование отходов производства и потребления на открытых специально оборудованных для этого площадках (пункт 3.2). Хранение сыпучих и летучих отходов в помещениях в открытом виде не допускается, а в используемых для временного хранения отходов 1-2 классов опасности закрытых складах должны быть предусмотрены пространственная изоляция и раздельное хранение веществ в отдельных отсеках (ларях) на поддонах (пункт 3.5). Согласно статье 4.1 Закона № 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: чрезвычайно опасные (1), высокоопасные (2), умеренно опасные (3), малоопасные (4), практически неопасные (5). Согласно статье статья 14 вышеназванного федерального закона (№ 89-ФЗ) содержатся требования в области обращения с отходами, где предписывая, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельностикоторых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Таким образом, указанный закон регулирует порядок обращения с отходами, возникающими не только в процессе производства продукции, деятельность по сбору, накоплению, использованию обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, но и в процессе любой деятельности, в ходе которой образуются отходы. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.10.2000 года № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» определено, что Министерство природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы проводят работу по паспортизации опасных отходов на основании предоставляемой в установленном порядке индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, информации в указанной области, включающей сведения о происхождении, количестве, составе, свойствах, классе опасности отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания. Порядок организации работы по паспортизации опасных отходов утвержден Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.08.2007 года № 570 (далее - Приказ № 570), в силу пункта 2.2 которых индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности. Класс опасности отходов для окружающей природной среды устанавливается в зависимости от степени вредного воздействия на окружающую природную среду в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 года № 511 (далее - Приказ № 511). Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности согласно вышеизложенному приказу № 511 для окружающей природной среды предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы для окружающей природной среды, и которые обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды. При таких данных судья полагает, что факт совершения Мельником А.И. административного правонарушения нашёл своё подтверждение, ему было назначено минимальное наказание, в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей, постановление вынесено в соответствии с действующим законодательством, процессуальных нарушений не имеется, в связи с чем, суд не находит оснований для отмены постановления Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области № от 11 октября 2011 года. Согласно статье 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения. Таким образом, постановление Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области № от 11 октября 2011 года о привлечении Мельника А.И. к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ надлежит оставить без изменения, а жалобу Мельника А.И. - без удовлетворения. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1 - 30.7 КоАП РФ, судья Р Е Ш И Л : Жалобу Мельник А.И. на постановление Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области № от 11 октября 2011 года оставить без удовлетворения. Постановление Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды № от 11 октября 2011 года о привлечении Мельник А.И. к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей - оставить без изменения. Решение может быть обжаловано в течение 10 суток с момента вручения или получения копии решения в Волгоградский областной суд. Судья: Р.Г. Набиев