ст. 8.2 КоАП РФ постановление оставлено без изменения



Дело № 12-483/2011

Р Е Ш Е Н И Е

08 декабря 2011 года                                                                                 город Волгоград

Судья Краснооктябрьского районного суда города Волгограда Набиев Р.Г., рассмотрев единолично жалобу Мельник А.И. на постановление Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области от 11 октября 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области от 11 октября 2011 года директор ООО «<данные изъяты>» Мельник А.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ, привлечён к административной ответственности и подвергнут административному наказанию на основании ст. 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Мельник А.И. не согласился с принятым постановлением и подал жалобу, в которой просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить. В жалобе указывает на то, что в обоснование выводов о квалификации и назначении наказания инспектор указал в постановлении, что ООО «<данные изъяты>» осуществляет обращение с отходами 1-го, 3-го, 4-го класса опасности в отсутствие назначенного лица, ответственного по работе с отходами 1-4 класса опасности, прошедшего профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельством (сертификатом) на право работы с отходами 104 класса опасности, что является нарушением требований ч. 2 ст. 15 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Также административным органом указано, что составленные паспорта на отходы 1-го, 2-го и 4-го класса опасности не согласованы в уполномоченном органе исполнительной власти, осуществляющем регулирование в области охраны окружающей среды. Паспорт на отход - Масла автомобильные отработанные не составлен и не согласован с территориальным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование в области охраны окружающей среды. Накопление отхода - Масла автомобильные отработанные происходит в пластиковой емкости объемом 30 литров и учет данного отхода на предприятии не ведется. Указанные выводы сделаны административным органом на основании проведенной в ООО «<данные изъяты>» в период с 22 августа 2011 года по 15 сентября 2011 года проверки деятельности предприятия на предмет соблюдения природоохранного законодательства. В ходе проверки установлено, что ООО «<данные изъяты>» осуществляет торгово-коммерческую деятельность, а также монтаж и установку систем вентиляции, кондиционирования и отопления на территории Волгоградской области. При осуществлении указанных видов деятельности у предприятия образуются отходы производства и потребления - ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак, мусор от бытовых помещений, мусор строительный и другие отходы. Таким образом, ООО «<данные изъяты>», по мнению административного органа, нарушило требования ч. 3 ст. 14, ч. 2 ст. 15, ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Результаты проверки отражены в акте проверки от 15.09.2011 года. В связи с чем, в отношении должностного лица - директора ООО «<данные изъяты>» Мельника А.И. 29.09.2011 года составлен протокол об административном правонарушении о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2. КоАП РФ. Из состава видов деятельности по обращению с отходами исключена деятельность, в процессе которой образуются отходы, и включен новый вид деятельности - деятельность по накоплению отходов. Изменения, внесенные в статью 1 Закона № 89-ФЗ, вступили в силу с 30.06.2009 года, следовательно, с этой даты законодатель фактически вывел лиц, не занимающихся специализированной деятельностью по обращению с отходами, из состава субъектов ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами. Возможность привлечения неспециализированных по обращению с отходами предприятий к административной ответственности за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований предусмотрена в статье 8.1 КоАП РФ.

На основании изложенного ООО «<данные изъяты>» и его руководитель Мельник А.И. не являются субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2. КоАП РФ. Кроме того, актом проверки установлено наличие у предприятия отходов - ртутных ламп, люминесцентных ртутьсодержащих трубок отработанных и брак, аккумуляторов свинцовых отработанных неразборных, масел автомобильных. При этом акт проверки не содержит сведений об установлении конкретных обстоятельств, подтверждающих наличие этих отходов - места их нахождения, сведений об измерении их объема и т.д. Следовательно, в данном случае отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2. КоАП РФ, что в соответствии с п. 1 ст. 24.5. исключает производство по делу об административном правонарушении.

В судебное заседание Мельник А.И. и его защитник Загарев Д.В., не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайство об отложении дела не представили.

Заинтересованное лицо представитель Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области Вавилов А.П., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражает против удовлетворения жалобы, по основаниям, указанным в письменных возражениях.

Выслушав представителя Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области Вавилова А.П., исследовав письменные материалы дела, судья приходит к выводу о том, что постановление Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области надлежит оставить без изменения, а жалобу Мельника А.И. - без удовлетворения, по следующим основаниям.

Согласно статье 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки соблюдения требований природоохранного законодательства, установлено, что ООО «<данные изъяты>» осуществляет торгово-коммерческую деятельность, а также монтаж и установку систем вентиляции, кондиционирования и отопления на территории Волгоградской области, выявлены нарушения природоохранного законодательства, выразившееся в несоблюдении экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а именно установлено, что при штатной численности - 18 сотрудников и эксплуатации двух автомобилей (Хундай Старек и Нисан Пасфайндер), производственного участка (административная служба, стоянка автотранспорта, складские помещения) - свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по адресу <адрес>, магазина (торгово-выстовочный зал) площадью <данные изъяты> кв.м. (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ) расположенного по адресу: <адрес>, согласно проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в ходе деятельности Общества образуются отходы 1-го, 2-го, 3-го и 4-го класса опасности (код по ФККО 3533010013011 - Ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак, 1-го класса опасности; код по ФККО 9211010113012- Аккумуляторы свинцовые отработанные неразборные, с не слитым электролитом, 2-го класса опасности; код по ФККО 5410020202033 - Масла автомобильные отработанные, 3-го класса опасности; код по ФККО 9120040001004 - Мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), 4-го класса опасности; код по ФККО 9120060101004 - Мусор строительный от разборки зданий, 4-го класса опасности; код по ФККО 490270101034 - Обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15%), 4-го класса опасности; код по ФККО 3140230301034 - песок, загрязненный маслами (содержание масел менее 15%)4-го класса опасности; код по ФККО 3515036611004 - пыль (или порошок) от шлифования черных металлов с содержанием металла 50% и более, 4-го класса опасности). При этом, составленные паспорта на указанные отходы 1-го, 2-го и 4-го класса опасности не согласованы в уполномоченном органе исполнительной власти осуществляющим регулирование в области охраны окружающей среды, паспорт на отход (код по ФККО 5410020202033 - Масла автомобильные отработанные, 3-го класса опасности) не составлен и не согласован с территориальным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование в области охраны окружающей среды, что является нарушением требований ч. 2, 3 ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления», приказа МНР России № 785 от 02.12.2002 года «Об утверждении паспорта опасного отхода», приказа Ростехнадзора № 570 от 15.08.2007 года «Об организации работы по паспортизации опасных отходов» (Зарегистрировано в Минюсте РФ № 9996 от 17.08.2007 года). Накопление отходов (код по ФККО 9120040001004 - Мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), 4-го класса опасности; код по ФККО 9120060101004 - Мусор строительный от разборки зданий, 4-го класса опасности; код по ФККО 490270101034 - Обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15%), 4-го класса опасности; код по ФККО 3140230301034 - песок, загрязненный маслами (содержание масел менее 15%) 4-го класса опасности; код по ФККО 3515036611004 - пыль (или порошок) от шлифования черных металлов с содержанием металла 50% и более, 4-го класса опасности; код по ФККО 3140430201995 - абразивные круги отработанные, лом отработанных абразивных кругов, 5-го класса опасности; код по ФККО 1711200001005 -Древесные отходы из натуральной чистой древесины несортированные, 5-го класса опасности; код по ФККО 9120110001005 - Отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами, 5-го класса опасности; код по ФККО 9231010001995 - Электрические лампы накаливания отработанные и брак, 5-го класса опасности; код по ФККО 1871030001005 - Отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, 5-го класса опасности; код по ФККО 3513200001995 - Стружка черных металлов незагрязненная, 5-го класса опасности; код по ФККО 9231010001995 - Электрические лампы накаливания отработанные и брак, 5-го класса опасности) происходит в металлическом контейнере, установленном на оборудованной площадке, которая расположена на эксплуатируемой Обществом территории по <адрес>. Указанная площадка имеет бетонное покрытие. Фактически вывезено отходов за 2011 год в объеме 3,00 м3 (акты выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ). Согласно действующему договору ТБО от ДД.ММ.ГГГГ, отходы производства и потребления, образующиеся в результате хозяйственной деятельности ООО «<данные изъяты>», передаются специализированному предприятию <данные изъяты> для размещения и захоронения на полигоне. Накопление отхода (код по ФККО 5410020202033 - Масла автомобильные отработанные, 3-го класса опасности) происходит в пластиковой ёмкости объёмом 30 литров рядом с контейнером для ТБО на бетонном покрытии. На момент проверки накоплено указанного отхода 20 литров. Учет указанного отхода на предприятии не ведется, что является нарушением требований ч. 1 ст. 19 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления». Отходы (код по ФККО 3533010013011 - ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отобранные и брак, первого класса опасности; код по ФККО 9211010113012 - аккумуляторы свинцовые отработанные неразборные, с не слитым электролитом, второго класса опасности) накапливаются и размещаются в неустановленных местах. Учёт указанных отходов на предприятии не ведётся, что является нарушение требований ч. 1 ст. 19 ФЗ № 89-ФЗ от 26 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления». У ООО «<данные изъяты>» отсутствует назначенное лицо, ответственное по работе с отходами первого, второго, третьего, четвёртого класса опасности, прошедшее профессиональную подготовку, подтверждённую свидетельством (сертификатом) на право работы с отходами, указанных классов опасности.

Данные обстоятельства подтверждаются исследованными доказательствами: копией распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ о проведении плановой выездной проверки «<данные изъяты>» (л.д.23 -24); копией акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, с приложенной фототаблицей (л.д. 27-28, 30); протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, где установлено событие административного правонарушения (л.д. 33-34).

На основании вышеизложенного, постановлением Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области от 11 октября 2011 года директор ООО «<данные изъяты>» Мельник А.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ, привлечён к административной ответственности и подвергнут административному наказанию на основании ст. 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей (л.д. 36-37).

Субъектами административной ответственности за данное правонарушение являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Согласно статье 1 Закона № 7-ФЗ экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

В соответствии со статьей 1 Закона № 89-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент проведения проверки) под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Общество на своей территории складировало и хранило отходы, факт образования которых в результате его производственной деятельности подтвержден материалами дела.

В силу части 1 статьи 51 Закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как следует из пункта 3.7 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03, введенных в действие с 15.06.2003 года постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 года № 80, при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.), по периметру площадки должны быть предусмотрены обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями.

Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами допускается временное складирование отходов производства и потребления на открытых специально оборудованных для этого площадках (пункт 3.2). Хранение сыпучих и летучих отходов в помещениях в открытом виде не допускается, а в используемых для временного хранения отходов 1-2 классов опасности закрытых складах должны быть предусмотрены пространственная изоляция и раздельное хранение веществ в отдельных отсеках (ларях) на поддонах (пункт 3.5).

Согласно статье 4.1 Закона № 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: чрезвычайно опасные (1), высокоопасные (2), умеренно опасные (3), малоопасные (4), практически неопасные (5).

Согласно статье статья 14 вышеназванного федерального закона (№ 89-ФЗ) содержатся требования в области обращения с отходами, где предписывая, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельностикоторых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

Таким образом, указанный закон регулирует порядок обращения с отходами, возникающими не только в процессе производства продукции, деятельность по сбору, накоплению, использованию обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, но и в процессе любой деятельности, в ходе которой образуются отходы.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.10.2000 года № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» определено, что Министерство природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы проводят работу по паспортизации опасных отходов на основании предоставляемой в установленном порядке индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, информации в указанной области, включающей сведения о происхождении, количестве, составе, свойствах, классе опасности отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания.

Порядок организации работы по паспортизации опасных отходов утвержден Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.08.2007 года № 570 (далее - Приказ № 570), в силу пункта 2.2 которых индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности.

Класс опасности отходов для окружающей природной среды устанавливается в зависимости от степени вредного воздействия на окружающую природную среду в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 года № 511 (далее - Приказ № 511).

Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности согласно вышеизложенному приказу № 511 для окружающей природной среды предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы для окружающей природной среды, и которые обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды.

При таких данных судья полагает, что факт совершения Мельником А.И. административного правонарушения нашёл своё подтверждение, ему было назначено минимальное наказание, в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей, постановление вынесено в соответствии с действующим законодательством, процессуальных нарушений не имеется, в связи с чем, суд не находит оснований для отмены постановления Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области от 11 октября 2011 года.

Согласно статье 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

Таким образом, постановление Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области от 11 октября 2011 года о привлечении Мельника А.И. к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ надлежит оставить без изменения, а жалобу Мельника А.И. - без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1 - 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Жалобу Мельник А.И. на постановление Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области от 11 октября 2011 года оставить без удовлетворения.

Постановление Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды от 11 октября 2011 года о привлечении Мельник А.И. к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей - оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток с момента вручения или получения копии решения в Волгоградский областной суд.

Судья:               Р.Г. Набиев