Дело № 12-553/2011 Р Е Ш Е Н И Е 14 декабря 2011 года город Волгоград Федеральный судья Краснооктябрьского районного суда города Волгограда Набиев Р.Г рассмотрев единолично жалобу Дерягиной Я.Е. на постановление Государственного инспектора Волгоградской области по охране природы, по геологическому контролю, по контролю и надзору за охраной и использованием водных объектов от 24 ноября 2011 года № 16/1810-11-11 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, У С Т А Н О В И Л : Постановлением Государственного инспектора Волгоградской области по охране природы, по геологическому контролю, по контролю и надзору за охраной и использованием водных объектов от 24 ноября 2011 года № 16/1810-11-11 директор ООО «ЭкоМастер» Дерягина Я.Е. признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей. Дерягина Я.Е. с данным постановлением не согласилась и обжаловала его. В обосновании жалобы указала, что административным органом не обоснованно вменяется ей правонарушение, связанное с размещением отходов производства и потребления, поступающих на объект размещения отходов - свалку ТБО, эксплуатируемую ООО «ЭкоМастер» с октября 2009 года, в течение 2010 года и по 24 октября 2011 года, без установленных специально уполномоченными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в области обращения с отходами, для ООО «ЭкоМастер» лимитов на размещение отходов, поступающих от сторонних организаций в цифровом выражении. Считает, что размещение указанных отходов осуществляется в соответствии с действующим законодательством, при наличии всей разрешительной документации. Также указывает на отсутствие состава административного правонарушения, поскольку административным органом неправильно определена объективная сторона правонарушения. Ссылается, также на процессуальные нарушения, допущенные прокурором при возбуждении дела об административном правонарушении, поскольку постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено с нарушением установленного срока, также не были приняты меры обеспечения производства по делу, не присутствовали понятые, отсутствует акт проверки и протокол осмотра территории. Кроме того, административным органом не собрано достаточно доказательств, свидетельствующих о том, что она, как должностное лицо, допустила нарушение требований законодательства об охране окружающей среды своими собственными действиями, либо давала своим подчинённым указания, которые могли бы идти в разрез с законодательством об охране окружающей среды, либо не приняла меры по обеспечению соблюдения законодательства об охране окружающей среды подчиненными ей лицами. Просит восстановить срок для подачи жалобы, постановление отменить. Лицо, подавшее жалобу, Дерягина Я.Е. в судебном заседании на доводах, изложенных в жалобе, настаивает, просит постановление отменить, производство по делу прекратить. Представитель заинтересованного лица Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области Вавилов А.П., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражает против удовлетворения жалобы, считает, что постановление вынесено, обосновано, в соответствии с действующим законодательством. Должностное лицо, вынесшее постановление Михаевич П.П., действующий на основании доверенности, в судебном с доводами жалобы не согласен, считает, что постановление вынесено законно, в ходе проверки выявлены факты нарушения природоохранного законодательства, которые образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ. Вина Дерягиной Я.Е. в совершении административного правонарушения доказана и подтверждается материалами дела, в том числе и актом проверки. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, судья приходит к следующему. Согласно ст. 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу. Как усматривается из материалов дела, копию постановления Дерягина Я.Е. получила 24 ноября 2011 года. Жалоба на указанное постановление направлена по почте 05 декабря 2011 года. То есть, срок для подачи жалобы не пропущен, поскольку с учётом того, что последний день обжалования выпадает на выходной день, и, соответственно, переносится на первый рабочий день, жалоба направлена до истечения десяти дней, со дня получения копии постановления. Согласно статье 30.6 КоАП РФ, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме. Согласно статье 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно - строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей. Постановлением заместителя прокурора Волгограда от 09 ноября 2011 года в отношении генерального директора ООО «ЭкоМастер» Дерягиной Я.Е. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ (л.д. 70-75). Согласно представленным материалам дела, установлено, что в период с 20 октября 2011 года по 24 октября 2011 года старшим помощником прокурора города Волгограда Пименовой Е.Н. с привлечением представителя Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области Михаевича П.П. проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды в отношении ООО «ЭкоМастер». В ходе проверки установлено, что основным видом деятельности ООО «ЭкоМастер» согласно п. 2.5 представленному уставу от 26 октября 2009 года являются удаление и обработка твердых отходов, уборка территорий и аналогичная деятельность. Как установлено в ходе проверки основная производственная деятельность связана с размещением - твердых бытовых отходов и промышленных отходов от предприятий, организаций и жителей Дзержинского, Кировского, Советского, Центрального, Краснооктябрьского, Тракторозаводского и Ворошиловского районов города Волгограда на свалке ТБО и ТПО расположенной по адресу: <адрес>. При этом название вида такого вида деятельности как размещение отходов не прописано в Уставе ООО «ЭкоМастер». В состав свалки ТБО, эксплуатируемой ООО «ЭкоМастер» входят следующие цеха и участки: стоянка для тракторов и спецтехники работающих на свалке; емкость с дизтопливом для заправки тракторов и спецтехники У=3,0 м3; административно-бытовые помещения (кирпичный одноэтажный дом); карты для накопления поступающих ТБО и промышленных отходов опасности - 7 ед.; мусоросортировочный комплекс; надворный туалет. Общее количество рабочих в ООО «ЭкоМастер» составляет 110 человек. Количество рабочих ООО «ЭкоМастер», работающих на свалке составляет 40 человек. Санитарно-защитная зона свалки согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 составляет - 1000,0 м, фактически решением «Роспотребнадзора» СЗЗ была сокращена до 370 метров, т.е. до ближайшей жилой застройки хутора Овражный. Водоснабжение сотрудников ООО «ЭкоМастер», и наемных рабочих, работающих на свалке и мусоросортировочном комплексе осуществляется привозной водой в количестве 0,15 м3/сут - 40,0 м3/год. Водоотведение осуществляется в надворный туалет в количестве 0,15 м3/сут - 40,0 м3/год. Общая площадь территории под свалку составляет 21,280 Га. Режим работы свалки - с 07 часов 30 минут до 18 часов 00 минут. Количество ТБО и других видов отходов, поступающих на свалку по данным ООО «ЭкоМастер» составляет за 2010 год - 1 152 098 м3 (порядка 250 000 тонн), в 2011 году количество ТБО, поступающее на свалку по данным ООО «ЭкоМастер» составляет за 9 месяцев: -1 057 504 м3 (порядка 250 000 тонн). Согласно п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, объект капитального строительства - здание, строение сооружение, объекты, строительство которых незавершенно (далее объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Поскольку эксплуатируемая ООО «ЭкоМастер» свалка ТБО является сооружением, предназначенным для размещения отходов, к тому же неразделимо связана с земельным участком, на котором находится, она является объектом капитального строительства. Всего на территории существующей свалки Дзержинского района вблизи хутора Овражный расположенной в городе Волгограде с момента начала эксплуатации (1949 год) накоплено порядка 40 000 000 м3 отходов 3,4,5 - го классов опасности которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду, загрязняя атмосферный воздух, почву, поверхностные (реки М. Мечетка) и подземные водные горизонты. Согласно ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. В соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Согласно ст. 1 (основные понятия) Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ: - размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; - захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду; - объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах, а поскольку ООО «ЭкоМастер» размещает отходы на собственном объекте размещения отходов - (свалке ТБО и ТПО 400075, <адрес>), находящейся в аренде у ООО «ЭкоМастер» с 16 ноября 2009 года согласно изменению от 14 декабря 2009 года к договору аренды земельного участка от 18 декабря 2002 года 3293 (кадастровый № 34:03:13 00 07:0026), то на поступающие для размещения на свалке от сторонних предприятий и организаций отходы производства и потребления согласно ч. 2 ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ необходимо установить лимиты на размещение отходов. Вместе с тем, как установлено в ходе проверки размещение отходов производства и потребления, поступающих на объект размещения отходов - свалку ТБО эксплуатируемую ООО «ЭкоМастер» с октября 2009 года, в течение 2010 года и по 24 октября 2011 года производится без установленных специально уполномоченными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в области обращения с отходами, для ООО «ЭкоМастер» лимитов на размещение отходов, поступающих от сторонних организаций в цифровом выражении (м3, тонны). В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Однако, как установлено в ходе проверки на эксплуатируемой ООО «ЭкоМастер» свалке ТБО расположенной в Дзержинском районе города Волгограда не ведется полный и достоверный учет за количеством и номенклатурой поступающих на свалку отходов, а именно: - в имеющихся на свалке журналах ежедневного первичного учета приема отходов записи ведутся только по количеству приезжающих на свалку мусоровозов. В журналах указывается объем отходов только в м3, без учета агрегатного состояния поступающих отходов согласно действующего ФККО - (твердое, пастообразное, шлам, пыль, порошкообразное, волокно, готовое изделие, потерявшее потребительские свойства и др.). Поступающие на свалку отходы не взвешиваются, не определяется масса поступивших на свалку отходов в тоннах, не указывается наименование поступающих отходов по действующему ФККО. При этом на свалку кроме ТБО поступают на размещение различные виды отходов 4-го класса опасности а также других классов опасности, в том числе от промышленных предприятий и организаций без заключения договоров по разовым талонам, которые также размещаются на свалке без учета их номенклатуры (видов) и определения их количества в тоннах. В представленном ООО «ЭкоМастер» с нарушением установленного срока 21 октября 2011 года в Управление Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности отчете об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) за 2010 год не показаны отходы, поступающие на размещение на свалку ТБО от сторонних предприятий и организаций - в 2010 году - по данным ООО «»ЭкоМастер» в 2010 году поступило на свалку для размещения 1 152 098 м3 (порядка 250 000 тонн) отходов. В данном отчете об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2010 год не учитываются также - отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки код отхода по ФККО 9510000000000 от использования персоналом в количестве 40 человек (обслуживающего в течение рабочего дня свалку), воды на хозяйственно-питьевые нужды. Данный вид отхода накапливаются в надворном туалете, расположенном на территории свалки. Согласно представленной справки от 24.10.2011 года № 16/660-10-11 в 2010 году от хозяйственной деятельности ООО «ЭкоМастер» на свалке образовано 120,0 т/год хозяйственно - бытовых сточных вод. В соответствии с ч. 3 ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, (субъекты малого и среднего предпринимательства) в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные органы исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов (за исключением статистической отчетности) в уведомительном порядке. В соответствии с п. 5 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), названная отчетность представляется в органы Росприроднадзора до 15 января, года, следующего за отчетным периодом. Отчетный период составляет один календарный год. Вместе с тем, как установлено в ходе проверки, ООО «ЭкоМастер» отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2010 год в Управление Росприроднадзора по Волгоградской области в установленный срок не представлена. В соответствии с ч. 5 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов. Вместе с тем, как установлено в ходе проверки, поступающие на эксплуатируемую ООО «ЭкоМастер» свалку ТБО и ТПО отходы размещаются и захораниваются в границах населенного пункта - территориально свалка расположена в границах населенного пункта город Волгоград (<адрес>). Установленные обстоятельства по делу подтверждаются исследованными доказательствами, а именно: копией постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 09 ноября 2011 года (л.д. 70-75); копией распоряжения о проведении плановой проверки ООО «ЭкоМастер» от 09 августа 2011 года № 1875 (л.д. 79-80); копией распоряжения от 16 сентября 2011 года № 1875/1 о внесении изменений в распоряжение Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области от 09 августа 2011 года № 1875 (л.д. 81); копией акта проверки деятельности ООО «ЭкоМастер» от 14 октября 2011 года № 16/517-10-11 (л.д. 83-92); копией справки от 21 октября 2011 года о численности фактически работающих сотрудников ООО «ЭкоМастер» в структурном подразделении «Служба полигона» (л.д. 100); копией документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов их размещения (л.д. 18-22); копией проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (л.д. 35-45); копией договора ЖБО № 4213 от 09 ноября 2009 года (л.д. 46); копией отчёта об образовании, использовании, обезвреживания и размещения отходов за 2010 год (л.д. 47-51); копией договора аренды земельного участка № 393 от 18 декабря 2002 года (л.д. 51-53); копией соглашения № 393/1 от 06 ноября 2009 года о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № 393 от 18 декабря 2002 года (л.д. 54); копией акта приема-передачи от 06 ноября 2009 года (л.д. 55); копией изменения от 14 декабря 2009 года к договору аренды земельного участка от 18 декабря 2002 года № 393 (л.д. 56). Таким образом, в действиях должностного лица - генерального директора ООО «ЭкоМастер» Дерягиной Я.Е., чей статут подтверждается копией приказа № 47/09 от 27 октября 2009 года (л.д. 77), усматривается состав административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена по ст. 8.1 КоАП РФ как несоблюдение экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов капитального строительства. Причиной допущенных нарушений является ненадлежащее отношение к исполнению своих обязанностей по соблюдению природоохранного законодательства со стороны генерального директора ООО «ЭкоМастер» Дерягиной Я.Е., ответственного за соблюдение норм природоохранного законодательства в организации в целом. На основании вышеизложенного, постановлением Государственного инспектора Волгоградской области по охране природы, по геологическому контролю, по контролю и надзору за охраной и использованием водных объектов от 24 ноября 2011 года № 16/1810-11-11 генеральный директор ООО «ЭкоМастер» Дерягина Я.Е. признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей (л.д. 67-69). При таких данных, доводы жалобы являются не обоснованными и опровергаются установленными выше обстоятельствами, подтверждёнными исследованными доказательствами, допустимость которых не вызывает сомнения. Что касается ссылки на нарушение прокурором срока вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, то она является не состоятельной, поскольку в соответствии с п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов, при применении КоАП РФ», несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными. Отсутствие в материалах дела протокола осмотра территории юридического лица, не ставит под сомнение сведения отраженные в акте, составленном по итогам проведённой проверки. Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях Дерягиной Я.Е. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, вина в совершении административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами. В соответствии со статьёй 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление. Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. При таких данных, Государственный инспектор обоснованно пришел к выводу о виновности Дерягиной Я.Е. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, вместе с тем, учитывая, обстоятельства дела, личность виновного, то, что совершённое ей правонарушение не повлекло причинение вреда, имущественного вреда, отсутствует угроза чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, судья считает возможным изменить постановление в части назначения наказания и вынести Дерягиной Я.Е. предупреждение. На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья Р Е Ш И Л : Постановление Государственного инспектора Волгоградской области по охране природы, по геологическому контролю, по контролю и надзору за охраной и использованием водных объектов от 24 ноября 2011 года № 16/1810-11-11 изменить в части наказания, назначить директору общества с ограниченной ответственностью «ЭкоМастер» Дерягиной Я.Е. административное наказание по ст. 8.1 КоАП РФ, в виде предупреждения. Решение может быть обжаловано в течение 10 суток с момента получения или вручения в Волгоградский областной суд. Судья: Р.Г. Набиев