решение по ст.8.41 КоАП РФ



Дело № 12-21/2012

РЕШЕНИЕ

17 января 2012 года                                                                                   город Волгоград

Судья Краснооктябрьского районного суда города Волгограда Костюк И.И., рассмотрев жалобу Наташиной Т.В. на постановление Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области № 5/1929-12-11 от 16 декабря 2011 года, о привлечении ее к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.41 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области № 5/1929-12-11 от 16 декабря 2011 года директор ООО «Базис-Эксперт» Наташина Т.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.41 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию, на основании статьи 8.41 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.

Наташина Т.В. с данным постановлением не согласилась, подала жалобу, в которой просит постановление отменить. В обоснование жалобы указывает, что она привлекается к административной ответственности впервые. Указывает, что в ходе проверки было выявлено только одно нарушение. Также указала, что не оспаривает сам факт нарушения, при выявлении неуплаты за воздействие на окружающую среду, однако ею были приняты незамедлительные меры к устранению нарушения. Считает возможным применить к ней положения статьи 2.9 КоАП РФ. Просит постановление Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области № 5/1929-12-11 от 16 декабря 2011 года отменить, поскольку при привлечении ее к административной ответственности, не были применены положения статьи 2.9 КоАП РФ.

В судебном заседании заявитель Наташина Т.В. настаивает на удовлетворении жалобы.

Представитель заинтересованного лица Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области Вавилов А.П., действующий на основании доверенности (л.д.52), в судебном заседании возражает против удовлетворения жалобы, считает, что постановление вынесено обосновано, в соответствии с действующим законодательством, также указал, что действия Наташиной Т.В. формально содержат признаки состава административного правонарушения, наказание назначено минимальное, в пределах санкции статьи.

Выслушав заявителя, представителя Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 3 статья 30.6. КоАП РФ, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Согласно статье 8.41 КоАП РФ, невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Судом установлено, что согласно протоколу об административном правонарушении от 05 декабря 2011 года , ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 00 минут в ходе проверки соблюдения требований природоохранного законодательства ООО «Базис-Эксперт», основным видом деятельности которого является осуществление деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов по адресу: <адрес>, были выявлены факты несоблюдения ООО «Базис-Эксперт» требований в области охраны окружающей среды при эксплуатации автотранспортных средств, находящихся на балансе ООО «Базис-Эксперт». Автотранспортные средства являются передвижными источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. При этом, в ходе рассмотрения документов, представленных ООО «Базис-Эксперт» в рамках проводимой проверки установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников за 2010 год, также за 1, 2 и 3 кварталы 2011 года внесена ДД.ММ.ГГГГ. Выявленный Факт является нарушением частей 1, 2, 3 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды», а также пунктов 1, 2 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении сроков уплаты платы за негативной воздействие на окружающую среду», плата за негативное воздействие на окружающую среду за период с ДД.ММ.ГГГГ по 3 квартал 2011 года внесена ООО «Базис-Эксперт» с нарушением установленных сроков оплаты. Указанные действия директора ООО «Базис-Эксперт» Наташиной Т.В. образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.41 КоАП РФ - не внесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду (л.д. 9-11).      

Данный протокол об административном правонарушении был составлен на основании акта проверки , в ходе которой было выявлено нарушение природоохранного законодательства выразившееся в невнесении в установленные законом сроки (не позднее 20-го числа месяца следующего за отчетным периодом) платы за негативное воздействие на окружающую среду за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников - за 2010 год и за 1-й, 2-й, 3-й квартал 2011 года плата внесена ДД.ММ.ГГГГ, что является нарушением требований частей 1, 2, 3 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду».

В соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ - негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» - установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

На основании вышеизложенного, постановлением Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ директор ООО «Базис-Эксперт» Наташина Т.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.41 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию, на основании статьи 8.41 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей (л.д. 16-19).

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» статьей 3 одними из основных принципов охраны окружающей среды являются:презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; платность природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Класс опасности отходов для окружающей природной среды устанавливается в зависимости от степени вредного воздействия на окружающую природную среду в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Приказ ).

Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности согласно вышеизложенного приказа для окружающей природной среды (далее -Критерии) предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы для окружающей природной среды (далее - отходы), и которые обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды (далее - производители отходов).

Класс опасности отходов устанавливается по степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду (далее - ОПС) при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее.

Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ) под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Статьей 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.

Из содержания статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ следует, что субъектами внесения соответствующей платы являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.

Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Определением Конституционного суда Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ -О указал, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и по ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние, в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия.

Из вышеуказанного следует, что заключение обществом со специализированными организациями договоров на оказание услуг по размещению отходов, предусматривающих оплату этих услуг, а также фактическая оплата услуг по размещению отходов не означают, что и бремя уплаты публично-правового обязательного платежа за негативное воздействие на окружающую среду автоматически переходит на указанные организации.

Согласно Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ «О возложении функций администраторов» функции администраторов возложены на управления по технологическому и экологическому надзору по субъектам Российской Федерации, межрегиональные управления по технологическому и экологическому надзору указанной Федеральной службы.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ , Ростехнадзор установлен срок платежа за негативное воздействие на окружающую среду. Его следует производить по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

В соответствии с приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы и расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» утверждена форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с которой природопользователь обязан ежеквартально производить расчет и оплату за негативное воздействие на окружающую среду.

В ходе проверки соблюдения требований природоохранного законодательства ООО «Базис-Эксперт» было выявлено нарушение природоохранного законодательства выразившееся в невнесении в установленные законом сроки (не позднее 20-го числа месяца следующего за отчетным периодом) платы за негативное воздействие на окружающую среду за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников - за 2010 год и за 1-й, 2-й, 3-й квартал 2011 года плата внесена ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается платежным поручением (л.д.22, 26, 30, 34).

Учитывая данные обстоятельства, суд приходит к выводу, что Комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области обоснованно установлена вина Наташиной Т.В. в совершении правонарушения, ее действия правильно квалифицированы по статье 8.41 КоАП РФ.

Процедура составления протокола об административном правонарушении, а также процедура привлечения к административной ответственности соблюдены, заявленные ходатайства разрешены.

Доводы Наташиной Т.В. о том, что к ней должны быть применены положения статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку ею были приняты незамедлительные меры к устранению нарушения, суд отвергает по следующим основаниям.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В силу статьи 4.2 КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: 1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; 2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение; 3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении; 4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения; 6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда; 7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор); 8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; 9) совершение административного правонарушения несовершеннолетним; 10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Поскольку Наташина Т.В., как генеральный директор ООО «Базис-Эксперт», на стадии планированиясвоей деятельности, знала о своей обязанности об оплате за негативное воздействие на окружающую среду, что не оспаривается последней в судебном заседании, однако осознано допускала нарушение установленных сроков оплаты на протяжении 2010 года, 1, 2, ДД.ММ.ГГГГ, тогда как состав правонарушения является формальным, а в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплена экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; платность природопользования и возмещения вреда окружающей среде. Тогда как приведенные Наташиной Т.В. обстоятельства о том, что ею приняты меры к устранению нарушений, Наташина Т.В. ранее к административной ответственности не привлекалась, являются обстоятельствами смягчающими наказание, которые суд принимает во внимание и считает, что назначенное по постановлению Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, наказание в виде штрафа в размере 3 000 рублей, соответствует наказанию предусмотренном санкцией статьи и является минимальным, наказнием предусмотренным данной статьей.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений, об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

При таких данных суд полагает необходимым в удовлетворении жалобы Наташиной Т.В. на постановление Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, о привлечении ее к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.41 КоАП РФ - отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.1 - 30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области № 5/1929-12-11 от 16 декабря 2011 года, о привлечении директора общества с ограниченной ответственностью «Базис-Эксперт» Наташиной Т.В. к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.41 КоАП РФ - оставить без изменения, а жалобу Наташиной Т.В. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Волгоградский областной суд.

Судья:                                                                                                    И.И. Костюк