о признании права на предоставление жилого помещения



Дело № 2-954/11 26 октября 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кронштадтский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

Председательствующего судьи Слесаренко Е.Ю.

При секретаре Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Костюкова Ивана Петровича к Администрации Кронштадтского района Санкт-Петербурга, Жилищному комитету Правительства Санкт-Петербурга о признании права на предоставление жилого помещения, восстановлении на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

Костюков И.П. обратился в суд с иском к Администрации Кронштадтского района Санкт-Петербурга о признании за ним права на предоставление жилого помещения с учетом льгот, установленных законом «О статусе военнослужащих», об обязании предоставления отдельного жилого помещения по нормам предоставления жилой площади, установленных законодательством Санкт-Петербурга ( л.д. 5-7).

В последствии, Костюков И.П., заявив в качестве соответчика Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга, и неоднократно уточняя свои требования, в настоящем судебном заседании окончательно подал иск, в котором просил признать за ним, как за гражданином, уволенным с военной службы, и вставившим на учет до 01 марта 2005 г., право на предоставление жилого помещения с учетом льгот, установленных Федеральным законом «О статусе военнослужащих», возложить на Администрацию Кронштадтского района Санкт-Петербурга обязанность восстановить его в очереди на получение жилого помещения с "...".1991 г., возложить на Жилищный комитет обязанность предоставить ему и члену его семьи Н. отдельное изолированное жилое помещение в Кронштадтском районе Санкт-Петербурга по договору социального найма по нормам жилой площади в Санкт-Петербурге (л.д. 40-42, 128-130,149-153).

В судебных заседаниях Костюков И.П., его представители адвокат Долженко Л.А., действующая на основании ордера и доверенности (л.д. 9,35а), Костенич Н.Я., действующая на основании доверенности (л.д.32), а также участвующая в деле на основании протокольного определения от 26.10.2011 г. в качестве 3-го лица, на исковых требованиях настаивали, ссылаясь на то, что Костюков И.П. с "..." г. проходил действительную военную службу. В "..." 1991 г. Костюков И.П., как военнослужащий, нуждающийся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, встал на учет в Администрацию Кронштадтского района Санкт-Петербурга, для чего предоставил все необходимые документы, подтверждающие его статус. "...".1996 г. Костюков И.П. был уволен с военной службы по организационно-штатным мероприятиям, и с указанного времени является пенсионером МО РФ. Однако, ни при увольнении, ни в последствии Костюкову И.П. жилого помещения предоставлено не было.

Костюков И.П., обратившись в 2010 г. в Администрацию района по вопросу о предоставлении жилого помещения, узнал, что с "...".1991 г. по настоящее время он состоит на учете в Администрации Кронштадтского района Санкт-Петербурга в качестве нуждающегося в предоставлении жилых помещениях на общих основаниях, а не во внеочередном порядке с учетом льгот, установленных Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

По мнению истца, имевшиеся у Администрации района достоверные сведения о прохождении им военной службы, о чем свидетельствует отметка на учетном деле, возлагали на ее должных лиц обязанность, поставить его с "..."1991 г. на учет по улучшению жилищных условий, как военнослужащего необеспеченного жилой площадью.

Полагая, что виновными действиями Администрации Кронштадтского района Санкт-Петербурга, выразившимися в ненадлежащем исполнении обязанностей по ведению учетного дела № "...", были нарушены жилищные права военного пенсионера Костюкова И.П., истцовая сторона просила об их судебной защите путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, т.е. с "...".1991 г. (л.д.120-122,154-156).

Представитель Администрации Кронштадтского района Санкт-Петербурга Щербакова И.Б., действующая на основании доверенности ( л.д. 147), исковые требования не признала, ссылаясь на их незаконность и необоснованность (л.д.156 об.-157).

В судебном заседании представитель Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга Ренни О.В., действующая на основании доверенности ( л.д. 126), отказавшись от заявления о пропуске Костюковым И.П. срока исковой давности, заявленные им требования также не признала, указывая на их незаконность и необоснованность (л.д.114-115, 157 об.-157).

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав оригинал учетного дела № "...", материалы настоящего дела и оценив их в совокупности, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения заявленных Костюковым И.П. требований. При этом суд исходит из следующего.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что старший мичман Костюков И.П. с "..." г. проходил действительную военную службу в Вооруженных Силах СССР. Приказом командира войсковой части "..." от "..." г. № "..." по личному составу, старший мичман - старший инструктор "..." учебного отряда Костюков И.П. был уволен досрочно с военной службы с зачислением в запас по ст. 49 ч. 2 п. «А» Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» в связи с организационно-штатными мероприятиями и невозможностью использования на военной службе. Приказом командира войсковой части "..." от "..." г. № "..." по личному составу, Костюков И.П. с "..." г. был исключен из списка личного состава части, всех видов обеспечения и направлен для постановки на учет в "..." РВК г. Санкт-Петербурга ( л.д. 23-24,148).

Решением Исполкома Кронштадтского райсовета народных депутатов от "..." г. за № "..." семья Костюкова И.П. в составе 4-х человек (сам, супруга, двое детей) на основании его заявления была принята с "..." г. на учет по улучшению жилищных условий, как проживающая в коммунальной квартире по адресу: Кронштадт, "..." (л.д. 20, 97-106).

Истцовая сторона в ходе рассмотрения дела по существу в обоснование требований Костюкова И.П. ссылалась на то, что последний подлежал постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений в 1991 г. в соответствии с требованиями действовавшего в указанный период Закона РФ от 22.01.1993 г. № 4338-1 "О статусе военнослужащих".

С такой позицией суд согласиться не может и отвергает ее как не основанную на законе, исходя при этом из следующего.

В 1991 г. учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и в предоставлении жилых помещений в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществлялся на основании, действовавших в указанный период «Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Ленинграде» (утв. решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного совета профсоюзов от 07.09.1987 N 712/6) (далее «Правил…») и в соответствии с п.п. 16.2, 17.1 которых:

нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане:

занимавшие жилую площадь в квартирах, заселенных несколькими нанимателями, не связанных родственными отношениями, не являющихся в соответствии со ст. 53 ЖК РСФСР членами семьи нанимателя, в домах государственного и общественного жилищного фонда в случаях, когда граждане, проживающие на указанной жилой площади, не имеют другого жилья, пригодного для постоянного проживания;

а принимались на учет по улучшению жилищных условий независимо от длительности постоянной прописки в Ленинграде :

военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы, прослужившие на действительной военной службе не менее 20 календарных лет, лица офицерского состава Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, внутренних и железнодорожных войск, уволенные в запас или отставку по состоянию здоровья, возрасту или сокращению штатов с предоставлением жилищных льгот, установленных постановлением Совета Министров СССР от 17 февраля 1981 года N 193, утратившие жилую площадь в Ленинграде в связи с призывом и имеющие соответственно этому основания к прописке в городе и не имевшие жилой площади для постоянного проживания в Ленинграде, занимающие при прописке в городе вновь 5,5 кв.м жилой площади и менее на проживающего с правом на жилое помещение, жилую площадь, признанную в установленном порядке непригодной для постоянного проживания, а также занимающие жилую площадь в квартирах, заселенных несколькими нанимателями, не связанными родственными отношениями, не являющимися в соответствии со ст. 53 ЖК РСФСР членами семьи нанимателя, в домах государственного и общественного жилищного фонда.

Аналогичные пункту 17.1 «Правил…» положения содержались и в п. 19 "Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных и лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.02.1981 N 193.

Таким образом, в соответствии с действующим в рассматриваемый период законодательством, вопросы постановки на учет по улучшению жилищных условий военнослужащих, проходивших действительную военную службу, законодательными актами СССР и РСФСР не регулировались.

Исходя из чего, суд приходит к выводу о том, что старший мичман Костюков И.П., состоя в 1991 г. на действительной военной службе, правом постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в соответствии с п. 17.1 «Правил…» не обладал, а соответственно в указанный период он не мог быть принят Кронштадтским райисполкомом совета народных депутатов на данный учет.

Право состоять на учете в качестве гражданина, уволенного с военной службы, у Костюкова И.П. возникло лишь "...".1996 г., когда он был уволен с действительной военной службы по организационно-штатным мероприятиям, и в целях реализации которого он должен был совершить определенные действия.

В соответствии с законодательством, действовавшим в рассматриваемый период, порядок обеспечения военнослужащих, увольнявшихся с военной службы, жильем в избранном постоянном месте жительства определялся п. 6 ст. 15 Закона РФ от 22.01.1993 г. № 4338-1 «О статусе военнослужащих», предусматривавшим, что граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, при продолжительности военной службы 10 лет и более и члены их семей обеспечивались органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.

Военнослужащие, проходившие военную службу по контракту, за три года до увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями по ходатайству командиров (начальников) включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий или членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов. О принятом решении органы местного самоуправления сообщают военнослужащим в трехмесячный срок.

Граждане, увольнявшиеся с военной службы и имевшие право на получение жилой площади в Санкт-Петербурге, в указанный период подлежали обеспечению жильем за счет и в пределах средств, выделяемых на жилищное строительство из федерального бюджета.

Очередность обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, определяется датой учета жилищной льготы (перевода на льготную очередь как военнослужащего, уволенного в запас, имеющего удостоверение о праве на льготы).

Показания свидетеля Д. о том, что Костюков И.П. после увольнения представлял в администрацию района документы, подтверждающие наличие у него жилищной льготы, суд оценивает критически, поскольку они являются голословными и ничем объективно не подтверждены (л.д.122).

Судом установлено, материалами дела подтверждено, и истцовой стороной не доказано обратного, что Костюков И.П., уволившись с военной службы в 1996 году, с заявлением в администрацию района о введении ему льготы, как гражданину, уволенному с военной службы, не обращался и удостоверения о праве на льготы как уволенного в запас военнослужащего не представлял. Ходатайство командира войсковой части, где проходил службу Костюков И.П., о включении последнего в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий, в администрацию района также не поступало (л.д.21-22, 44-106,141-142).

Утверждения истцовой стороны о том, что Костюков И.П. подавал на имя командира войсковой части рапорт о его нуждаемости в жилом помещении, также голословны и объективно ничем не подтверждены.

Напротив, как следует из материалов дела, командир "..." учебного отряда, где проходил службу Костюков И.П., представления последнего к досрочному увольнению, указал, что тот жилой площадью обеспечен по адресу: Кронштадт, "...". Беседа об увольнении с Костюковым И.П., не желавшим продолжать службу и лично подавшим рапорт, была проведена, с увольнением он был согласен, (л.д.24, 148).

Кроме того, то обстоятельство, что Костюков И.П. с заявлением о введении в учетное дело льготы «гражданин, уволенный с военной службы» и включении его в соответствующие списки граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета службы», обратился в Администрацию Кронштадтского района только "..." г., подтверждает тот факт, что ранее с подобным заявлением он не обращался (л.д.10-13).

Однако, указанное обращение не могло иметь и не имело юридической силы, поскольку с 1 января 2005 года прием на учет граждан, уволенных с военной службы, не осуществляется, а обеспечение граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выделения государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.

Положения пункта 2 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 г. № 78-ФЗ (в ред. Федерального закона от 08.05.2006 N 66-ФЗ) с 01 января 2005 г. снимают какую-либо обязанность и ответственность с органов местного самоуправления за обеспечение жильем военнослужащих, в том числе увольняемых с военной службы, поскольку жилищное строительство и приобретение жилья для военнослужащих - граждан Российской Федерации осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Таким образом, представленные в материалах настоящего дела доказательства являются неопровержимым свидетельством того, что Костюков И.П. на учете, как гражданин, уволенный с военной службы, никогда не состоял, а соответственно Администрацией района решения о снятии его с данного учета не принималось.

С "...".1991 г. по настоящее время Костюков И.П. в соответствии с п. 16.2 «Правил..» состоит на учете в Администрации Кронштадтского района Санкт-Петербурга, как проживающий в коммунальной квартире, в связи с чем, при отсутствии права на внеочередное предоставление жилья, подлежит обеспечению жилым помещением с соблюдением правил очередности (ст. 57 ЖК РФ), иное противоречило бы положениям Жилищного Кодекса РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Костюкову Ивану Петровичу в удовлетворении исковых требований –отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Санкт-Петербургский городской суд через Кронштадтский районный суд Санкт-Петербурга в течение 10 дней со дня вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья:

Резолютивная часть решения оглашена 26 октября 2011 года

Решение в окончательной форме вынесено 09 ноября 2001 года

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского Городского суда от 07.12.2011 г. решение Кронштадтского районного суда оставлено без изменения, а кассационная жалоба Костюкова И.П. без удовлетворения