ч.1 ст. 18.15, ч. 1 ст.18.17 КоАП РФ



Дело № 5-130/10

19 октября 2010 года г. Санкт-Петербург

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

Кронштадтский районный суд Санкт-Петербурга (г. Кронштадт, ул. К.Маркса, дом 31, зал 6) в составе:

председательствующего судьи Солодковой Юлии Леонидовны,

при секретаре Лебедевой Елены Владимировны,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 18.15, ч.1 ст. 18.17 КоАП РФ в отношении

предпринимателя Лавреновой Нины Михайловны,

родившейся ... ..., ... ..., зарегистрированной по адресу: ..., ..., ..., ...

(тел ...),

паспорт ... ..., выдан ... ... и ... в ...,

у с т а н о в и л :

На основании распоряжения заместителя начальника отделения УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Кронштадтском районе (далее – УФМС) от 09.09.2010 №143 должностными лицами УФМС проведена проверка деятельности предпринимателя Лавреновой Н.М., осуществляющей розничную продажу фруктов и овощей в палатке по адресу: г. Кронштадт, ул. Станюковича, дом 6-8, на предмет соблюдения требований законодательства РФ в сфере миграционных отношений.

В ходе данной проверки установлено, что предприниматель Лавренова Н.М. допустила к осуществлению трудовой деятельности в качестве продавца, без заключения трудового договора, гражданку Республики М., ..., не имеющую разрешения на работу.

Указанные обстоятельства зафиксированы в рапорте инспектора УФМС от 09.09.2010.

13.09.2010 вынесены определения об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела.

Определениями от 13.09.2010 №36 и №37 по результатам рассмотрения представленных материалов возбуждено дело об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.18.15 и ч.1 ст.18.17 КоАП РФ, назначено проведение административного расследования.

21.09.2010 должностными лицами УФМС составлены два протокола об административном правонарушении №721 и №722, в которых зафиксировано, что предприниматель Лавренова Н.М., осуществляющая розничную торговлю плодоовощной продукцией г.Кронштадте на ул. Станюковича у дома 9-8, допустила к осуществлению трудовой деятельности в качестве продавца гражданку Республики М., ... года рождения, не имеющую разрешения на работу, требуемого в соответствие с ч.4 ст.13 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон №115-ФЗ).

Лавреновой Н.М. инкриминировано нарушение ч.4, ст.13 Закона № 115-ФЗ и п.п.«г» п.1 Постановления Правительства РФ от 16.12.2009 №1031 «Об установлении на 2010 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли и в области спорта на территории Российской Федерации» (далее – Постановление Правительства № 1031).

По мнению административного органа в действиях Лавреновой Н.М. имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 18.15, ч.1 ст.18.17 КоАП РФ.

При составлении данных протоколов лицо, привлекающееся к административной ответственности, дала объяснения, что гражданка М. допущена к работе для замены отсутствующего продавца.

Определениями начальника УФМС от 21.09.2010 материалы административного дела направлены для рассмотрения в Кронштадтский районный суд Санкт-Петербурга.

Представитель УФМС и предприниматель Лавренова Н.М., извещенные о времени и месте рассмотрения надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об отложении либо о рассмотрении дела в их отсутствие не ходатайствовали.

Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.

Исследовав материалы дела, и оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч.4 ст.13 Закона №115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан, перечень которых приведен в указанной норме закона и является исчерпывающим.

Согласно примечанию к статье 18.15 КоАП РФ под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.

Нарушение указанных требований образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 18.15 КоАП РФ.

В соответствие со ст.18.1 Закона №115-ФЗ Правительство РФ ежегодно определяет потребность в привлечении иностранных работников с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации, а также в целях оценки эффективности использования иностранной рабочей силы (ч.1). Правительство РФ вправе ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан РФ устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации (ч.5).

Применительно к указанной норме Постановлением Правительства №1031 на 2010 год установлена допустимая доля иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации прочую розничную торговлю вне магазинов (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности - код 52.63) - в размере 0 процентов общей численности работников.

Несоблюдение работодателем установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности является административным правонарушением, предусмотренным ч.1 ст.18.17 КоАП РФ.

Согласно примечанию к ст.18.1 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей и иными статьями настоящей главы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.

Таким образом, ответственность за совершение предпринимателем административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.17 КоАП РФ - наложение административного штрафа от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Факт привлечения предпринимателем Лавреновой Н.М. иностранного гражданина, не имеющего соответствующего разрешения, к розничной торговле плодоовощной продукцией по адресу: г.Кронштадт, ул. Станюковича, дом 6-8, зафиксирован в протоколе об административном правонарушении, рапорте инспектора УФМС, определении о возбуждении дела об административном правонарушении и не опровергался привлекаемым к административной ответственности лицом.

Согласно представленному разрешению серии ... П. на территории Санкт-Петербурга разрешен вид деятельности подсобным рабочим (л.д. 14).

При таких обстоятельствах, суд находит доказанным событие административного правонарушения и вину Лавреновой Н.М. в его совершении, которая заключается в том, что предприниматель, имея возможность для соблюдения правил и норм в сфере обеспечения режима трудовой деятельности иностранных граждан на территории РФ, не приняло все зависящие от нее меры по их соблюдению, а именно: привлекла иностранного гражданина, не имеющего соответствующего разрешения, для работы продавцом вне магазина.

Разрешая вопрос о назначении административного наказания, суд учитывает наличие в действиях предпринимателя Лавреновой Н.М. идеальной совокупности совершенных административных правонарушений, т.е. совершение одного действия, выразившегося в привлечении иностранного гражданина, не имеющего соответствующего разрешения, к розничной торговле овощами, содержащего составы двух административных правонарушений. Рассмотрение дел о совершенных правонарушениях подведомственно одному и тому же судье.

Таким образом, применительно к ст.18.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч.1 ст.18.17, предусматривающей более строгое административное наказание.

При этом суд полагает, что в целях обеспечения мер административно-правового воздействия предупреждения и сокращения незаконной внешней трудовой миграции и соблюдения работодателями законодательства РФ о порядке привлечения к трудовой деятельности иностранных работников на территории России, приостановление торговой деятельности предпринимателя Лавреновой Н.М. является единственно возможным способом достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства, а менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить устранение нарушений, и достигнуть целей административного наказания.

Суд также учитывает, что предприниматель Лавренова Н.М. в течение года не привлекалась к административной ответственности, впервые привлекается к ответственности за нарушения в сфере миграционного законодательства, что расценивает как основания для снижения максимального срока приостановления деятельности, установленного санкцией ч.1 ст. 18.17 КоАП РФ.

Учитывая положения ч.2 ст.29.10 КоАП РФ суд полагает, что возложенное наказание необходимо обеспечить путем запрета предпринимателю Лавреновой Н.М. осуществлять деятельность по розничной торговле плодоовощной продукцией по адресу: г.Кронштадт, ул. Станюковича, у дома 6-8 (торговая палатка).

Руководствуясь статьей 29.7, 29.10 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л :

За совершение административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.18.15 и ч.1 ст.18.17 КоАП РФ приостановить торговую деятельность предпринимателя Лавреновой Нины Михайловны по адресу: г. Кронштадт, ул. Станюковича, у дома 6-8 (торговая палатка), путем запрета реализации плодоовощной продукции сроком на 20 суток.

Срок административного приостановления деятельности исчислять с момента фактического прекращения торговой деятельности.

Разъяснить Лавреновой Нине Михайловне, что согласно ч.3 ст.32.12 КоАП РФ судья на основании ходатайства вправе досрочно прекратить исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.

Настоящее постановление исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после его вынесения.

Постановление может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья.