О предоставлении жилого помещения



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Кривошеино 22 октября 2010 г.

Кривошеинский районный суд Томской области в составе председательствующего судьи Петрушенко Ф.З.,

с участием помощника прокурора Кривошеинского района Довбуна В.А., истца Хасанова С.Л.,

представителя ответчика - Администрации ... сельского поселения Фадиной Т.М., выступающей на основании доверенности от Дата обезличенаг.,

при секретаре Жиленковой Г.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ... ... в интересах Хасанова С.Л. к Администрации ... сельского поселения ... ... о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, 

     

УСТАНОВИЛ:

Хасанова С.Л., родившийся Дата обезличена года, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Родители Хасанова С.Л. умерли. Мать Х.Т.С. умерла Дата обезличенагода, отец Х.Л.М. умер Дата обезличена года.

В соответствии с постановлением Главы администрации ... от Дата обезличена г. над Хасановым С.Л. была установлена опека, его опекуном была назначена Х.З.А. Жилая площадь за ним не была закреплена.

С Дата обезличена годы Хасанов обучался в ПУ Номер обезличен по профессии "тракторист-машинист", а с Дата обезличена года по Дата обезличена год обучался в том же учебном заведении, получив профессию "повар". С Дата обезличена года Хасанов С.Л.. состоит на учете в Новокривошеинском сельском поселении в качестве нуждающегося в жилье, состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилья и нуждающихся в его предоставлении. В настоящее время Хасанов С.Л. жильем не обеспечен, проживает у родственников по ... .... Договор социального найма с ним не заключен.

   В результате неисполнения ответчиком обязанностей по предоставлению Хасанову С.Л. жилого помещения нарушены его жилищные права, гарантированные ст. 40 Конституции Российской Федерации.

В судебном заседании прокурор Довбун В.А. и истец Хасанов С.Л. исковые требования поддержали полностью и дали пояснения, изложив доводы, указанные в описательной части решения суда.  

Представитель ответчика - Администрации ... сельского поселения Фадина Т.М. исковые требования признала в полном объеме, не оспаривала, что у Хасанова С.Л. отсутствует жилье по договору социального найма, что он не имеет жилое помещение в собственности.  

Представитель третьего лица - ... в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. В отзыве представителя указано, что законом не предусмотрено выделение денежных средств на приобретение жилья конкретному ребенку-сироте. Гражданин не является субъектом бюджетных отношений, а денежные средства предоставляются органам местного самоуправления для осуществления возложенных на них полномочий. Также указала, что в деле нет доказательств, подтверждающих, что у Хасанова С.Л. нет другого жилого помещения.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что исковое требование прокурора в интересах Хасанова С.Л. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище.

Права граждан на территории Российской Федерации свободно передвигаться, выбирать место жительства и иметь собственность, гарантированы Конституцией Российской Федерации и являются непосредственно действующими.

Согласно ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии определены Федеральным законом РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

В соответствии со ст. 1 названного Закона к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителя взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

К лицам, из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют, в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по специальной поддержке.

Из свидетельства о рождении Хасанова С.Л. следует, что он родился Дата обезличена года, её родителями указаны Х.Т.С. и Х.Л.М.

Из свидетельств о смерти Х.Т.С. и Х.Л.М. следует, что Хасанов С.Л. остался без попечения родителей. Согласно справки ПУ Номер обезличен Хасанов С.Л. до 2009 года находилась на государственном обеспечении.

Из постановления Главы сельского поселения Номер обезличен от Дата обезличена года, а также справок Администрации Новокривошеинского сельского поселения от Дата обезличена г. следует, что Хасанов С.Л. состоит в льготных списках учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с  Дата обезличена года.

Пояснениями представителя ответчика Фадиной Т.М. подтверждается, что Хасанову С.Л. жилое помещение по договору социального найма не предоставлялось. Хасанов С.Л. имеет регистрацию по адресу:  с. ... ... .... Согласно справки Администрации поселения, Хасанов С.Л, проживает по указанному адресу со Дата обезличена года с сестрой и её несовершеннолетними детьми.

В судебном заседании были исследованы справки регистрационных служб, из которых следует, что Хасанов С.Л. не имеет в собственности жилое помещение.

Таким образом, Хасанов С.Л. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, так как фактически не имеет закрепленного за ним жилого помещения. Данное обстоятельство признается и представителем ответчика.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

В силу ч. 1 п.п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, Хасанову С.Л. должно быть предоставлено вне очереди по договору социального найма жилое помещение на территории ... сельского поселения ... ....

В соответствии со ст. 15 Закона Томской области № 28-03 от 19.08.1999 г. (в редакции от 11.07.2008 г.) "О социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования,. .., однократно обеспечиваются органами исполнительной власти ... по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями.

Жилые помещения предоставляются не ниже нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления.

Согласно решения Совета ... сельского поселения Номер обезличен от Дата обезличена г., норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 17,0 кв. метров общей площади на одного проживающего.

В силу закона Томской области от 11.09.2007 г. № 188-03 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения" государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, наделены администрации поселений и городских округов.

Администрации муниципальных районов ... наделяются государственными полномочиями по расчету и предоставлению бюджетам поселений субвенций на осуществление вышеуказанных полномочий.

В соответствии с ч. 1 и ч. 4 ст. 6 вышеуказанного Закона, финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в соответствии с настоящим Законом осуществляется путем предоставления из областного бюджета субвенций бюджетам муниципальных районов на осуществление государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Органы местного самоуправления поселений осуществляют государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями за счет субвенций, предоставляемых бюджетам поселений на данные цели из бюджета муниципального района, в состав которого входят данные поселения.

В части 7 ст. 6 Закона № 188-03 установлено, что в случае, если средств субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, предусмотренной Законом Томской области от 29.12.2009 г. № 298-03 "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", недостаточно для обеспечения жилыми помещениями, органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления полномочий по обеспечению жилыми помещениями.

Согласно ч. 2 ст. 15 Закона Томской области № 28-03 от 19.08.1999 г. (в редакции от 11.07.2008 г.) "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области", однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства либо по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении вне очереди жилыми помещениями.

Данное положение, а именно то, что обеспечение жилым помещением по месту жительства, также закреплено в ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Кроме того, абз. 3 ч. 1 ст. 8 вышеуказанного Закона предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 15 Томской области № 28-03 от 19.08.1999 г. (в редакции от 11.07.2008 г.) "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области", однократно обеспечиваются Администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством РФ и Томской области за счет средств областного бюджета.

Таким образом, в законе содержится прямое указание о том, какой орган и за счет какого бюджета должен обеспечить указанную категорию детей вне очереди жилыми помещениями.

 При таких данных суд находит требования Хасанова С.Л. подлежащими удовлетворению, жилое помещение для предоставления Хасанова С.Л. должно быть приобретено за счет средств бюджета Томской области.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

         

Удовлетворить в полном объеме исковые требования прокурора в интересах Хасанова С.Л. к Администрации ... сельского поселения ... ... о предоставлении жилого помещения.

Обязать Администрацию ... сельского поселения ... ... приобрести и предоставить Хасанову С.Л. вне очереди по договору социального найма на территории Новокривошеинского сельского поселения жилое помещение общей площадью не менее 17 кв. метров за счет средств бюджета ....

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

   Судья Петрушенко Ф.З.

Решение вступило в законную силу 2 ноября 2010 года.