К делу №2-.../10г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Крымск «24» августа 2010 года.
Крымский районный суд Краснодарского края в составе:судьи Улановской Т.В.,
при секретаре Соловьевой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Крымского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации МО К.район, выразившееся в отсутствии надлежащего финансирования МОУ СОШ №... по исполнению требований ФЗ от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности»,
УСТАНОВИЛ:
Крымский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации МО К.район, выразившееся в отсутствии надлежащего финансирования МОУ СОШ №... по исполнению требований ФЗ от 21.12.1994 года №9-ФЗ «О пожарной безопасности».
Свои требования мотивирует тем, что в ходе проверки, проведенной Крымской межрайонной прокуратурой по заданию прокуратуры Краснодарского края, установлено, что в нарушение указанных норм права (ФЗ от 21.12.1994 года №9-ФЗ «О пожарной безопасности») помещения здания МОУ СОШ №... не оборудованы в соответствии с действующим законодательством, а именно:
- помещения школы не оборудованы пожарной сигнализацией (нарушение ст. 151 ФЗ № 123 от 22.07.08г, п. 3 ППБ 01-03НПБ110-03 табл. 1 п.9);
- помещение школы не оборудовано системой оповещения людей о пожаре (нарушение ст. 151 ФЗ №123 от 22.07.08г, п. 3 ППБ 01-03,НПБ 110-03 табл.1 п.9);
- не установлены на дверях ведущих в общие коридоры устройства для самозакрывания и уплотнения в притворах (нарушение ст. 151 ФЗ №123 от 22.07.08г, п.53 ППБ 01-03 ;п.6.18* СНиП 21-01-97 ;п.3 ППБ 01-03);
- на путях эвакуации в помещении коридора 2-го этажа, на полу используется горючее покрытие (линолеум) (нарушение ст. 4 ФЗ №123 от 22.07.08г, п. 53 ППБ 01-03, СП. 1.13130.2009 п. 4.3.2).
Данные обстоятельства, подтверждаются информацией о противопожарном состоянии объектов муниципальных образовательных учреждений К.район № 23/9.28-823 от 13 июля 2010 года.
Прокурорской проверкой установлено, что вышеуказанные работы не проведены в здании МОУ СОШ №... ввиду недостаточного финансирования.
Основным источником финансирования МОУ СОШ №... являются средства из бюджета МО К.район.
Неправомерным бездействием Администрации МО К.район нарушаются права неопределенного круга лиц, находящихся в данном учреждении: трудового коллектива и учащихся, что в соответствии со ст.ст. 255 и 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, дает право прокурору обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
В судебном заседании представитель заявителя - помощник Крымского межрайонного прокурора В. действующий в интересах неопределенного круга лиц поддержал заявленные требования, просил признать незаконным бездействие Администрации МО К.район, выразившееся в отсутствии надлежащего финансирования МОУ СОШ №... по исполнению требований Правил пожарной безопасности, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313, и Норм пожарной безопасности, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 315, в здании МОУ СОШ №..., и обязать Администрацию муниципального образования К.район устранить в полном объеме допущенные нарушения.
Представитель заинтересованного лица - Администрации МО К.район С. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, суду пояснила, что Администрация МО К.район считает, что нельзя говорить о бездействии администрации, выразившемся в отсутствии финансирования МОУ по исполнению требований Федерального закона «О пожарной безопасности», так как есть доказательства действиям администрации, которые она совершила и продолжает совершать в целях обеспечения пожарной безопасности, и меры по финансированию мероприятий по обеспечению требований пожарной безопасности принимаются органом местного самоуправления постоянно, исходя из наличия средств бюджета МО К.район, недопустимости использования средств бюджета на иные цели, не предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации и действующим законодательством Российской Федерации. Вопросы финансирования вышеуказанных мероприятий являются предметом рассмотрения очередных сессий Совета МО К.район в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования К.район, и на очередной сессии Совета МО К.район будет рассмотрен вопрос о финансировании мероприятий, ориентировочно до 15 сентября 2010 года нарушения будут устранены.
Исходя из вышеизложенного, в настоящее время можно рассматривать вопрос о недофинансировании мероприятий, опять же исходя из условий бюджетного финансирования и все возрастающих требованиях закона о пожарной безопасности. А так как не установлено отсутствие финансирования, а речь идет о недофинансировании по объективным причинам, в заявленных требованиях прокурору следует отказать.
Заинтересованное лицо - директор МОУ СОШ №... П. в судебном заседании поддержал заявленные требования Крымского межрайонного прокурора, суду пояснил, что основным требованиям предписания ОГПН К.район является установка автоматической пожарной сигнализации. Школа неоднократно обращалась в Управление образования МО К.район по вопросу выделения финансовых средств на установку АПС, но по состоянию на 24.08.2010 года только проводятся мероприятия по состоянию сметы. Поскольку учредителем данной школы является Управление образованием МО К.район, то финансирование деятельности школы осуществляется за счет учредителя. В настоящее время, для устранения нарушений требований пожарной безопасности необходимо дополнительное финансирование, поскольку нынешнее финансирование недостаточно. Работниками пожарного надзора регулярно проверяется состояние школы по пожарной безопасности и каждый раз ввиду отсутствия пожарной сигнализации, установка которой требует больших материальных затрат, руководителя школы подвергают административной ответственности, хотя вины руководителя в этом нет. Руководством школы неоднократно направлялись письма в Администрацию МО К.район о финансировании мероприятий по закупке и установке автоматической пожарной сигнализации. Однако, Администрация МО К.район сообщала, что в связи с отсутствием денежных средств установку автоматической пожарной сигнализации, в ближайшее время установить не представляется возможным. Графики установки сигнализации в школах, утвержденные самой Администрацией МО К.район, в сроки не выполняются, и каждый раз перемещаются на неопределенный срок.
Представитель заинтересованного лица - ОГПН по К.район Т. в судебном заседании поддержала заявленные требования Крымского межрайонного прокурора, суду пояснила, что в настоящий момент нарушения требований пожарной безопасности не устранены, из-за недостаточного финансирования МОУ СОШ №... Администрацией К.район.
Выслушав прокурора, заинтересованных лиц, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования основаны на законе и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В преамбуле ФЗ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» указано, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
В соответствии со ст.37 Федерального Закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.
Кроме того, во исполнение Федерального Закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» Приказом министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года № 313, № 315 утверждены и действуют Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) и Нормы пожарной безопасности (НПБ 110-03).
В судебном заседании установлено, что по заданию прокуратуры Краснодарского края в ходе проверки, проведенной Крымской межрайонной прокуратурой, установлено, что в нарушение указанных норм права (ФЗ от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности») помещения здания МОУ СОШ №... не оборудованы в соответствии с действующим законодательством, а именно:
- помещения школы не оборудованы пожарной сигнализацией (нарушение ст. 151 ФЗ № 123 от 22.07.08г, п. 3 ППБ 01-03НПБ110-03 табл. 1 п.9);
- помещение школы не оборудовано системой оповещения людей о пожаре (нарушение ст. 151 ФЗ №123 от 22.07.08г, п. 3 ППБ 01-03,НПБ 110-03 табл.1 п.9);
- не установлены на дверях ведущих в общие коридоры устройства для самозакрывания и уплотнения в притворах (нарушение ст. 151 ФЗ №123 от 22.07.08г, п.53 ППБ 01-03 ;п.6.18* СНиП 21-01-97 ;п.3 ППБ 01-03);
- на путях эвакуации в помещении коридора 2-го этажа, на полу используется горючее покрытие (линолеум) (нарушение ст. 4 ФЗ №123 от 22.07.08г, п. 53 ППБ 01-03, СП. 1.13130.2009 п. 4.3.2).
Данные обстоятельства, подтверждаются информацией о противопожарном состоянии объектов муниципальных образовательных учреждений К.район № 23/9.28-823 от 13 июля 2010 года, предоставленной Отделом государственного пожарного надзора К.район л.д. 6-9).
Однако, меры к устранению выявленных нарушений закона Администрацией МО К.район предприняты не были. Данные нарушения законодательства остаются неисполненными по настоящее время.
В судебном заседании установлено, что вышеуказанные работы не проведены в здании МОУ СОШ №... ввиду недостаточного финансирования. Поскольку, основным источником финансирования МОУ СОШ №... являются средства из бюджета МО К.район, то следовательно, администрацией МО К.район должны выполняться мероприятия по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности.
Бездействие Администрации муниципального образования К.район является нарушением требований ст.37 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года №9-ФЗ, поскольку руководителем организации (Администрацией МО К.район) нарушаются требования пожарной безопасности, что создает серьезную опасность возникновения чрезвычайной ситуации.
В результате невыполнения Администрацией МО К.район названных требований нарушаются права неопределенного круга лиц, находящихся в данном учреждении: трудового коллектива, учащихся, а также посетителей данного учреждения.
Доводы представителя Администрации МО К.район о том, что Администрацией составлен перспективный план с разбивкой по годам до 2012 года, о финансировании школ по противопожарным мероприятиям и поэтому основанию нельзя считать их бездействия незаконным, суд считает несостоятельными по следующим основаниям.
Так из показаний свидетеля Ч. - начальника Управления образования МО К.район, допрошенного в судебном заседании следует, что на мероприятия по соблюдению требований пожарной безопасности в 2010 году утверждено всего 1090 500 руб., из которых: 725 000 руб. - выделено из Краевого бюджета, а остальные - из муниципального бюджета. Данных денежных средств недостаточно для решения вышеуказанных проблем. Эта денежная сумма была выделена на общее количество школ, которых в К.район 35. На сегодняшний день, лишь 25,7% школ обеспечены пожарной системой сигнализации. Для решения проблемы в полном объеме, необходимо дополнительное финансирование. Также, считает, что для полного устранения нарушений требований пожарной безопасности, без дополнительного финансирования необходимо несколько лет, так как на установку одной пожарной сигнализации в среднем необходимо от 500 000 руб. до 1500 000 руб., в зависимости от размера образовательного учреждения.
Что касается плана подготовки образовательных учреждений МО К.район к новому 2009-2010 учебному году и в перспективе до 2012 года, который представитель Администрации МО К.район представил в судебное заседание в подтверждение своих возражений, то суд критически относится к данному доказательству, ввиду того, что с момента принятия Федерального Закона «О пожарной безопасности» на протяжении ряда лет, Администрацией МО К.район не в полной мере соблюдались требования по достаточному финансированию мероприятий по пожарной безопасности школ, а графики утвержденные Администрацией МО К.район по прежнему не исполняются. Неоднократные обращения руководства школы в Администрацию МО К.район, и ответы Администрации подтверждаются копиями данных документов, имеющихся в материалах дела.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что в связи с бездействием Администрации МО К.район, директором МОУ СОШ №... П., не выполнены мероприятия по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, что нарушает права и законные интересы лиц, находящихся в данном учреждении, трудового коллектива и посетителей на безопасное пребывание в зданиях МОУ, своевременное предупреждение об опасности (пожаре) и своевременное реагирование в экстремальной ситуации для спасения жизни.
При таких обстоятельствах, требования Крымского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку основаны на законе.
На сновании изложенного и руководствуясь ст.ст. 257, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Крымского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации МО К.район, выразившееся в отсутствии финансирования МОУ СОШ №... по исполнению требований ФЗ от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования К.район, выразившееся в отсутствии надлежащего финансирования МОУ СОШ №... по исполнению требований Правил пожарной безопасности, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313, и Норм пожарной безопасности, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 315, в здании МОУ СОШ №....
Обязать Администрацию муниципального образования К.район устранить в полном объеме допущенные нарушения.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский крайсуд через Крымский райсуд в течение 10 суток со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: подпись.
Решение не вступило в законную силу.