решение по иску Байрахтар Л.К. к Администрации МО Крымский район об обязывании принять на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по категории ветеранов участников ВОВ



К делу №2-1509/2010г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 октября 2010 года г. Крымск

Крымский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Литвиненко Т.А.,

при секретаре Партулиди А.Е.,

с участием представителя истицы адвоката Сотниченко Л.А., представившей удостоверение №3186 и ордер №917399

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Байрахтар Людмилы Константиновны к Администрации МО «Крымский район» о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании незаконным отказа в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории ветеранов (участников) Великой Отечественной войны, и по категории граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Законом РФ от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», обязывании администрации принять гражданина на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории ветеранов (участников) Великой Отечественной войны,

УСТАНОВИЛ:

Байрахтар Л.К. обратилась в суд с иском к Администрации Муниципального образования Крымский район о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании незаконным отказа в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории ветеранов (участников) Великой Отечественной войны, и по категории граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Законом РФ от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», обязывании администрации принять гражданина на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории ветеранов (участников) Великой Отечественной войны.

Свои требования мотивирует тем, что она, Байрахтар Л.К. до мая 2004 г. «Алочкина», фамилия, полученная в детском доме, 20.11.1935 года рождения, относящаяся к категории бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей и имеющая такие заболевания, как гипертоническая болезнь 2,3, риск 4 ИБС, пароксизмальная мерцательная аритмия, остеоартроз коленных суставов, варикозная болезнь н/конечностей, аллергия с астматическим уклоном и другие заболевания,в феврале 2004 г. была вселена в подсобное помещение (кладовую) общей площадью 7,0 кв.м., расположенную на 2 этаже общежития, расположенного по адресу: г. Крымск. ул. Октябрьская,58.

Согласно решению Крымского районного суда от 26.02.2004 г., вступившего в законную силу 09.03.2004 г., был установлен юридический факт ее рождения, после чего она поменяла фамилию на фамилию родителей и стала «Байрахтар».

Согласно Акту обследования № 10 от 15.09.2006 г. вышеуказанное помещение (кладовая), где она жила, было признано комиссией непригодным для дальнейшей эксплуатации, так как условия не соответствуют санитарным нормам и она стала добиваться предоставления хотя бы комнаты в общежитии.

Согласно Распоряжению главы МО Крымский район № 79-р от 29.01.2008 г. «О предоставлении жилого помещения в общежитии муниципального специализированного жилищного фонда», ей было предоставлено жилое помещение № 182 а, жилой площадью 11,8 кв.м. в виде одной комнаты в общежитии, расположенной по адресу: г. Крымск, ул. Октябрьская, 58, на первом этаже.Она въехала в эту комнату, зарегистрировалась в ней по месту жительства 12.03.2008 г. и продолжала пользоваться кладовкой по её назначению как кладовкой.

Затем истица решила приватизировать предоставленную ей комнату. Постановлением главы Крымского городского поселения № 539 от 10.06.2009 г. было постановлено заключить с ней договор социального найма на жилое помещение муниципального жилищного фонда по адресу: г. Крымск, ул. Октябрьская, д. № 58, комната № 182 «а» - общей площадью 19,0 кв.м., т.е. с учетом кладовки (комната 11,8 кв.м., кладовка 7,2 кв.м.). 11 июня 2009 г. такой договор с ней был заключен.

12 августа 2010 г. был также заключен договор о безвозмездной передаче жилья в собственность граждан, согласно которому ей передавалось жилое помещение, состоящее из одной комнаты, общей площадью -19,0 кв.м., жилой площадью -11,8 кв.м.

Считает, что ей мне фактически навязали включить в договор социального найма, а затем в договор о приватизации жилья кладовку, которая не относится к жилым помещениям и находится на втором этаже даже не в одном подъезде с комнатой, где она проживает.

Далее истица указывает, что, несмотря на то, что 08.05.2010 г. она получила свидетельство о государственной регистрации права собственности на вышеуказанную комнату, с указанием общей площади 19,0 кв.м., понимая, что е комната составляет 11,8 кв.м. она не придала особого значения этому факту, полагая, что все равно считается нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку продолжает жить в условиях общежития, не имею кухни и санузла, пользуется общесплавной канализацией, расположенной на 1 этаже в конце коридора, которой пользуются 12 человек, т.е. имеет право на получение благоустроенной однокомнатной квартиры, а не только комнаты. Указывает, чтобы ей пройти к кладовке, ей необходимо применить усилия, которые для нее с ее заболеваниями, тяжелы, т.е. трудно пройти от её комнаты до следующего подъезда, подняться на второй этаж по лестнице до кладовки. Кроме того, она и не пользуется ею, поскольку в кладовке очень сыро, и как только она туда заходит, то начинает задыхаться. Кроме того, я вынуждена истица вынуждена питаться в столовых, поскольку готовить пищу ей негде.

20.04. 2010 г. она обратилась с заявлением к главе МО Крымский район Крутько В.В. с просьбой предоставить ей меры социальной поддержки по категории лиц, имеющих льготы, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей и по категории реабилитированных лиц. Письмом от 04.05.2010 г. за № 18-08/948 ей отказано в предоставлении социальной помощи.

После чего она обратилась с заявлением о постановке меня на учет граждан в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по категории ветеранов Великой Отечественной Войны.

02.06.2010 г. комиссией Администрации Крымского городского поселения был составлен акт обследования её жилищных условий. При этом комиссия упустила тот факт, что кладовка не имеет батареи, в ней сыро, в ней проходит канализационная труба всего дома, которая течет, соответственно от неё исходит неприятный запах.

Постановлением администрации муниципального образования Крымский район за № 1573 от 07.06.2010 г. ей было отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях со ссылкой на то, что она истица проживает одна в комнате общей площадью 19,0 кв.м., принадлежащей ей на праве собственности.

Считает вышеуказанный отказ незаконным, так как живёт в комнате площадью не 19,0 кв.м., а 11,8 кв.м., и не имеет ни кухни, ни санузла.

Также считает ссылку ответчика на то, что она, истица, обеспечена общей площадью жилья более учетной нормы и потому не имеющей право на получение мер социальной поддержки и не имеющей право на получение жилья, необоснованной.

Кроме того, указывает, что её отец Байрахтар К.В. был подвергнут политическим репрессиям в 1942 году. Согласно справки о реабилитации 24.12.1999 г. отец истицы реабилитирован. До применения к нему репрессий она родилась в пос.Саук-Дере, Крымского района, так же она проживала до 1942 года. Она, истица, также признана реабилитированной и имеет удостоверение. К прежнему месту жительства она возвратилась в 1998 году, хотя и зарегистрировалась лишь в 2004 г. Считает, что имеет право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем по указанной категории, как член семьи реабилитированного лица.

Просит признать её нуждающейся в улучшении жилищных условий по категории ветеранов (участников) Великой Отечественной войны и по категории граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Законом РФ от 18 октября 1991 года №1761 -1 «О реабилитации жертв политических репрессий». Также просит признать незаконным отказ администрации МО Крымский район в принятии меня на учет граждан в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, оформленный постановлением Администрации МО Крымский район №1573 от 7.06.2010 года и обязать Администрацию МО Крымский район принять меня на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории ветеранов (участников) Великой Отечественной войны и по категории граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Законом РФ от 18.10.1991 года №1761-1 «о реабилитации жертв политических репрессий».

В судебном заседании истица Байрахтар Л.К. свои исковые требования подтвердила, просила суд их удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации Муниципального образования Крымский район по доверенности Нестеренко Н.А. исковые требования не признала. Суду при этом пояснила, что Администрация Муниципального образования «Крымский район» считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению в связи с тем, что Указом Президента Российской Федерации № 714 от 7 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны. Обеспечение жильем за счет федеральных средств для бывших несовершеннолетних узниковвышеуказанным Указом Президента Российской Федерации не предусмотрено.

Кроме того, считает, что по договору от 12 августа 2009 года № 7267 о безвозмездной передаче жилья в собственность Байрахтар Л.К. безвозмездно передано в собственность жилое помещение № 182 «а» по улице Октябрьской, дом 58, общей площадью 19 кв.м. и жилой 1 1,8 кв.м. В комнате истица проживает и зарегистрирована одна. Считая, Байрахтар Л.К. обеспеченной жилой площадью не менее учетной нормы, которая устанавливается органом местного самоуправления и согласно постановлению главы Крымского городского поселения от 11 марта 2009 года № 109 «Об утверждении учетной нормы общей площади жилого помещения для признания граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде Крымского городского поселения Крымского района» по Крымскому городскому поселению составляет 11 кв.м.для граждан, проживающих в отдельных квартирах и жилых домах; и для граждан, проживающих в отдельных квартирах и жилых домах с частичными коммунальными удобствами, секционного или коридорного типа, то полагает, что Байрахтар Л.К. обеспечена общей площадью жилья более установленной учетной нормы.

Необходимость признания реабилитированных лиц нуждающимися в жилых помещениях является обязательным условием для предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем, за счет федеральных средств, что должно быть конкретно установлено по федеральной программе для категории лиц - бывших несовершеннолетних узников Фашистских концлагерей и категории реабилитированных лиц.

Таким образом, Байрахтар Л.К. в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» обеспечением жильем за счет федеральных средств не подлежит. На основании вышеизложенного просит суд в удовлетворении исковых требований Байрахтар Л.К. отказать в полном отказать.

Представитель третьего лица Управления по социальной защите населения по доверенности Майбродская С.Г. исковые требования Байрахтар Л.К. не признала суду при этом пояснила, что Управление социальной защиты населения в Крымском районе с требованиями Байрахтар Людмилы Константиновны, не согласно поскольку считает, что Федеральным законом от 12 января 1995 года «О ветеранах» (в редакции закона от 27 июля 2010 года) льготная категория «бывшие несовершеннолетние узники» не предусмотрена, а также в соответствии с частью 3 статьи 23.2. «Обеспечение мер социальной поддержки ветеранов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению жильем» того же закона льготная категория граждан «бывшие несовершеннолетние узники» не обеспечивается финансированием по обеспечению жильем согласно Федерального закона от 12 января 1995 года «О ветеранах» в редакции закона от 27 июля 2010 года. Законодатель не предусматривал при внесении изменений в закон в июле 2010 года финансирование обеспечения жильем указанной категории льготников.

В настоящее время проводится работа по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». В этом документе записано: «...обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. «О ветеранах»» (в редакции Указа Президента от 09.01.2010 года № 30).

Кроме того, указывает, что в редакции Указа Президента от 09.01.2010 года № 30 также не указана льготная категория граждан «бывшие несовершеннолетние узники».

Считает, что ссылка истицы и ее представителя на постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 07 июля 1999 года № 20 «Об утверждении разъяснения «О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны», который издан в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» не состоятельна, так как истицей не учтено, что этот документ (Указ), по мнению УСЗН Крымского района фактически утратил силу в части установления льгот в связи с вступлением в силу с 1 января 2005 года Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, предоставления бывшим несовершеннолетним узникам фашизма ежемесячных денежных выплат, мер социальной поддержки и льгот, установленных для участников Великой Отечественной войны. Считает, что законодатель не идентифицирует их с участниками ВОВ в полном объеме, а только приравнивает.

Кроме того, в полномочия органов социальной защиты в области предоставления мер социальной поддержки согласно закону Краснодарского края от 28.07.2006 года № 1077-КЗ «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий» включены полномочия по обеспечению жильем граждан отдельных категорий, в том числе в отношении ветеранов. В нем же указаны льготные категории граждан, причем они четкоразделены согласно данного закона указано, что «к гражданам отдельных категорий федеральной подведомственности относятся:

7) ветераны и приравненные к ним лица:

категории граждан, имеющие право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года «О ветеранах»;

проживающие на территории Российской Федерации бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, в том числе признанные инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий). .. а также и по льготам,т.е. участники ВОВ и бывшие несовершеннолетние узники не объединены в одном пункте как ветераны.

Считает, что в настоящее время идет реализация Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714, согласно которому бывшие несовершеннолетние узники не обеспечиваются жильем.

Выслушав объяснения сторон, третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования истицы основаны на законе и подлежат удовлетворении по следующим основаниям.

Так судом установлено, что истица Байрахтар Л.К. является бывшим несовершеннолетним узником концлагерей и реабилитирована по Закону РФ от 18 октября 1991 г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», что подтверждается справкой и свидетельством о реабилитации, удостоверением узника. Этот факт также не оспаривается ответчиком и третьим лицом.

Истица имеет следующие заболевания: гипертоническая болезнь 2,3, риск 4 ИБС, пароксизмальная мерцательная аритмия, остеоартроз коленных суставов, варикозная болезнь н/конечностей, аллергия с астматическим уклоном и другие заболевания, что подтверждается справками, имеющимися в деле.

Отец истицы согласно справки о реабилитации от 24.12.1999 г. за № 23/16-153 был реабилитирован, истица также была реабилитирована согласно справки о реабилитации от 30.04.2004 г. за № 23/16-А. Место жительства семьи до применения репрессий к отцу - ст. Крымская, Краснодарского края.

Истица Байрахтар Л.К. вернулась к прежнему месту жительства и живет в г. Крымске постоянно с 1998 г, снимала жилье в наем, была зарегистрирована по месту пребывания с 26 декабря 2001 г. по 16.04.2003 г.

Решением Крымского районного суда Краснодарского края от 27.01.2003 г. был установлен факт её проживания по адресу: г. Крымск, ул. М. Гречко, д.105, решением Крымского районного суда Краснодарского края от 8 апреля 2003 г. была признана пострадавшей от наводнения 08.08.2002 г. по указанному адресу.

В феврале 2004 г. Байрахтар Л.К. была вселена в подсобное помещение (кладовую) общей площадью 7,0 кв.м., расположенную на 2 этаже общежития, расположенного в городе Крымске, по ул. Октябрьской,58.

Согласно Акту обследования № 10 от 15.09.2006 г. вышеуказанное помещение (кладовая), где она жила, было признано комиссией непригодным для дальнейшей эксплуатации, так как условия не соответствуют санитарным нормам.

Согласно Распоряжению главы МО Крымский район № 79-р от 29.01.2008 г. «О предоставлении жилого помещения в общежитии муниципального специализированного жилищного фонда», истице Байрахтар Л.К., 20.11.1935 года рождения, было предоставлено жилое помещение № 182 а, жилой площадью 11,8 кв.м. в виде одной комнаты в общежитии, расположенной по адресу: г. Крымск, ул. Октябрьская, 58, на первом этаже. Она въехала в эту комнату, зарегистрировалась в ней по месту жительства 12.03.2008 г. и продолжала пользоваться кладовкой по её назначению как кладовкой.

Постановлением главы Крымского городского поселения № 539 от 10.06.2009 г. было постановлено заключить с Байрахтар Л.К. договор социального найма на жилое помещение муниципального жилищного фонда по адресу: г. Крымск, ул. Октябрьская, д. № 58, комната № 182 а общей площадью 19,0 кв.м., т.е. с учетом кладовки (комната 11,8 кв.м., кладовка 7,2 кв.м.). 11 июня 2009 г. был заключен договор социального найма вышеуказанного помещения с указанием общей площади 19 кв.м. 12 августа 2010 г. был заключен договор о безвозмездной передаче жилья в собственность граждан, согласно которого Байрахтар Л.К. передавалось жилое помещение, состоящее из одной комнаты, общей площадью -19,0 кв.м., жилой площадью -11,8 кв.м.

Суд считает, что договор социального найма, а затем в договор о приватизации жилья, ошибочно была включена площадь кладовки, которая признана непригодной для эксплуатации, не относится к жилым помещениям и находится на втором этаже, и даже не в одном подъезде с комнатой, где проживает истица Байрахтар Л.К.

08.05.2010 г. Байрахтар Л.К. было получено свидетельство о государственной регистрации права собственности на вышеуказанную комнату, с указанием общей площади 19,0 кв.м. Однако, площадь комнаты, в которой она проживает, составляет 11,8 кв.м.

20.04. 2010 г. Байрахтар Л.К. обратилась с заявлением к главе МО Крымский район Крутько В.В. с просьбой предоставить ей меры социальной поддержки по категории лиц, имеющих льготы, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей и по категории реабилитированных лиц. Письмом от 04.05.2010 г. за № 18-08/948 ей было отказано в предоставлении социальной помощи.

После чего Байрахтар Л.К. обратилась с заявлением о постановке её на учет граждан в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по категории ветеранов Великой Отечественной Войны.

02.06.2010 г. комиссией Администрации Крымского городского поселения был составлен акт обследования её жилищных условий. При этом комиссия упустила тот факт, что кладовка не имеет батареи, в ней сыро, в ней проходит канализационная труба всего дома, которая течет, соответственно от неё исходит неприятный запах.

Постановлением администрации муниципального образования Крымский район за № 1573 от 07.06.2010 г. Байрахтар Л.К. было отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях со ссылкой на то, что ею не представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и на то, что она проживает одна в комнате общей площади 19,0 кв.м., принадлежащей ей на праве собственности.

Согласно Указу Президента РФ от 15 октября 1992 г. № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны.

Согласно п.5 «Разъяснения от 7 июля 1999 г. № 4 «О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны», утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 7 июля 1999 г. № 20, зарегистрированного в Минюсте РФ от 9 августа 1999 г. № 1862, при решении вопросов, связанных с предоставлением льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, следует иметь в виду, что в Указе Президента РФ от 15 октября 1992 г. № 1235 не определен объем предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально-бытовым льготам, - инвалиды и участники Великой Отечественной войны. Поскольку с выходом ФЗ «О ветеранах» для инвалидов и участников ВОВ предусмотрены льготы соответственно статьями 14 и 15 названного закона, то и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы.

В статье 15 ФЗ «О ветеранах» перечислены меры социальной поддержки участников Великой Отечественной Войны, в числе которых обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего ФЗ.

По смыслу ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» полномочия по обеспечению жильем ветеранов и участников ВОВ переданы органам государственной власти субъектов РФ, которым передаются в виде субвенций средства из федерального бюджета на реализацию этих полномочий в объеме общей площади жилья 36 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъекту РФ.

Согласно п.8 ст. 154 ФЗ РФ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей предоставляются меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Согласно Указа Президента РФ от 7 мая 2008 г. № 714 (в редакции Указа от 09.01.2010 г. № 30) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» необходимо завершить обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв.м.

Поскольку бывшие несовершеннолетние узники фашизма приравнены к участникам ВОВ, вышеуказанные нормативные акты, устанавливающие правовые гарантии социальной защиты ветеранов в РФ, в целях обеспечения условий, обеспечивающих им достойную жизнь, распространяются и на них, т.е. и на Байрахтар Л.К. в частности. Ведь её проживание в вышеописанных условиях нельзя назвать достойной жизнью.

Отказ в принятии Байрахтар Л.К. на учет граждан в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по категории ветеранов ВОВ, нарушает её права на получение вышеуказанных мер социальной защиты, в частности на получение средств за счет средств федерального бюджета на приобретение отдельной квартиры, в связи с этим отказ является незаконным.

При этом, доводы ответчика и третьего лица на то, что в Указе Президента РФ от 7 мая 2008 г. № 714 (в редакции Указа от 09.01.2010 г. № 30) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» не указано, что жильем должны быть обеспечены и категории граждан, приравненные к участникам ВОВ, являются несостоятельными, поскольку вышеуказанный Указ является обязательством Президента РФ завершить обеспечение жильем лиц, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ «О ветеранах». При этом, ранее принятый Указ от 15 октября 1992 г. № 1235 Президент РФ не отменял. Как и п. 8 ст. 154 ФЗ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ никто не отменял.

Представитель ответчика, обосновывая свою позицию по делу, представил Определение Конституционного Суда РФ от 23.06.2009 г. № 908-О-О, из прочтения которого он сделал вывод, что несовершеннолетним узникам не должны предоставляться меры социальной поддержки по обеспечению жильем, установленные для участников ВОВ. Вместе с тем, подобное толкование противоречит вышеуказанным нормативно-правовым актам, и самому тексту указанного Определения Конституционного Суда РФ. В нем подобных выводов не содержится, наоборот указано, что бывшим несовершеннолетним узникам фашизма наряду с другими мерами поддержки в соответствии с Указом Президента РФ от 15 октября 1992 г. № 1235 предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов и участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Поэтому в Определении правильно сделан вывод о том, что разрешение вопроса, связанного с определением оснований отнесения отдельных категорий граждан к ветеранам войны, является прерогативой законодателя и не относится к полномочиям Конституционного Суда РФ, в связи с чем заявителю отказано в принятии к рассмотрению жалобы гражданина, а не по неправильно истолкованному выводу ответчика.

Согласно п.п.1 п. 1 ст.1 Закона Краснодарского края от 28 июля 2008 г. № 1077-КЗ «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий» настоящий закон регулирует отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем гражданам отдельных категорий, определяемых федеральными нормативными правовыми актами, в соответствии с которыми меры социальной поддержки предоставляются гражданам за счет федерального бюджета органами исполнительной власти Краснодарского края (федеральной подведомственности). Согласно п.п.7 п.2 ст. 1 указанного закона бывшие несовершеннолетние узники фашизма относятся к этой категории федеральной подведомственности.

По смыслу п.п.1 п.1 ст.3 указанного закона несовершеннолетние узники фашизма признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ и (или) иными федеральными нормативными правовыми актами, и согласно ст. 5 указанного закона условия предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем определяются федеральными нормативными правовыми актами.

Представитель ответчика представил в качестве аргумента письмо заместителя министра регионально развития РФ от 19.03.2010 г. за № 10496-СК/07. Вместе с тем, указанное письмо не является нормативным правовым актом.

В соответствии с п.п.8.10 Указа Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23 мая 1996 г. № 763 и п.п. 10.11 Правил подготовки нормативных правых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009, издание нормативны правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается. Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат обязательной государственной регистрации, которая осуществляется Минюстом РФ, и официальному опубликованию. Не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, акты не влекут правовых последствий, как не вступившие в законную силу.

Конституционный Суд РФ в своих определениях неоднократно подчеркивал тот факт, что 1) Российская Федерация обеспечивает государственную поддержку приравненных по материально-бытовому обеспечению к ветеранам ВОВ бывших несовершеннолетних узников фашизма, в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, в частности, путем предоставления соответствующих льгот. 2) Льготы, указанные в Указе Президента РФ от 15 октября 1992 г. № 1235 должны распространяться не только на бывших несовершеннолетних узников фашизма, но и на членов их семьи. Иное означало бы отказ государства от выполнения ранее принятых на себя обязательств. 3) Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства; должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм. 4) Положения ФЗ «О ветеранах» подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом (все тезисы из Определения КС РФ от 4 декабря 2003 г. № 423-0). 5) Государство не может произвольно изменять уже признанный им статус лиц и уменьшать обусловленный этим статусом объем социальных гарантий, поскольку в противном случае подрывается авторитет государственной власти, уважение человека к закону, умаляется достоинство личности (тезис из определения КС РФ от 4 апреля 2006 г. № 89-О). Кроме того, указано, что правоприменительные решения по делу граждан в истолковании статей ФЗ РФ «О ветеранах», расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, подлежат пересмотру.

Согласно ст. 16 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991 г. № 1761-1 реабилитированные лица обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов РФ. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц являются расходными обязательствами субъектов РФ.

Согласно п.п.3 п.3 статьи 1 Закона Краснодарского края № 1077-КЗ от 28.07.2006 г. «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий» члены семей и другие родственники реабилитированных лиц, проживавшие совместно с ним до применения к нему репрессий, в случае возвращения на прежнее место жительства в населенные пункты Краснодарского края, где они проживали совместно с реабилитированными лицами до применения к ним репрессий, имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Законом РФ от 18 октября 1991 г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», за счет средств краевого бюджета органами исполнительной власти Краснодарского края (категория совместной подведомственности).

Следовательно, истица Байрахтар Л.К. имеет также право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем по указанной категории как член семьи реабилитированного лица.

Согласно п. 3 ст. 5 Закона Краснодарского края от 29 декабря 2008 г. № 1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» граждане признаются нуждающимися в жилых помещениях для целей принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по отдельной категории граждан, обеспечение жилыми помещениями которых относится к расходным обязательствам Российской Федерации - по основаниям, установленным Жилищным Кодексом РФ и (или) иными федеральными нормативными правовыми актами. При этом согласно п. 2 ст. 6 указанного закона при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений.

Согласно п.1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются: (п.п.2) являющиеся собственниками жилых помещений и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; (п.п. 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Исходя из положений ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, пригодное для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства), т.е. в нем должна быть кухня, санузел. Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении.

Согласно п.5 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47, квартира - структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной и нескольких комнат, а также из помещений вспомогательного использования для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Исходя из вышеуказанной правовой нормы и положений ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, пригодное для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства), т.е. в нем должна быть кухня, санузел. Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении.

Таким образом, занимаемая истицей Байрахтар Л.К. комната площадью 11,8 кв.м. и кладовка, которой она не пользуется, не относятся к категории жилого помещения «квартира», она продолжает проживать в условиях общежития.

Кроме того, согласно п. п. е) п.1 раздела 2 «Критериев и технических условий отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих или аварийных», утвержденных Постановлением Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 20 февраля 2004 г. № 10, к непригодным для проживания относятся жилые дома (комнаты), в которых невозможно предоставить жителям коммунальные услуги, соответствующие по качеству требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм.

Согласно п.5.7, 5.10СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные» площадь жилого помещения (комнаты) в однокомнатной квартире должна быть не менее 14 кв.м., кухни - не менее 5 кв.м. При этом кухня должна быть оборудована мойкой, а также плитой для приготовления пищи; ванная комната - ванной (или душем) и умывальником; уборная - унитазом со смывным бачком (либо совмещенный санузел).

Из этого следует, что граждане, проживающие не в отдельных квартирах, а в комнатах, не имеющие кухни и санузла, должны быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, поскольку проживают в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Кроме того, по смыслу вышеуказанных нормативных правовых актов, кладовка, находящаяся не рядом с жилым помещением (комнатой), а на другом этаже другого подъезда, к тому же не соответствующая требованиям санитарных норм, не относится к жилым помещениям, поэтому её площадь (7,2 кв.м.) не должна учитываться в составе общей площади жилого помещения - комнаты 182 а, включена в договор о бесплатной передаче жилья в собственность ошибочно.

Ни в одном нормативном правовом акте не содержится императивной нормы, которая бы констатировала тот факт, что наличие в собственности у гражданина, относящегося к участникам ВОВ, жилой комнаты площадью 11,8 кв.м., является основанием признания его обеспеченным жильем.

Представитель ответчика ссылается на Постановление главы Крымского городского поселения Крымского района от 11 марта 2009 г. № 109 «Об утверждении учетной нормы общей площади жилого помещения для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях…», согласно которого учетная норма в г. Крымске установлена в размере 11 кв.м. общей площади жилого помещения, не дочитав до конца предложение в п.1.1 Постановления, потому неправильно истолковав его, ошибочно полагая, что истица Байрахтар Л.К. обеспечена жильем общей площадью более учетной нормы. Вместе с тем, эта норма применима для расчета общей площади жилого помещения для граждан, проживающих в отдельных квартирах и жилых домах; и для граждан, проживающих в отдельных квартирах и жилых домах с частичными коммунальными удобствами, секционного и коридорного типа. Истица Байрахтар Л.К. не проживает в квартире секционного или коридорного типа, к которым относятся малосемейки (в них есть все как в квартире, только небольших размеров). Такие квартиры в общежитии, где проживает истица, имеются. Кроме того, учетная норма обшей площади жилого помещения в 11 кв.м. рассчитана для жилого помещения, занимаемого семьей, т.е. более одного человека. Для одиноко проживающего гражданина установлены другие критерии, поскольку квартир, общей площадью менее 11 кв.м. не существует.

Для обеспечения истицы Байрахтар Л.К. соответствующим жильем (отдельной квартирой) за счет средств федерального бюджета необходимо, чтобы она была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий по категории ветеранов (участников) ВОВ (несовершеннолетний узник концлагерей), и за счет средств Краснодарского края - по категории реабилитированных лиц, и включена в соответствующие списки администрацией МО Крымский район.

Исходя из вышеизложенного, суд не может согласиться с позицией ответчика и третьего лица, полагающих, что истица не имеет право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению её жильем по двум основаниям: 1) потому что не является ветераном (участником) ВОВ, а относится к категории бывших несовершеннолетним узников фашизма; 2) потому что обеспечена жильем общей площадью более учетной нормы, установленной по г. Крымску.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 191-194 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Байрахтар Людмилы Константиновны удовлетворить.

Признать отказ администрации муниципального образования «Крымский район» Краснодарского края в постановке на учет Байрахтар Людмилы Константиновны, в качестве нуждающейся в жилом помещении не соответствующим закону.

Обязать администрацию муниципального образования «Крымский район» Краснодарского края поставить на учет Байрахтар Людмилу Константиновну по категории ветеранов (участников) Великой Отечественной войны и по категории граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 года № 1761 -1 «О реабилитации жертв политических репрессий» вкачестве нуждающейся в жилом помещении с момента ее первого обращения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Крымский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья: