РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ город Крымск
Крымский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего: Бендюк А.К.
с участием
старшего помощника Крымского межрайонного прокурора Арзумановой Н.Э.
при секретаре Богдан Е.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Крымского межрайонного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, к Отделу внутренних дел по Крымскому району Главного управления внутренних дел по Краснодарскому краю МВД РФ о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Крымский межрайонный прокурор, действующий в интересах Российской Федерации, обратился в суд с заявлением к Отделу внутренних дел по Крымскому району Главного управления внутренних дел по Краснодарскому краю МВД РФ о признании бездействия незаконным, указав, что в ходе проверки ОВД по Крымскому району были выявлены нарушения ФЗ «О противодействии коррупции» и Закона РФ «О милиции». Так представляемые гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера подлежат проверке. На это указывает, в частности, п. 6 ст. 8 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». В нем установлено, что проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется представителем нанимателя (руководителем) или лицом, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), самостоятельно или путем направления в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, запроса в правоохранительные органы или государственные органы, осуществляющие контрольные функции, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В целях исполнения этих требований издан Указ Президента РФ № 1065. В результате его издания утверждено Положение «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению».
В нем установлено, что органом, осуществляющим проверку, является кадровая служба. В п. 14 Положения установлено, что кадровые службы территориальных органов федеральных государственных органов осуществляют проверку, предусмотренную подпунктом «а» пункта 13 настоящего Положения, то есть самостоятельно.
В ст. 20.1 Закона РФ «О милиции» от 18.04.1991 № 1026-1 (ред. от 29.12.2009) установлено, что на сотрудника милиции распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
При этом ч. 6 ст. 20 ФЗ РФ № 79-ФЗ устанавливает, что проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, и членов его семьи осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О противодействии коррупции» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Приказом МВД РФ от 19.03.2010 № 205 «О порядке представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей в системе МВД России, и сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими внутренних войск, федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России» утверждено приложение № 2 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.04.2010 N 16918).
В нем установлен перечень должностных лиц системы МВД России, по решению (запросам) которых осуществляется проверка достоверности и полноты представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей в системе МВД и сотрудниками органов внутренних дел сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
К ним относятся, в том числе, руководители (начальники) территориальных органов МВД России, подразделений (организаций), непосредственно подчиненных территориальным органам МВД России.
В нарушение данных требований, как установлено в ходе проверки, сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера у лиц, поступающих на службу и работающих в ОВД по Крымскому району истребуются (в соответствии с Указом Президента РФ №559 от 18.05.2009 года), однако проверка достоверности сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера работающих сотрудников, не осуществляется.
В результате этого при выборочной проверке соблюдения указанного выше законодательства проведенной в июне 2010 года было установлено невнесение в справки о доходах сведений о недвижимом имуществе 4 лиц. Кроме того, 7 сотрудников ОВД, имеющих в собственности автотранспорт менее трех лет и продавших его в 2009 году, налоговую декларацию по месту жительства не подали и сведения о полученном доходе в справках не указали.
Двое сотрудников ОВД по Крымскому району справки в службу отдела кадров вообще не представили.
Кроме того, не разработан и не принят порядок проведения проверочных мероприятий с целью установления соответствия представленных требований фактически имеющемуся у сотрудников имущества и полученным ими доходов.
В соответствии с ч. 5 ст. 9 ФЗ РФ «О противодействии коррупции», порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются представителем нанимателя (работодателем).
Во исполнение требований ч. 5 ст.9 ФЗ РФ № 273-ФЗ начальником ОВД по Крымскому району должна была быть организована разработка и утверждение нормативного акта, утверждающего порядок уведомления подчиненными сотрудниками руководства ОВД по Крымскому району о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений.
По настоящее время данный акт не разработан и не утвержден, что является существенным препятствием в исполнении сотрудниками милиции обязанности по уведомлению руководителя о фактах склонения его к коррупционным правонарушениям, предусмотренной действующим законодательством.
При отсутствии утвержденного порядка, перечня сведений, содержащихся в уведомлениях, порядка организации проверки этих сведений и порядка регистрации уведомлений, сотрудникам ОВД по Крымскому району невозможно исполнить надлежащим образом предусмотренную законами «О противодействии коррупции» и «О милиции» обязанность по уведомлению о подобных фактах.
Установлено также, что в ОВД по Крымскому району не создана комиссия по урегулированию конфликта интересов. Положения законодательства о создании данной комиссии не носят императивного характера, вместе с тем, на уровне ГУВД края решен вопрос о создании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников и урегулированию конфликта интересов.
Так, п. 9 Приказа ГУВД по Краснодарскому краю от 22.01.2010 года № 33 УРЛС ГУВД поручено совместно с УСБ ГУВД, УПО ГУВД по Краснодарскому краю разработать в срок не позднее 01.07.2010 года проект положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников и урегулированию конфликта интересов.
Аналогичного нормативного акта начальником ОВД по Крымскому району не принято.
В мае-июне 2010 года начальнику ОВД по Крымскому району вносились представления, в которых указывалось на часть нарушений законодательства, указанных выше.
Из полученных ответов и информации от 09.08.2010 года, представленной по запросу прокурора, следует, что руководство ОВД по Крымскому району полагает свое бездействие обоснованным.
В связи с чем, прокурор просит признать незаконным бездействие ОВД по Крымскому району в непринятия нормативных актов, утверждающих порядок проверки достоверности предоставляемых в кадровое подразделение сведений о доходах, порядок уведомления о фактах склонения к коррупционным правонарушениям, положение о комиссии по урегулированию конфликта интересов. И возложить на ОВД по Крымскому району обязанность по принятию нормативных актов, утверждающих порядок проверки достоверности предоставляемых в кадровое подразделение сведений о доходах, порядок уведомления о фактах склонения к коррупционным правонарушениям, положение о комиссии по урегулированию конфликта интересов.
В судебном заседании старший помощник Крымского межрайонного прокурора Арзуманова Н.Э., частично поддержала заявленное представление и просила суд его частично удовлетворить. Суду пояснила, что в ОВД по Крымскому району не создана комиссия по урегулированию конфликта интересов. Положения законодательства о создании данной комиссии не носят императивного характера, вместе с тем, на уровне ГУВД края решен вопрос о разработке положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников и урегулированию конфликта интересов.
Так, п. 9 Приказа ГУВД по Краснодарскому краю от 22.01.2010 года № 33 УРЛС ГУВД поручено совместно с УСБ ГУВД, УПО ГУВД по Краснодарскому краю разработать в срок не позднее 01.07.2010 года проект положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников и урегулированию конфликта интересов, что подразумевает создание данных комиссий.
По настоящее время указанная комиссия не создана.
Таким образом, в данной части требования закона не исполнены, в то время, как п. 8,9, 15 Положения об ОВД по Крымскому району от 30.01.207 года № 118 ГУВД по КК в обязанности начальника отдела входит обеспечение законности в деятельности ОВД и организация выполнения нормативных правовых актов МВД РФ, законодательства РФ и субъектов Федерации, решение вопросов в части кадров и издание, в пределах своей компетенции, распоряжений и приказов.
В данной части заявление просила удовлетворить.
В связи с изданием приказа МВД РФ № 293 от 19.04.2010 года об утверждении порядка уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, в данной части от заявленных требований отказалась.
Представитель ОВД по Крымскому району Кубарев С.В. против удовлетворения заявленных требований возражал, указав, что ОВД по Крымскому району с заявленными требованиями не согласно, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со статьёй 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливающей полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов, прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц органов, указанных в ст.21 названного Федерального закона, представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.
При этом пунктом 2 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Порядок предоставления сотрудниками органов внутренних дел сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей установлен Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-Ф3 «О противодействии коррупции», Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждённым Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года №4202-1, а также изданным в целях их реализации Указами Президента Российской Федерации, в том числе от 18 мая 2009 года №559 «О предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» и №561 «Об утверждении порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования».
Указанными нормативными правовыми актами предусмотрено представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера только в кадровую службу, а также общероссийским средствам массовой информации для опубликования.
Предоставление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в органы прокуратуры названными нормативно-правовыми актами не предусмотрено.
Тем не менее, в заявлении указаны выявленные факты нарушений, в том числе о непредставлении сотрудниками милиции налоговых деклараций при продаже автомобилей, что не имеет никакого отношения к заявленным требованиям о выявленных нарушениях законодательства о борьбе с коррупцией при приёме на службу в органы внутренних дел и её прохождении.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, счел необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать по следующим основаниям.
Согласно п. 6 ст. 8 ФЗ «О противодействии коррупции» проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется представителем нанимателя (руководителем) или лицом, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), самостоятельно или путем направления в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, запроса в правоохранительные органы или государственные органы, осуществляющие контрольные функции, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Согласно п. 14 Положения «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению», утвержденного Указом Президента РФ проверку указанных сведений осуществляют кадровые службы территориальных органов федеральных государственных органов. Приказом Министра Внутренних дел РФ «О порядке представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей в системе МВД России, и сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими внутренних войск, федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России» утверждены:
- Порядок представления гражданами, претендующими на замещение должностей в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, и сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими внутренних войск, федеральными государственными гражданскими служащими системы Министерства внутренних дел Российской Федерации сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (приложение N 1).
- Перечень должностных лиц системы МВД России, по решению (запросам) которых осуществляется проверка достоверности и полноты представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, и сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими внутренних войск, федеральными государственными гражданскими служащими системы Министерства внутренних дел Российской Федерации сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (приложение N 2).
В соответствии с частями третьей и пятой статьи 14 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» персональные данные государственных служащих, сведения об их профессиональной служебной деятельности вносятся в личные дела и документы учета государственных служащих. Ведение и хранение указанных дел и документов осуществляются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Персональные данные, внесенные в личные дела и документы учета государственных служащих, являются персонифицированными и в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, относятся к сведениям, конфиденциального характера, а в иных случаях к сведениям, составляющим государственную тайну. При приеме на службу в органы внутренних дел кандидаты подвергаются специальным проверкам по учетам ИЦ, ГИАЦ МВД России, учетам ФСБ России, УСБ, и данные материалы хранятся в личных делах сотрудников под грифом «совершенно секретно», «секретно» (соответствующее разъяснение направлено в департаменты. МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации за исх. № 2/2-301 ДСП от 15.04.2010 г.). Изложенное позволяет сделать вывод о том, что персональные данные и личные дела сотрудников органов внутренних дел относятся к сведениям конфиденциального характера.
В статье 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ установлено, что обработка персональных данных может осуществляться оператором с согласия субъектов персональных данных. Такое согласие не требуется только в отдельных случаях, перечень которых определен названной статьей. Проверка персональных данных и личных дел сотрудников органов внутренних дел органами прокуратуры данным перечнем не предусмотрена. Следовательно, работники органов прокуратуры могут знакомиться с персональными данными сотрудников органов внутренних дел только с согласия последних. При этом, поскольку личные дела сотрудников органов внутренних дел имеют гриф «совершенно секретно», «секретно», наличие у проверяющих работниках прокуратуры доступа к документам с грифами «совершенно секретно», «секретно» обязательно. Кроме того, необходимо учитывать, что Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203, сведения, раскрывающие принадлежность конкретных лиц к кадровому составу подразделений, непосредственно осуществляющих борьбу с организованной преступностью и коррупцией, специальным оперативным подразделениям, отнесены к государственной тайне. Факт разглашения сведений о прохождении службы указанными сотрудниками является разглашением государственной тайны.
Согласно части первой статьи 22 Федерального закона от 17 января 1992 г, № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе требовать необходимые ему документы и сведения, однако, в соответствии с частью второй статьи 21 данного Закона при осуществлении надзора за выполнением законов органы прокуратуры не должны подменять иные государственные органы. Таким образом, с учетом предписаний пункта 2 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», полагаем, что в органы прокуратуры может представляться информация о выполнении требований законодательства Российской Федерации о предоставлении сведений о доходах сотрудников только при проведении проверки, на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурорского реагирования. При этом, указанная информация должна предоставляться при наличии запроса, в котором содержится обоснование конкретной цели получения информации, определенной предметом надзора и полномочиями прокурора в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».
Требования прокурора о признании незаконным бездействие ОВД по Крымскому району в непринятия нормативных актов, утверждающих порядок проверки достоверности предоставляемых в кадровое подразделение сведений о доходах, порядок уведомления о фактах склонения к коррупционным правонарушениям, положение о комиссии по урегулированию конфликта интересов, а также о возложении на ОВД по Крымскому району обязанность по принятию нормативных актов, утверждающих порядок проверки достоверности предоставляемых в кадровое подразделение сведений о доходах, порядок уведомления о фактах склонения к коррупционным правонарушениям, положение о комиссии по урегулированию конфликта интересов, не могут быть удовлетворены судом.
Так, во исполнение Указа Президента РФ №557 от 18 мая 2009 года «Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» был издан приказ МВД РФ № 680 от 31 августа 2009 года. Приказ определил перечень соответствующих должностей.
Во исполнение Указа Президента РФ №559 от 18 мая 2009 г. "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» был издан приказ МВД РФ № 205 от 19.03.2010 года.
Приказ утвердил:
Порядок представления гражданами, претендующими на замещение должностей в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, и сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими внутренних войск, федеральными государственными гражданскими служащими системы Министерства внутренних дел Российской Федерации сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (приложение N 1).
Перечень должностных лиц системы МВД России, по решению (запросам) которых осуществляется проверка достоверности и полноты представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, и сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими внутренних войск, федеральными государственными гражданскими служащими системы Министерства внутренних дел Российской Федерации сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (приложение N 2).
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации №1065 от 21 сентября 2009 года «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» был издан приказ МВД РФ №293 от 19 апреля 2010 года «Об утверждении порядка уведомления в системе МВД России о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений».
Таким образом, руководителем федерального государственного органа - то есть Министерством внутренних дел Российской Федерации последовательно, в установленные сроки и в пределах предоставленных полномочий и на основании «Положения о МВД Российской Федерации», утверждённого Указом Президента Российской Федерации №927 от 19.07.2004 года приняты соответствующие нормативные акты, регулирующие вопросы борьбы с коррупцией.
Аналогичным образом обстоят дела и с соответствующими комиссиями по урегулированию конфликта интересов, а также порядка проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Указом Президента РФ № 821 от 01 июля 2010 года «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» утверждено соответствующее Положение о комиссии.
Пунктом 7 настоящего Указа Президентом Российской Федерации руководителям федеральных государственных органов в 2-месячный срок предписано:
а) разработать, руководствуясь настоящим Указом, и утвердить положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов;
б) сформировать комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов;
в) принять иные меры по обеспечению исполнения настоящего Указа.
Указанные нормативно правовые акты полностью регламентируют порядок проверки достоверности предоставляемых в кадровое подразделение сведений о доходах, порядок уведомления о фактах склонения к коррупционным правонарушениям, положение о комиссии по урегулированию конфликта интересов. В них отсутствуют обязательные предписания для территориальных подразделений издавать подобные нормативные акты, а содержат ссылку на необходимость доведения указанных положений до личного состава. При таких обстоятельствах, издание иных нормативных актов для дополнительной регламентации указанных положений в ОВД по Крымскому району не требуется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований - отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение десяти дней через Крымский районный суд Краснодарского края.
Председательствующий:
Решение вступило в законную силу: