Решение по иску Игнатьевой Н.Н. к Администрации МО Крымский район КК о признании права постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с последущим внеочередным предоставлением жилого помещения по договору социального найма



К делу № 2-383/11г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«29» марта 2011г.             Крымский районный суд

Краснодарского края в составе:

председательствующего      Улановской Т.В.,

при секретаре        Соловьевой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Игнатьевой Натальи Николаевны к Администрации муниципального образования Крымский район Краснодарского края о признании права постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с последующим внеочередным предоставлением жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Игнатьева Н.Н. обратилась в суд с иском к Администрации МО Крымский район Краснодарского края о признании права постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с последующим внеочередным предоставлением жилого помещения по договору социального найма. Свои исковые требования мотивирует тем, что она является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как 31.12.2000 года умерла ее мать-одиночка. При определении ее в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Крымскую школу-интернат жилая площадь за ней не закреплялась, так как при жизни ее мать ГЛН жилого помещения в собственности не имела. В 2004 года по достижении совершеннолетия она выбыла из интерната и выехала за пределы Крымского района. Осенью 2006 года она вернулась в Крымский район с несовершеннолетним сыном, 2005 года рождения, и по ходатайству отдела опеки и попечительства получила временно комнату по адресу: <адрес>. Однако из-за маленького ребенка и отсутствия денежных средств своевременно не оформила прописку, что не позволило ей встать на льготную очередь для получения жилья до достижения возраста 23 лет. 22 декабря 2009 года, когда ей уже исполнилось 23 года она получила регистрацию по адресу: <адрес>, но в соответствии с законом КК от 03.06.2009 года № 1748 -КЗ ««Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» принятие на учет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по достижении ими 23 лет осуществляется не позднее двух лет после окончания пребывания в учреждении социального обслуживания, учреждениях любых видов профессионального образования, после окончания службы в рядах Вооруженных сил РФ либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Она же после выпуска из школы-интерната нигде больше не училась. Однако, ст. 57 ЖК РФ не содержит требований о времени реализации гарантированного ей права на внеочередное получение жилья, нет таких ограничений и в законе № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В настоящее время ей 24 года, она имеет на руках несовершеннолетнего ребенка, но жилья, которое ей гарантировано государством не имеет. Из-за своей юридической безграмотности, она фактически оказалась на улице. За защитой своих прав она обратилась в суд и просит признать за ней право постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с последующим внеочередным предоставлением жилого помещения по договору социального найма, а также обязать администрацию муниципального образования Крымский район поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, имевших статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для последующего предоставления жилого помещения по договору социального найма, как лицу имевшему статус лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей с даты вступления решения суда в законную силу.

Истица Игнатьева Н.Н. в судебном заседании свои исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить, суду при этом пояснила, что от государства она не получила гарантированного законом жилья, о своих правах ей до недавнего времени известно не было. После получения регистрации в г. Крымске, она обратилась в администрацию МО Крымский района по вопросу предоставления ей жилого помещения, откуда ею был получен письменный отказ в постановке на льготную очередь, мотивированный достижением ею на момент обращения возраста 23 лет.

Представитель ответчика Администрации МО Крымский район, Нестеренко Н.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований Игнатьевой Н.Н., суду при этом пояснила, что Игнатьева Н.Н. в письменно обратилась в администрацию МО Крымский район по вопросу предоставления ей жилого помещения. Данное обращение администрацией муниципального образования Крымский район было рассмотрено и за подписью заместителя главы МО Крымский район ААГ был дан ответ. Истица с формализованным заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального наймах по категории лиц, имевших лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обращалась, решение по данному вопросу главой администрации не принималось, постановление о отказе не выносилось. В соответствии с п.4 ст.1 Закона КК от 03.06.2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» к лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые в возрасте до 18 лет остались без попечения обоих или единственного родителя, не имевшие закрепленных жилых помещений, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления не позднее двух лет после окончания пребывания в учреждении социального обслуживания населения, учреждениях любых видов профессионального образования, после окончания службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии со ст. 7 указанного Закона КК принятие на учет лиц, имевших статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется не позднее двух лет после окончания пребывания в учреждении социального обслуживания населения любых видов профессионального образования. Истице 24 года, из государственного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Крымской школы-интерната она выбыла в 2003 году, после чего никуда для получения профессионального образования не поступала. В связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований Игнатьевой Н.Н. не имеется.

Представитель третьего лица - Управления по вопросам семьи и детства администрации МО Крымский район (далее Управление), Печерица Ю.Н. в судебном заседании поддержала требования Игнатьевой Н.Н. и просила их удовлетворить, пояснив, что истица является лицом из числа детей-сирот. В соответствии с жилищным кодексом РФ и федеральным законодательством истица имеет право на получение жилого помещения по категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Действительно своевременно Игнатьева Н.Н. не была обеспечена жильем, хотя имела статус лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. По ходатайству и при содействии Отдела опеки и попечительства Игнатьевой Н.Н. по возвращению в Крымский район в 2006 году была выделена во временное пользование комната в общежитии. Однако из-за отсутствия прописки, рождения второго ребенка она не смогла своевременно, до достижения возраста 23 лет встать на очередь для получения жилья и заключить с администрацией МО Крымский район договор социального найма предоставленной ей ранее комнаты.

Представитель третьего лица - Департамента семейной политики Краснодарского края, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента семейной политики Краснодарского края.

Выслушав стороны по делу, изучив письменные материалы, суд находит исковые требования Игнатьевой Н.Н. подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Судом установлено, что Игнатьева Н.Н., 1986 года рождения, является лицом из числа детей-сирот, с детства воспитывалась и получала среднее образование в государственном образовательном учреждении Краснодарского края - Крымской школе-интернате, закрепленного жилого помещения за собой не имела.

В 2004 году по достижению совершеннолетия она выбыла из интерната и выехала за пределы Крымского района.

В соответствии со ст. 147 СК РФ, действовавшей до 1.09.2008 года, детям, находящимся на полном государственном попечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, опекуны (попечители) не назначаются. Выполнение их обязанностей возлагается на администрации этих учреждений. В пункте 3 данной статьи указано, что защита прав выпускников учреждений, указанных в пункте 1 данной статьи, возлагается на органы опеки и попечительства.

Как указано в ст. 148 СК РФ, дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с нормами п.2 ст. 37, ч.2 ст. 60 ЖК РСФСР (действовавшей на момент окончания пребывания истицы в государственном образовательном учреждении) Игнатьева Н.Н. после окончания пребывания в ГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Крымской школе-интернате исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов должна была быть обеспечена жилым помещением во внеочередном порядке.

Однако, ни со стороны администрации государственного образовательного учреждения, ни со стороны органов опеки и попечительства действий по защите прав истицы, т.е. реализации права на жилое помещение не последовало.

По приезду в город Крымск в 2006 году, Игнатьевой Н.Н. по ходатайству органа опеки и попечительства временно, без каких-либо документов, была предоставлена комната по адресу: <адрес>. Приобрести права на данное жилое помещение ей не позволило отсутствие регистрации по месту жительства. После обращения в Крымскую межрайонную прокуратуру с заявлением об оказания ей содействия в получении регистрации по месту жительства, Игнатьева Н.Н. получила временную регистрацию по адресу: <адрес>. В настоящее время истица вынуждена с малолетним ребенком проживать на съемной квартире.

Следовательно, Игнатьева Н.Н. после окончания пребывания в образовательном учреждении не была обеспечена гарантированной государственной социальной поддержкой в виде обеспечения жилой площадью вне очереди, что было закреплено в ст. 37 ЖК РСФСР, в настоящее время ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ, которая гласит, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

21.01.2011 года Игнатьева Н.Н. обратилась к главе администрации МО Крымский район с заявлением о предоставлении жилья по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории имевших статус лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Данное обращение администрацией муниципального образования Крымский район было рассмотрено, заместителем главы МО Крымский район был дан ответ, согласно которому она не подлежит постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, со ссылкой на то обстоятельство, что истица уже не относится к указанной категории лиц, ( ей более 23 лет) и ранее с заявлением о постановке на учет она нее обращалась.

Однако, данный отказ суд при установленных судом обстоятельствах, не может признать обоснованным.

Как усматривается из вышеприведенных судом требований Семейного Кодекса РФ, необходимые документы для постановки Игнатьевой Н.Н. на жилищный учет должна была представить в орган местного самоуправления администрация ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Крымской школы-интерната, осуществлять контроль за обеспечением социальных гарантий, в том числе и защищать жилищные права Игнатьевой Н.Н. по окончании учебного заведения - отдел опеки и попечительства.

Тот факт, что истица уже вышла из возраста 23 лет, не может лишить ее гарантированного права на внеочередное предоставление жилья, которое фактически не было получено ей по вине государственных органов.

Суд считает, что истица по уважительной причине своевременно не обратилась с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. На момент окончания пребывания в образовательном учреждении Игнатьевой Н.Н.., законодательство не предусматривало предельного возраста для принятия на учет детей-сирот (детей оставшихся без попечения родителей). Действующее законодательство имеет такие ограничения, однако при несоблюдении своих прямых обязанностей государственными органами, юридической неграмотности истицы, отсутствии своевременного разъяснения ей прав и обязанностей по реализации своего права на получение жилого помещения со стороны компетентных органов, пропуск срока для подачи заявления Игнатьевой Н.Н. является уважительным.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Игнатьевой Натальи Николаевны к Администрации муниципального образования Крымский район Краснодарского края о признании права постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с последующим внеочередным предоставлением жилого помещения по договору социального найма, удовлетворить.

Признать за Игнатьевой Натальей Николаевной право постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с последующим внеочередным предоставлением жилого помещения по договору социального найма.

Обязать Администрацию муниципального образования Крымский район принять Игнатьеву Наталью Николаевну на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, имевших статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для последующего предоставления ей жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение десяти дней со дня его объявления.

     

Судья