Решение по заявлению Крымского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, об оспаривании действий органа местного самоуправления.



       К делу №2-1742/2011г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Крымск                                                                           «25» октября 2011 года.

         Крымский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи                                            Копаевой Т.Н.

при секретаре                                           Кривопуск Л.А.,

с участием представителя заинтересованного лица - администрации муници-пального образования Крымский район, Кехаева Ю.Н., действующего по доверенности от 10.08.2011г., представителя заинтересованного лица - МУП «Городское коммунальное хозяйство» Крымского городского поселения, Муха А.Ф., действующего по доверенности от 01.09.2011г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Крымского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, об оспаривании действий органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Крымский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределен-ного круга лиц, обратился в суд с заявлением об оспаривании действий органа местного самоуправления.

Свои требования мотивирует тем, что19.07.2011г.Крымской межрайонной прокуратурой совместно с сотрудниками управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства и законодательства о лицензирования деятельности по сбору, транспортировке, использованию, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности при эксплуатации Крымской свалки твердых бытовых отходов.

В ходе проведенной проверки установлено, что свалка занимает территорию около 60 000 кв.м. в районе ЛПДС «Крымская» в водоохраной зоне реки Адагум, в настоящее время не благоустроена, на карты не разбита, проект организации свалки не разработан. На действующую городскую свалку (полигон) для сбора ТБО администрация муниципального образования Крымский район, Краснодарского края не имеет правоустанавливающих документов (землеотвод, право собствен-ности, проектную документацию). При отсутствии правоустанавливающих документов администрация муниципального образования Крымский район, Красно-дарского края 09.08.2010 года заключила договор с МУП «Городское коммунальное хозяйство» на осуществление деятельности по сбору, вывозу ТБО и эксплуатации свалки. МУП «Городское коммунальное хозяйство» осуществляет деятельность при отсутствии санитарно-эпидемиологическою заключения на вид деятельности и заключения экологической экспертизы. Предприятием не разработана программа производственного лабораторного контроля.

Размещение отходов допускается только при наличии у природопользователя соответствующего разрешения, которое выдается территориальным органом Минприроды России и согласовывается с территориальными органами Госсанэпиднадзора России, Госгортехнадзора России, Роскомнедр, Роскомвода, а также с организациями, на территории которых планируется размещение отходов. Выбор места для строительства объекта по размещению отходов определяется решениями органа исполнительной власти субъектов России по согласованию со специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды на основе специально выполненных геологических, инженерно - геологических и гидрологических исследований. При необходимости проводится государственная экологическая экспертиза.

В связи с чем, Крымский межрайонный прокурор просит суд:

- признать незаконными действия администрации муниципального образова-ния Крымский район, Краснодарского края по заключению договора на размещение отходов I-IV класса опасности с МУП «Городское коммунальное хозяйство», Крымского городского поселения, не имеющего лицензии на данный вид деятельности;

- обязать администрацию муниципального образования Крымский район, Краснодарского края заключить договор по размещению отходов I-IV класса опасности с лицом, имеющим лицензию на данный вид деятельности.

В судебном заседании старший помощник Крымского межрайонного прокурора Устинов С.В., поддержал доводы, изложенные в заявлении, и просил суд их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица - администрации муниципального образования Крымский район, Краснодарского края, Кехаев Ю.Н., в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований Крымского межрайонного прокурора. Суду при этом пояснил, что в настоящее время сроки действия договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией муниципального образования Крымский район, и МУП «Городское коммунальное хозяйство», Крымского городского поселения, на осуществление деятельности по сбору, вывозу твердых бытовых отходов I-IV класса опасности, истекли. На момент заключения данного договора, им было неизвестно о том, что у МУП «Городское коммунальное хозяйство», Крымского городского поселения отсутствует лицензия на размещение твердых бытовых отходов I-IV класса опасности, а имеется лицензия лишь на осуществление деятельности по сбору, вывозу ТБО и эксплуатации свалки.

Представитель заинтересованного лица - МУП «Городское коммунальное хозяйство» Крымского городского поселения, Муха А.Ф., в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований Крымского межрайонного прокурора. Суду пояснил, что в 2006 году был заключен договор на осуществление деятельности по сбору, вывозу ТБО, между администрацией муниципального образования Крымский район и МУП «Городское коммунальное хозяйство», Крымского городского поселения, который ежегодно пролонгировался. МУП «Городское коммунальное хозяйство», Крымского городского поселения неоднократно собирало пакет документов, необходимый для получения лицензии на размещение твердых бытовых отходов I - IV класса опасности, однако в связи с тем, что объект, территория свалки, площадью 60 000 кв. м., предоставлен им в аренду, согласно договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, а не в собственность, получить лицензию на размещение отходов I - IV класса опасности не представлялось возможным. В настоящее время МУП «Городское коммунальное хозяйство» собран необходимый пакет документов для получения лицензии на размещение отходов 1-1V класса опасности.

Выслушав доводы участников судебного разбирательства, суд находит заявление Крымского межрайонного прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что органом местного самоуправления -администрацией муниципального образования Крымский район, Краснодарского края, допущены нарушения природоохранного законодательства и законодательства о лицензирования деятельности по сбору, транспортировке, использованию, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности при эксплуатации Крымской свалки твердых бытовых отходов, выразившиеся в следующем.

В соответствии со ст.42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст.51 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года, отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно п.п.9, 14 ст.15 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 года за №131-ФЗ, к вопросам местного значения муниципального района относятся организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии с п.74 ч.1 ст. 17 Федеральною закона РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001г. за №128-ФЗ, деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности является лицензируемым видом деятельности.

В судебном заседании установлено, что 19.07.2011г. Крымской межрайонной прокуратурой совместно с сотрудниками управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства и законодательства о лицензирования деятельности по сбору, транспортировке, использованию, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности при эксплуатации Крымской свалки твердых бытовых отходов.

В ходе судебного разбирательства по делу установлено, что Крымская свалка занимает территорию 60 000 кв.м.в районе ЛПДС «Крымская» в водоохраной зоне реки Адагум, при этом, свалка не благоустроена, на карты не разбита, проект организации свалки не разработан. На действующую городскую свалку (полигон) для сбора твердых бытовых отходов администрация муниципального образования Крымский район не имеет правоустанавливающих документов (землеотвод, право собственности, проектную документацию).

Судом установлено, что при отсутствии правоустанавливающих документов администрация муниципального образования Крымский район, ДД.ММ.ГГГГ заключила договор с МУП «Городское коммунальное хозяйство» на осуществление деятельности по сбору, вывозу твердых бытовых отходов и эксплуатации свалки. Предприятием не разработана программа производственного лабораторного контроля. Размещение отходов допускается только при наличии у природопользователя соответствующего разрешения, которое выдается территориальным органом Минприроды России и согласовывается с территориальными органами Госсанэпиднадзора России, Госгортехнадюра России, Роскомнедр, Роскомвода, а также с организациями, на территории которых планируется размещение отходов. Выбор места для строительства объекта по размещению отходов определяется решениями органа исполнительной власти субъектов России по согласованию со специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды на основе специально выполненных геологических, инженерно - геологических и гидрологических исследований. При необходимости проводится государственная экологическая экспертиза. Объекты для размещения отходов должны быть обустроены и эксплуатироваться в соответствии с проектами, прошедшими государственную и геологическую экологическую экспертизу, экологическими, строительными и санитарными нормами и правилами. Объекты размещения отходов должны быть внесены в государственный реестр объектов размещения отходов.

МУП «Городское коммунальное хозяйство» осуществляет деятельность при отсутствии санитарно-эпидемиологическою заключения на вид деятельности и заключения экологической экспертизы.

В тоже время, согласно ч.2 ст.40 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления деятельности (деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности).

Нарушены требования ст. 35 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», ст. 22 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, согласно которым отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Кроме того, в судебном заседании установлено, чтоимеющаяся у МУП «Городское коммунальное хозяйство» лицензия на осуществление деятельности по сбору и транспортировке следующих видов отходов IV класса опасности: мусор от бытовых помещений организаций несортированный, отходы потребления на производстве, подобные коммунальным, мусор строительный, отходы из жилищ несортированные, не предусматривает размещение отходов.

19.07.2011 года, в ходе осмотра территории Крымской свалки, проведенного Крымской межрайонной прокуратурой, было установлено, что на территорию свалки автотранспортными средствами вывозятся различные отходы: твердые бытовые отходы, отработанные автомобильные масляные фильтры, грунт, загрязненный нефтепродуктами, твердые коммунальные отходы; отходы убоя животных и птиц; стеклянные отходы; мусор строительный; отходы бумаги и картона; отходы резины, включая старые шины; масла автомобильные отработанные; отходы лакокрасочных средств; медицинские отходы.

Однако, до настоящего времени лицензии на осуществление деятельности по размещению твердых бытовых отходов I-IV класса опасности у МУП «Городское коммунальное хозяйство» отсутствует.

Данные обстоятельства, подтверждаются справкой -ИЭ-1 от 10.08.2011 года, о результатах проверки соблюдения требования законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

При таких обстоятельствах, суд считает, что заявление Крымского межрайонного прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 257, 258 ГПК РФ, суд

                                                 

                                                     РЕШИЛ:

Заявление Крымского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, об оспаривании действий органа местного самоуправления, удовлетворить.

Признать незаконными действия администрации муниципального образова-ния Крымский район, Краснодарского края по заключению договора на размещение отходов I-IV класса опасности с МУП «Городское коммунальное хозяйство», Крымского городского поселения, не имеющего лицензии на данный вид деятельности.

Обязать администрацию муниципального образования Крымский район, Краснодарского края устранить допущенные нарушения в полном объеме.

         Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Крымский районный суд в течение 10 суток со дня его объявления.

         

Судья: подпись.

Решение вступило в законную силу 08.11.2011 года.