К делу № 2-1924/11г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26 декабря 2011 года г. Крымск Краснодарского края Крымский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Юрчевской Г.Г., при секретаре Курилкине И.Г., с участием помощника Крымского межрайонного прокурора Шаенко Е.А., представителя ответчика Нестеренко Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крымского межрайонного прокурора в интересах Хмара Алексея Алексеевича к администрации МО Крымский район, Департаменту семейной политики Краснодарского края о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, УСТАНОВИЛ: Крымский межрайонный прокурор в интересах Хмара А.А. обратился в Крымский районный суд с иском к администрации МО Крымский район, администрации Краснодарского края о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке. Требования мотивируются тем, что Крымской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению Хмара А.А. о защите нарушенных жилищных прав в части не предоставления ему жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено, что Хмара Алексей Алексеевич, ххххх года рождения на основании распоряжения главы МО Крымский район Краснодарского края от 23.08.2007 года №Х-р поставлен в общую очередь и льготную очередь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и состоит на льготном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с 16.08.2007 года. Вместе с тем, до настоящего времени Хмара А.А. не обеспечен во внеочередном порядке жилым помещением, ввиду отсутствия надлежащего финансирования предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договор социального найма жилого помещения с ним не заключался. Исходя из буквального понимания требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а так же от иных условий. Кроме того, в соответствии со ст. 12 Закона КК от 15.12.2004 года №805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований КК отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление переданных им отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а так же лицам из их числа в соответствии с законодательством Краснодарского края путем приобретения (строительства) жилья, не освобождает администрацию Краснодарского края от обязанности по финансированию дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор может обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, в связи с чем, просит суд обязать администрацию МО Крымский район и администрацию Краснодарского края предоставить Хмара А.А. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, площадью не ниже установленных норм. В ходе рассмотрения дела по существу прокурор изменил свои исковые требования, просил обязать администрацию МО Крымский район предоставить Хмара А.А. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, площадью не ниже установленных норм за счет средств бюджета Краснодарского края в виде субвенций, а также обязать Департамент семейной политики Краснодарского края обеспечить выполнение администрацией муниципального образования Крымский район полномочий по предоставлению жилого помещения в городе Крымске Краснодарского края Хмара А.А. Определением от 28 ноября 2011 года в качестве соответчика по делу привлечен Департамент семейной политики Краснодарского края. В судебном заседании помощник Крымского межрайпрокурора Шаенко Е.А. заявленные требования поддержал в полном объеме. Хмара А.А. в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, на удовлетворении иска прокурора настаивал. Представитель администрации МО Крымский район Нестеренко Н.А. исковые требования не признала, пояснив, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Им делегированы государственные полномочия в этой сфере, однако они могут предоставлять жилье детям-сиротам только в рамках субсидий поступающих от администрации Краснодарского края на эти цели. Они несут ограниченную ответственность в пределах выделенных субвенций. Представитель Департамента семейной политики по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился. В отзыве, представленном в суд, просит рассмотреть дело в его отсутствие, а также в удовлетворении исковых требований отказать. Мотивирует свою позицию тем, что Хмара А.А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей и принят на учет граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении. Учитывая, что учет данной категории граждан в муниципальном образовании Крымский район в настоящее время ведется начиная с 2006 года, а Хмара А.А. был поставлен на льготный учет 16.08.2007 года и состоит на учете под №18, то предоставить ему жилое помещение вне очереди не представляется возможным, так как это нарушило бы право по обеспечению жильем тогда еще впереди стоящих очередников. Реализация права Хмара А.А. поставлена в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, имеющих аналогичное право как в данном муниципальном образовании, так и в целом по Краснодарскому краю. Краевая целевая программа «Дети-Кубани» рассчитана до 2013 года и гражданин сохраняет право на обеспечение жильем до момента его предоставления, Хмара А.А. будет обеспечен жилым помещением по мере выделения субвенции для приобретения или строительства жилых помещений муниципальному образованию Крымский район. На основании вышеуказанного просит признать право Хмара А.А. на обеспечение жилым помещением по договору социального найма в рамках реализации краевой целевой программы «Дети-Кубани» на 2009-2013 годы» в соответствии с датой постановки на льготный учет граждан, относящихся к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в качестве нуждающегося в жилом помещении. Представитель третьего лица - Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в судебное заседание не явился. В отзыве, представленном в суд представителем Козка Р.С., просит в удовлетворении исковых требований отказать, а также рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель третьего лица - Управление по вопросам семьи и детства Администрации МО Крымского района Печерица Ю.Н. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований. Выслушав помощника Крымского межрайпрокурора Шаенко Е.А., представителя ответчика - администрации МО Крымский район Нестеренко Н.А., представителя третьего лица Печерица Ю.Н., огласив отзывы, изучив материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В судебном заседании установлено, что Хмара А.А. состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях по категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей с 2007 года, что подтверждается распоряжением главы МО Крымский район №Х-р от 23.08.2007 года, приобщенным к материалам гражданского дела. Его право на получение жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с Законом № 159-ФЗ ответчиками не оспаривается. Исходя из пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ, подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", абзаца второго пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", во взаимосвязи следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерациипо предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых. в силу подпункта "ж" пункта 1 статьи 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий. В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. В Краснодарском крае 15 декабря 2004 года принят Закон № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в социальной сфере» в абз. 8 п.1 ст.1 которого установлено, что органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края наделяются отдельными государственными полномочиями по решению вопросов предоставления жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья. Таким образом, обязанность по предоставлению жилого помещения лицам, из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей лежит на МО Крымский район, поэтому требования прокурора, предъявленные к администрации МО Крымский район являются обоснованными и законными. Вместе с тем, реальное осуществление делегированных МО Крымский район полномочий возможно только при наличии необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, предоставляемых из краевого бюджета (ст. 132 Конституции РФ). В соответствии со ст. 13 Закона № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в социальной сфере» контроль за исполнением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется органами государственного финансового контроля Краснодарского края и уполномоченными органами исполнительной власти Краснодарского края в области образования, в области опеки, попечительства и семейной политики, в области здравоохранения, в области физической культуры и спорта в установленном порядке. Постановлением главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 года № 1265 утверждено положение «О департаменте семейной политики Краснодарского края», в пункте 1.1. которого указано, что Департамент семейной политики Краснодарского края (далее - Департамент) является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в области опеки, попечительства и семейной политики в Краснодарском крае. В функции Департамента семейной политики помимо прочих входят: - координация деятельности органов исполнительной власти Краснодарского края и подведомственных им учреждений, а также органов местного самоуправления в вопросах реализации государственной семейной политики на территории Краснодарского края и осуществления деятельности по опеке и попечительству, в части переданных полномочий (п.3.2). - в соответствии с законодательством Российской Федерации и Краснодарского края обеспечение финансирования органов местного самоуправления, реализующих переданные государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в муниципальных образованиях края (п.3.20); - осуществление контроля за проведением мероприятий, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм путем предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность (п. 3.26). Следовательно, реализация прав лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилого помещения напрямую зависит, как от органов местного самоуправления, которые в соответствии с законом Краснодарского края от 3.06.2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставляют указанной категории лиц жилые помещения по договору социального найма за счет краевого бюджета, так и соответствующего органа исполнительной власти Краснодарского края - Департамента семейной политики, который обязан обеспечить выполнение отдельных государственных полномочий, переданных МО Крымский район в сфере обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, однако своих функций на достаточном уровне не выполняет. При таких обстоятельствах, прокурором обоснованно предъявлены требования, как к органу местного самоуправления, так и к органу исполнительной власти субъекта РФ, которые при таких обстоятельствах, должны нести солидарную ответственность перед лицами, в интересах которых предъявлен иск по реализации их жилищных прав, предусмотренных законом. Суд, в соответствии с позицией Верховного суда РФ, отраженной в обзоре судебной практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», критически относится к доводам представителей МО Крымский район, Департамента по Семейной политике КК, которые при рассмотрении дела, указывали, что Хмара А.А. будет обеспечен жилым помещением по мере выделения субвенции для приобретения или строительства жилых помещений муниципальному образованию Крымский район, поскольку обеспечение вне очереди жилым помещением лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий. Руководствуясь ст. 191-197 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Крымского межрайонного прокурора в интересах Хмара Алексея Алексеевича к администрации МО Крымский район, Департаменту Семейной политики Краснодарского края о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования Крымский район предоставить Хмара Алексею Алексеевичу вне очереди жилое помещение по договору социального найма, площадью не ниже установленных норм за счет средств бюджета Краснодарского края в виде субвенций. Обязать Департамент Семейной политики обеспечить выполнение администрацией муниципального образования Крымский район полномочий в сфере реализации отдельных государственных полномочий по предоставлению жилого помещения в городе Крымске Краснодарского края Хмара Алексею Алексеевичу. Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Крымский районный суд в течение 10 суток со дня его вынесения в окончательной форме. Судья: Г.Г. Юрчевская