К делу № 2-447/12. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Крымск «03» февраля 2012 года Крымский районный суд Краснодарского края в составе: судьи Улановской Т.В. при секретаре Соловьевой М.Н., с участием адвоката Тоникова М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Захаровой Оксаны Викторовны об оспаривании действий Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Крымском районе по отказу в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала, УСТАНОВИЛ: Захарова О.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Крымском районе просила суд признать незаконным отказ Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Крымском районе от 31.10.2011 года в удовлетворении ее заявления о направлении средств Государственного сертификата на материнский (семейный) капитал на улучшение жилищных условий по договору купли-продажи от 20.10.2011года. Свои требования мотивирует тем, что 9 декабря 2008 года она получила государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, на основании которого имеет право на получение материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 года № 256-ФЗ. На момент получения данного сертификата, ни она, ни ее супруг, ЗВЮ, не имели своего жилья, в виду чего проживали на съемной квартире. 20.10.2011 года на основании договора купли-продажи недвижимого имущества, заключенного ею, действующей от своего имени и от имени несовершеннолетних детей: ЗАВ, ЗВВ, и ее супругом с ДТС была приобретена в общую долевую собственность, в равных долях 1/3 доля земельного участка площадью 600 (шестьсот ) квадратных метров, относящегося к землям населенных пунктов- для индивидуального жилищного строительства, с кадастровым номером №, с размещенным на нем 1/3 долей жилого дома с пристройками, состоящего в целом составе из одного основного строения по литером «А,А1, а,а1,а2,а4» одноэтажного, саманного из 5-ти жилых комнат, общей площадью 69,0 (шестьдесят девять) квадратных метров, в том числе жилой площадью 43,5 (сорок три целых и пять десятых) квадратных метров, и земельный участок, площадью 155 (сто пятьдесят пять) квадратных метров, относящийся к землям населенных пунктов- для индивидуального жилищного строительства, с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>. С учетом материального положения их семьи данное приобретение являлось улучшением жилищных условий, и они решили направить средства материнского капитала на оплату приобретенного жилья. После получения свидетельств о регистрации права собственности она обратилась в УПФ РФ в <адрес> с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала в общей сумме 338860,37 рублей. 31.10.2011 года УПФ РФ в Крымском районе было принято решение об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала на основании п.2 ч.2 ст. 8 и ч.5 ст. 7 ФЗ № 256-ФЗ. Причиной отказа явилось то, что улучшением жилищных условий согласно ФЗ № 256-ФЗ является приобретение изолированного жилого помещения, которое переходит в собственность только родителей и детей, а приобретение доли в праве не может служить улучшением жилищных условий. 22 декабря 2011 года ею было получено уведомление об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, с разъяснением права на обжалование действий Пенсионного фонда. Захарова О.В. уверена, что приобретя 1/3 долю недвижимого имущества, она улучшила жилищные условия своей семьи. Фактически для проживания они занимают 5 комнат, с отдельным входом и с отдельной дворовой территорией. Договор купли-продажи недвижимости, заключенный между членами ее семьи и ДТС не противоречит требованиям закона, то есть ими избран предусмотренный законом способ улучшения жилищных условий. Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 года № 256-ФЗ не содержит запрет на приобретение доли в жилом помещении. Заявительница считает, что обжалуемыми действиями Пенсионного фонда нарушено право ее семьи на получение социальной помощи, предусмотренной действующим законодательством Российской Федерации, более того, указанным решением об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала поставлено под угрозу материальное положение ее семьи, поскольку приобретенное ими жилье находится под залогом, и на него может быть обращено взыскание, в случае невыполнения условий договора купли-продажи. В судебном заседании заявительница Захарова О.В. и ее представитель адвокат Тоников М.В. поддержали заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям. Представитель заинтересованного лица - УПФ РФ в Крымском районе Бочкарева О.В. возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив суду, что в соответствии с ч.3 ст. 7 ФЗ от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» лица, получившие сертификат могут воспользоваться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям, в том числе для улучшения жилищных условий. Пунктом 1 ст. 10 Закона предусмотрено направление средств материнского капитала на приобретение жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах. Рассмотрев заявление Захаровой О.В. о направлении средств материнского капитала на приобретение 1/3 доли жилого дома по договору купли-продажи от 20.10.2011 года, Управление Пенсионного фонда в Крымском районе было вынесено решение об отказе в его удовлетворении, поскольку согласно представленных документов, семья заявительницы по договору от 20.10.2011 года приобрела в собственность не целый жилой дом, расположенный по адресу <адрес>, а лишь его 1/3 долю, которая оценена сторонами и продана за 600 000 рублей. Приобретенное семьей заявительницы жилое помещение не является изолированным, доля в натуре не выделена, то есть приобретение 1/3 доли в праве собственности на жилой дом нельзя рассматривать как улучшение заявительницей жилищных условий, так как указанная доля не может быть индивидуализирована, отнесена к изолированному жилому помещению. В соответствии со ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, относящееся к недвижимому имуществу, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям. Общая площадь приобретенного Захаровой О.В. жилого дома составляет 69,0 кв.м., 1/3 его доля составляет 23 кв.м. Приобретение семьей из четырех человек жилого помещения площадью 23 кв.м., то есть значительно ниже социальной нормы, не может являться улучшением жилищных условий. Более того, приобретение лишь доли в разделенном реально жилом доме, при наличии права собственности на другую 2/3 долю за посторонним лицом, также свидетельствует о том, что действия Захаровой О.В. не отвечают целям и задачам Закона № 256-ФЗ и не улучшают жилищных условий ее семьи. Аналогичную позицию представитель Пенсионного фонда выразила в возражении на заявление Захаровой О.В. Выслушав заявительницу, ее представителя, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и для детей. (ч.1 ст. 39) Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, в соответствии со статьей 39 Конституции РФ, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ. В целях создания условия, обеспечивающего семьям, имеющим детей, достойную жизнь, Федеральным законом от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», установлены дополнительные меры государственной поддержки этих семей, право на получение которых согласно подпункту 1 п.1 ст. 3 указанного Закона возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших второго ребенка, начиная с 01.01.2007 года, независимо от места их жительства. Согласно ст. 2 Закона, дополнительными мерами государственной поддержки семей, имеющих детей, являются меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня жизнеобеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом; материнским (семейным) капиталом признаются средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом; именным документом, подтверждающим право на дополнительные меры государственной поддержки, является государственный сертификат на материнский (семейный) капитал. В соответствии со ст. 7 Закона распоряжение средствами материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда РФ заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом. Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме, либо по частям, в том числе на улучшение жилищных условий. В силу ч.1 ст. 10 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах, путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, представившей по кредитному договору (договору займа) средства на указанные цели. Аналогичные положения содержатся в подпункте «б» п.3 «Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 года № 862 (в редакции Постановлениям Правительства РФ от 13.01.2009 года № 20). На основании п.6 названных Правил, заявление подается в письменной форме с предъявлением следующих документов: подлинник сертификата (его дубликат в случае утраты или порчи сертификата); основной документ, удостоверяющий личность лица, получившего сертификат, и его регистрацию по месту жительства либо по месту пребывания; основной документ, удостоверяющий личность представителя, и нотариально удостоверенная доверенность, подтверждающая его полномочия, - в случае подачи заявления через представителя; основной документ, удостоверяющий личность супруга лица, получившего сертификат, и его регистрацию по месту жительства либо по месту пребывания, - в случае если стороной сделки либо обязательств по приобретению или строительству жилья является супруг лица, получившего сертификат, либо если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства осуществляются супругом лица, получившего сертификат; свидетельство о браке - в случае если стороной сделки либо обязательств по приобретению или строительству жилья является супруг лица, получившего сертификат, либо если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства осуществляются супругом лица, получившего сертификат. Согласно п. 8 Правил, в случае направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на оплату приобретаемого жилого помещения лицо, получившее сертификат, одновременно с вышеуказанными документами, представляет: копию договора купли-продажи жилого помещения (договора купли-продажи жилого помещения с рассрочкой платежа), прошедшего государственную регистрацию в установленном порядке; копию свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение лица, получившего сертификат, и (или) его супруга, осуществляющего приобретение жилого помещения с использованием средств материнского (семейного) капитала; справку лица, осуществляющего отчуждение жилого помещения по договору купли-продажи жилого помещения с рассрочкой платежа, заключенному с лицом, получившим сертификат, или с супругом лица, получившего сертификат, о размерах оставшейся неуплаченной суммы по договору - в случае если приобретение жилого помещения осуществляется по договору купли-продажи жилого помещения с рассрочкой платежа. Данный перечень документов исчерпывающий, и расширенному толкованию не подлежит. На основании п. 15 Правил, жилое помещение объект индивидуального жилищного строительства, на приобретение, строительство или реконструкцию которых направляются средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, должны находиться на территории Российской Федерации. Как установлено по делу, заявительница Захарова Оксана Викторовна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит с ДД.ММ.ГГГГ в зарегистрированном браке с ЗВЮ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и имеет двоих детей: сына ЗВВ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и дочь ЗАВ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В соответствии с государственным сертификатом на материнский (семейный) капитал серии № от 09.12.2008 года (л.д. 14), заявительница имеет право на получение материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным Законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в размере 338860,37 рублей. Захарова О.В., действующая от своего имени и в интересах малолетних детей ЗВВ и ЗАВ, и ее супруг ЗВЮ по договору купли-продажи от 20.10.2011 года (л.д. 20-23) приобрели у ДТС в общую долевую собственность, в равных долях 1/3 долю земельного участка площадью 600 (шестьсот) квадратных метров, относящегося к землям населенных пунктов - для индивидуального жилищного строительства, с кадастровым номером №, с размещенным на нем 1/3 долей жилого дома с пристройками, состоящего в целом составе из одного основного строения по литером «А,А1, а,а1,а2,а4» одноэтажного, саманного из 5-ти жилых комнат, общей площадью 69,0 (шестьдесят девять) квадратных метров, в том числе жилой площадью 43,5 (сорок три целых и пять десятых) квадратных метров, и земельный участок, площадью 155 (сто пятьдесят пять) квадратных метров, относящийся к землям населенных пунктов - для индивидуального жилищного строительства, с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>. В соответствии с условиями договора стоимость вышеуказанного имущества определена сторонами и составила 600000 (шестьсот тысяч) рублей, которые в размере 338860,37 рублей будут выплачены за счет средств материнского (семейного) капитала, путем перечисления по безналичному расчету на расчетный счет продавца, 261139,63 рублей уплачиваются покупателями за счет собственных денежных средств в момент подписания договора. Данный договор был зарегистрирован в соответствии с действующим законодательством. 20.10.2011 года была произведена государственная регистрация права всех членов семьи заявительницы с обременением в виде ипотеки в силу закона. Заявительница и члены ее семьи стали сособственниками указанных в договоре объектов недвижимости, о чем ими были получены соответствующие свидетельства (л.д. 25-36). Вышеуказанные обстоятельства также подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 37). 26.10.2011 года заявительница обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Крымском районе с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала с просьбой направить средства материнского (семейного) капитала в сумме 338860 рублей 37 копеек на оплату приобретаемого жилого помещения по договору купли-продажи от 20.10.2011 года, представив все необходимые документы. Пунктом 3 ч.2 ст. 8 Закона РФ Законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» территориальному органу Пенсионного фонда РФ предоставлено право отказать в удовлетворении заявления о распоряжении материнским (семейным) капиталом в случае указания в заявлении о распоряжении направления использования средств материнского семейного капитала, не предусмотренного настоящим федеральным законом. По результатам рассмотрения указанного выше заявления 31.10.2011 года Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Крымском районе Захаровой О.В. было выдано уведомление, в соответствии с которым ей было отказано в удовлетворении е заявления и направлении денежных средств в сумме 338860,37 рублей на оплату приобретаемого жилого помещения, на том основании, что приобретение 1/3 доли в праве собственности на жилой дом не повлекло для ее семьи улучшения жилищных условий. В нарушение ч.3 ст. 8 закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 года, предусматривающей обязанность территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем через 5 дней с даты вынесения соответствующего решения направить заявителю уведомление о рассмотрении заявления, УПФ РФ в Крымском районе направило уведомление о принятии решения об отказе в удовлетворении заявления от 31.10.2011 года только 20.12.2011 года, то есть по истечении предусмотренных законом 5 дней, подтверждением чему является конверт с отметками об отправке (л.д. 19). В уведомлении об отказе в удовлетворении заявления Захаровой О.В. от 31.10.2011 года указано, что приобретение ею доли жилого дома не может являться улучшение жилищных условий ее семьи, поскольку приобретаемая доля жилого дома не представляет собой изолированное жилое помещение (доля в праве собственности не индивидуализирована), жилой дом, в котором приобретается доля, находится в общей долевой собственности кроме владельца сертификата и членов ее семьи, еще и другого собственника. Согласно ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. В силу ч.1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законодательными правовыми актами, действовавшими в момент его заключения. В ходе судебного разбирательства заявительницей на обозрение суда и участников процесса был представлен технический паспорт жилого дома, в котором ею приобретается доля, и его поэтажный план. В результате исследования представленных документов было установлено, что приобретаемая семьей заявительницы доля жилого помещения представляет собой изолированное жилое помещение, с отдельным входом и придомовой территорией, предназначенное для проживания отдельной семьи. До приобретения доли жилого дома, расположенного в <адрес>, семья заявительницы не имела в собственности собственного жилого помещения и проживала на съемной квартире. В соответствии со ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, относящееся к недвижимому имуществу, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям. В статье 16 ЖК РФ определены виды жилых помещений, к которым в частности относятся жилой дом, часть жилого дома. Согласно разъяснениям Министерства регионального развития РФ (письмо от 13.03.2009 года № 6890-СК/07) приобретение доли жилого помещения является не противоречащей закону сделкой. С учетом изменение, внесенных ФЗ от 28.07.2010 года № 241-ФЗ в Закон № 256-ФЗ, приобретение доли не является противоречащей закону сделкой в случае, когда изолированное жилое помещение, приобретенное с использованием средств материнского (семейного) капитала, переходит в собственность родителей и детей. Приобретение Захаровой О.В. 1/3 доли в праве собственности на жилое помещение с использованием средств материнского капитала, оформлением указанной доли в собственность заявительницы, ее супруга и детей, не противоречит концепции государственной поддержки семей, имеющих детей, закрепленной в Законе № 256-ФЗ от 29.12.2006 года. Законодательством не запрещено приобретение долей в праве на жилые помещения и соответственно, использование материнского капитала на приобретение долей в праве на жилье. При таких обстоятельствах, договор, заключенный заявительницей и членами ее семьи с ДТС, не противоречит требованиям закона, то есть Захаровой О.В. избран предусмотренный законом способ улучшения жилищных условий своей семьи, путем приобретения изолированного жилого помещения, отвечающего требованиям ст.ст.15, 16 ЖК РФ. Целесообразность финансирования сделки по приобретению 1/3 доли в праве собственности на жилой дом не вызывает у суда сомнений, поскольку доводы представителя УПФ РФ в Крымском районе о том, что приобретаемая заявительницей и членами ее семьи доля в праве собственности на жилое помещение не индивидуализирована, являются необоснованными, ввиду ее опровержения материалами дела. В силу положений ст. 209 ГК РФ и 31 ЖК РФ правомочия собственника значительно шире, чем правомочия пользователя жилым помещением, находящимся в собственности другого лица. Приобретение жилого помещения в собственность, безусловно, является улучшением его жилищных условий. В соответствии со ст. 35 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет право владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением. По изложенным в решении обстоятельствам, с учетом указанным выше норм права, суд находит несостоятельной и ссылку представителя УПФ РФ в Крымском районе на то, что приобретение спорного помещения не является улучшением жилищных условий, так как приобретаемая семьей заявительницы, состоящей из четырех человек, 1/3 доля в пересчете на площадь ниже социальной нормы. На основании изложенного суд приходит к выводу, что, семья заявительницы, не имеющая в собственности жилого помещения, приобретая 1/3 долю в праве собственности на жилой дом, безусловно, улучшила свои жилищные условия. Исходя из фактических обстоятельств дела, суд полагает, что отказ Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Крымском районе от 31.10.2011 года в удовлетворении заявления Захаровой Оксаны Викторовны о направлении средств Государственного сертификата на материнский (семейный) капитал на улучшение жилищных условий по договору купли-продажи от 20.10.2011года противоречит целям и задачам Федерального закона от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», оснований для отказа в удовлетворении заявления Захаровой О.В. о распоряжения средствами материнского (семейного) капитала Управлением ПФ РФ в Крымском районе суду не представлено, в связи с чем, требования заявительницы Захаровой О.В. подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Захаровой Оксаны Викторовны об оспаривании действий Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Крымском районе по отказу в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала удовлетворить. Признать незаконным отказ Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Крымском районе от 31.10.2011 года в удовлетворении заявления Захаровой Оксаны Викторовны о направлении средств Государственного сертификата на материнский (семейный) капитал на улучшение жилищных условий по договору купли-продажи от 20.10.2011года. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Крымском районе направить средства Государственного сертификата на материнский (семейный) капитал № от 09.12.2008 года на оплату приобретенных Захаровой Оксаной Викторовной долей жилого <адрес>, расположенного по <адрес> в <адрес> края, по договору купли-продажи от 20.10.2011 года. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Крымский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме. Судья: