К делу № 2-29/2012г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г.Крымск «30» января 2012 года Крымский райсуд Краснодарского края в составе: судьи Улановской Т.В. при секретаре Соловьевой М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Ходченко Сергея Леонидовича, Ходченко Светланы Михайловны, Ходченко Александра Сергеевича, Ходченко Евгения Сергеевича и Старковой Зинаиды Сергеевны к Департаменту социальной защиты населения Краснодарского края, Управлению социальной защиты населения в Крымском районе Краснодарского края и Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России о признании подвергшимися радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и признании права на льготы и предоставление мер социальной поддержки вследствие радиационного воздействия ядерных испытаний, УСТАНОВИЛ: Ходченко С.Л., Ходченко С.М., Ходченко А.С., Ходченко Е.С. и Старкова З.С. обратились в Крымский районный суд с иском к Департаменту социальной защиты населения Краснодарского края, Управлению социальной защиты населения в Крымском районе Краснодарского края и Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России о признании подвергшимися радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и признании права на льготы и предоставление мер социальной поддержки вследствие радиационного воздействия ядерных испытаний. Свои требования мотивирует тем, что они родились и проживали до 1994 года в г. Семипалатинске, бывшей Казахской ССР, расположенной в зоне повышенного радиационного риска из-за приближенности к Семипалатинскому полигону, на котором происходили испытания ядерного оружия. Как указывают истцы, вследствие испытаний ядерного оружия, проводившихся в течение 40 лет на Семипалатинском испытательном полигоне, они подверглись хроническому радиационному воздействию в течение длительного времени с эквивалентной дозой воздействия на население до 35 сЗв (бэр) в период ядерных испытаний с 1949 года по 1990 год и получили каждый суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр). Кроме того, право истцов на льготы, как пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне, подтверждается их удостоверениями, выданными Ленинской районной администрацией г. Семипалатинска Республики Казахстан на основании Закона Республики Казахстан от 18.12.1992 года «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне». С 1995 года истцы живут в Краснодарском крае и являются гражданами Российской Федерации и с того времени они неоднократно обращались к ответчикам с заявлением о выдаче удостоверения установленного единого образца, подтверждающего отнесение их к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне. Однако до настоящего времени удостоверения им не выданы. Истцы просят суд признать их подвергшимися радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной (накопительной) дозой облучения превышающей 25сЗв (бэр) и обязать МЧС России выдать каждому из них удостоверение единого образца, подтверждающее право на получение социальной поддержки в соответствии с ФЗ от 10.01.2002 года «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» и определением Конституционного суда РФ от 11.07.2006 года № 414-О. В судебном заседании истцы Ходченко С.Л., Ходченко А.С., Ходченко Е.С., Ходченко С.М., действующая от своего имени и от имени истицы Старковой З.С. по доверенности, поддержали исковые требования по изложенным в заявлении основаниям. Представители ответчиков - Департамента социальной поддержки населения Краснодарского края (далее ДСЗК КК) и Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее МЧС), извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителей ДСЗН КК и МЧС России. Представитель ответчика - Управления социальной защиты населения в Крымском районе Майбродская С.Г. заявленные исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, пояснив при этом, что г. Семипалатинск, в котором проживали истцы, не включен в перечни населенных пунктов, утвержденные Правительством РФ, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Более того, истцами не представлено медицинских документов, подтверждающих получение ими суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр). Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о что, заявленные исковые требования являются необоснованными, не нашедшими своего подтверждения в судебном заседании, и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 2-ФЗ гражданам, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом. Во исполнение статьи 5 Федерального закона от 10 января 2002 года № 2-ФЗ приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий утвержден Порядок выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, который предусматривает определенный перечень документально подтвержденных оснований для выдачи гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, удостоверений для получения мер социальной поддержки. Выдачу удостоверений осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В соответствии с пунктом 2 Порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, удостоверения выдаются гражданам Российской Федерации, которые проживали, проходили военную службу с 1949 по 1963 годы в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр). Эти условия также указаны в Определении Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 года № 404-О и от 04.12.2007 года № 960-О-П. Перечни населенных пунктов утверждены распоряжениями Правительства Российской Федерации от 10.02.1994г. №162-р, 15.03.1995г. №356-р, от 08.02.2002 года № 156-р. Перечни подготовлены в соответствии с расчетами доз облучения населения по методике МУ 2.6.1.015-93, утвержденной Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, то есть уполномоченным на это федеральным органом исполнительной власти (статья 7 Федерального закона от 9.01.1996г. №3-Ф3 «О радиационной безопасности населения»). Основанием для включения (невключения) того или иного населенного пункта в Перечень, утвержденный распоряжением Правительства от 08.02.2002 года № 156-р, послужили научные отчеты Государственного учреждения НИИ региональных медико-биологических проблем 1997г. и 1998г., выполненные в соответствии с поручениями Президента РФ № ПР-469 от 04.04.1997 года и Правительства РФ №ВЧП9-10884 ОТ 10.04.1997 года по договору на создание научно-технической продукции № 1/5-5УР.АК от 16.06.1997 года между МЧС России и ГУ НИИ РМЭП на основе архивных данных, представленных Минобороны России. Таким образом, основанием для признания гражданина подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне является как проживание в населенных пунктах, включенных в перечень, так и получение суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр). Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации. В подтверждение статуса этим гражданам выдаются удостоверения. Порядок выдачи удостоверений определен приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 сентября а 2009 года № 540 «Об утверждении Порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». Во исполнение указанного Порядка, постановления главы администрации (губернатора) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об уполномоченном органе по рассмотрению документов граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» в департаменте социальной защиты населения <адрес> создана комиссия по рассмотрению документов граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, которая является коллегиальным органом департамента. РФ Комиссия осуществляет проверку документов, представленных гражданами, подвергшимися радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и принимает решение о включении (об отказе включения) граждан в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Выдачу удостоверений осуществляет МЧС России. Как было установлено в судебном заседании в г. Семипалатинске Республики Казахстан проживали: Ходченко С.М. с ноября 1964 года по июнь 1994 года, Ходченко С.Л. с января 1962 года по ноябрь 1981 года, с декабря 1983 года по февраль 1994 года, Ходченко А.С. с июля 1986 года по июнь 1994 года, Ходченко Е.С. с марта 1993 года по июнь 1994 года, Старкова З.С. с июня 1962 года по апрель 1975 года, с августа 1978 года по июнь 1994 года. Населенный пункт, в котором проживали истцы (г. Семипалатинск бывшей Казахской ССР), отсутствует в вышеуказанных перечнях, так как по расчетам специалистов научных учреждений жителями этого населенного пункта от всех произведенных на полигоне взрывов могло быть получено облучение ниже предела дозы, установленного указанным законом (5 сЗв). Согласно отчету о НИР «Дозы облучения жителей населенных пунктов Казахстана от ядерных взрывов, проведенных на Семипалатинском испытательном полигоне» ЦФТИ Минобороны России, максимальное радиационное воздействие на жителей г. Семипалатинска было оказано от ядерного испытания 7 августа 1962 года и составило 0,1 сЗв (бэр). Период проживания Ходченко С.М., Ходченко А.С., Ходченко Е.С., Старковой З.С. не соответствует периоду проживания, указанному в пункте 2 Порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. То обстоятельство, что г. Семипалатинск не включен в установленный Правительством РФ перечень, само по себе не может быть основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. Статус лица, претендующего на получение мер социальной поддержки должен быть определен с учетом положений Конституции РФ объективными обстоятельствами, получившими документальное подтверждение и свидетельствующими об определенном объеме вреда, причиненного в результате проведения соответствующих ядерных испытаний. В подтверждение получения суммарно (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне истцами были представлены справки за №, выданные администрацией г. Семипалатинска Республики Казахстан, содержащие ссылку на Закон Республики Казахстан «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне». Вышеуказанные справки не являются в Российской Федерации достоверным доказательством получения ими дозы облучения, так как содержащаяся в них информация основана не на специальных исследованиях, а на Законе Республики Казахстан от 18.12.1992 года, не имеющим юридической силы в РФ, и не подтверждается архивными материалами Минобороны России и научными исследованиями компетентных российских специалистов, на основании которых разрабатывался Перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ в редакции от 08.02.2002 года № 156-р. Более того, дозовые значения, установленные Законом Республики Казахстан и указанные в представленных истцами справках, не подтверждаются Перечнем населенных пунктов Республики Казахстан с указанием доз внешнего, внутреннего облучения и их суммы, полученных населением в период с 1949 по 1992 годы в результате деятельности Семипалатинского ядерного полигона, утвержденным Главным радиологом Минздрава Республики Казахстан Р.А. Айтмаганбетовым, в соответствии с которым значение суммарной накопленной дозы облучения, полученной жителями г. Семипалатинска за весь указанный период (43 года) составило 1,05 сЗв (бэр). Республика Казахстан, являясь суверенным государством, вправе закреплять законодательно любые нормы. Однако принять за достоверные доказательства сведения указанные в справке, выданной в соответствии с Законом Республики Казахстан, и предоставить в Российской Федерации на основании этой справки меры социальной поддержки, было бы возможно при наличии соответствующих международных договоров. Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003г. №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм права и международных договоров Российской Федерации» даны разъяснения о том, что при рассмотрении судами гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», часть 2 статьи 7 Гражданского кодекса Российской Федерации). Поскольку международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне не существует, нет законных оснований для применения при рассмотрении данного спора норм права иностранного государства, Республики Казахстан, на территории Российской Федерации. Кроме того, доза облучения, указанная в данных справках, была определена в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Согласно статье 13 Конвенции от 22 января 1993 года «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» государствами-участниками данной Конвенции, обеспечивается лишь признание аутентичности (подлинности) документов, исходящих от органов власти, должностных или специально уполномоченных лиц иностранных государств, без необходимости дополнительного удостоверения (консульской легализации или проставления апостиля). Кроме того, названная Конвенция распространяется только на транснациональныеотношения - возникающие на территории одного государства, но затрагивающие права граждан и жителей других государств. Из чего следует, сто Конвенция не дает гражданам РФ права требовать на территории РФ предоставления им мер социальной поддержки, установленных законодательством Республики Казахстан. При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют законные основания для удовлетворения заявленных требований, поскольку представленные в суд документы не отвечают требованиям Федерального закона от 10.01.2002 года № 2-ФЗ, нормативных актов РФ, которые должны применяться судом при рассмотрении дела о признании пострадавшими вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, то есть требования не подтверждены доказательствами по делу. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Ходченко Сергею Леонидовичу, Ходченко Светлане Михайловне, Ходченко Александру Сергеевичу, Ходченко Евгению Сергеевичу и Старковой Зинаиде Сергеевне в иске к Департаменту социальной защиты населения Краснодарского края, Управлению социальной защиты населения в Крымском районе Краснодарского края и Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России о признании подвергшимися радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и признании права на льготы и предоставление мер социальной поддержки вследствие радиационного воздействия ядерных испытаний - отказать. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Крымский райсуд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме. Судья: